История обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта
01.01.2017
История обучения детей с умеренной умственной отсталостью.
Изучением лиц, страдающих нарушением интеллекта, длительное время занимались клиницисты, но поскольку больные с глубокой степенью умственной отсталости составляли очень малую часть контингента психиатрических больных, то изучению этих больных ими уделялось мало внимания. Исключение составляют ученики Ж. Эскироля –Voisin, Segun (1812-1880), труды которых оказали большое влияние на развитие науки о слабоумных детях, их воспитании и лечении. Э.Сеген дал определение и клиническое описание идиотии и имбецильности, а также создал свою систему лечебной и педагогической коррекции, разработанную и лично проверенную им в течение многих лет. Эта система с ее последовательностью этапов (развитие сенсомоторики, формирование мышления, воспитание воли) послужила основой для дальнейшего развития мировой олигофренопедагогики.
Конец 19 – начало 20 века в истории обучения детей с умственной отсталостью занимает особое место. Это было время, когда в олигофренопедагогику пришли крупнейшие ученые, педагоги, клиницисты.
Р. Вайс, Ж. Демор, А. Бине, Ж. Филипп, Поль-Бонкур и многие другие в своих теоретических работах и практической деятельности развивали и дополняли идеи своих предшественников Ж. Итара, Э. Сегена. Они исходили из того, что процесс воспитания по существу является процессом приспособления к общественной жизни. Во всех трудах этих авторов прослеживается мысль об обучении через деятельность, о коррекции недостатков в развитии, для чего обучение нужно вести по наглядному методу.
Огромную роль в развитии олигофренопедагогики сыграли врачи-психиатры (В. И. Яковенко, И. Г. Игнатьева, П. И. Ковалевский), которые среди детей с приобретенными психозами выделили умственно отсталых.
В Петербурге в 1882 г. появилось врачебно- воспитательное заведение супругов И. В. и Е. Х. Маляревских, именовавшееся «Врачебно-воспитательное заведение доктора И. В. Малеревского». В учреждении, по типу современных медико-педагогических консультаций, проводился амбулаторный прием, велось обследование, давались рекомендации по обучению, лечению. Большое внимание уделялось урокам рисования, лепки, гимнастики, музыки.
Огромная роль в возникновении и организации помощи глубоко умственно отсталым детям принадлежит Е. К. Грачевой. Привлекая многих видных деятелей к участию в благотворительной деятельности, ей удалось создать первые в России приюты для детей-идиотов и эпилептиков (1895 г.- в Петербурге, 1902 г. – в Курской губернии, 1905 г.- в Москве). Книга «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей- инвалидов и эпилептиков» явилась первым учебным пособием о воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.
В 1908 г. было открыто частное учебно-воспитательное заведение « Школа-санаторий для дефективных детей» под руководством В. П. Кащенко, которое впоследствии стало одним из первых и ведущих центров отечественной дефектологии.
В первые годы после 1917 г. по стране была создана сеть вспомогательных школ,где особое место занимают трудовое обучение и воспитание.Период 30- 70 гг. характеризуется интенсивным развитием отечественной олигофренопедагогики как системы научных знаний об обучении и воспитании умственно отсталых лиц. Большой вклад в ее развитие внесли Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А.Н. Граборов, Г. М. Дульнев. Одновременно этим продолжается изучение слабоумия психологами и психиатрами (А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, В. И. Лубовский, Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и др.).Появляется распоряжение « Об отборе детей во вспомогательные школы».
В 70х-80х гг. в нашей стране открываются первые детские сады для умственно отсталых детей, развивается новая отрасль олигофренопедагогики – дошкольная педагогика, разрабатываются современные технологии обучения глубоко умственных отсталых детей и подростков (Г. В. Цикото, А. Р. Маллер, А. А. Еремина и др.)
До конца 60-х годов 20 века обучение и воспитание таких детей в нашей стране осуществлялось в учреждениях социальной защиты (дома – интернаты для умственно отсталых детей) и системы просвещения (специальные классы во вспомогательной школе). Однако и в той и другой системе уровень организации и коррекционно-развивающей работы страдал некоторыми недостатками. В детских домах основное внимание было направлено на выработку у детей элементарных навыков самообслуживания, трудовому обучению, отодвигая вопросы обучения грамоте, счету, развитию психических функций на второй план. Кроме того, детские дома-интернаты – закрытые учреждения, дети были изолированы от семьи и общества, что препятствовало их развитию.
Что касается обучения детей в т.н. имбецильных классах вспомогательной школы, то здесь наблюдалась обратная картина: наряду с определенными достижениями в овладении детьми минимальными общеобразовательными знаниями, не решались вопросы их социально-трудовой адаптации. Было принято решение о закрытии таких классов. Дети стали направляться в учреждения социального обеспечения или оставаться в семьях. За ними закрепился термин «необучаемые». Неоднократно высказывались мнения, что учебные знания не приносят особой пользы умственно отсталому ребенку из-за его неумения самостоятельно пользоваться ими.
Но научно-исследовательская работа по изучению потенциальных возможностей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к интеграции в общество продолжалась такими авторами, как Г. В. Цикото, А. Р. Маллер, М. И. Кузьмицкая, Я. Г. Юдилевич, С.Д. Забрамная и др. В 1976 году была издана Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, в ней были представлены новые дисциплины, такие, как «Предметно-практическая деятельность», « Социально-бытовая ориентировка». В 1986 году было принято решение о введении в домах-интернатах ставок учителей-олигофренопедагогов (правда, реализовалось это решение недавно); в конце 90-х годов были открыты группы с 5-дневным пребыванием детей.
Современное состояние учения об умственной отсталости позволяет утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные, даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.
Следуя мировой тенденции гуманизации коррекционного образования, опираясь на ряд международных и российских документов в начале 2000-х гг. вновь были открыты классы для детей с умеренной умственной отсталостью в коррекционных образовательных учреждениях.
В Екатеринбурге классы для детей с умеренной умственной отсталостью были открыты в специальных (коррекционных) учреждениях №118, № 123, № 169, №34, успешно действующие в настоящее время.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.10.2018
Дата обновления: 24.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017