История обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта

01.01.2017

История обучения детей  с умеренной умственной отсталостью.

 

Изучением лиц, страдающих нарушением интеллекта, длительное время  занимались клиницисты, но поскольку больные с глубокой степенью умственной отсталости составляли очень малую часть контингента психиатрических больных, то изучению этих больных ими уделялось мало внимания. Исключение составляют ученики Ж. Эскироля –Voisin, Segun (1812-1880), труды которых оказали большое влияние на развитие науки о  слабоумных детях, их воспитании и лечении. Э.Сеген   дал определение и клиническое описание идиотии и имбецильности, а также создал свою систему лечебной и педагогической  коррекции, разработанную и лично проверенную им в течение многих лет. Эта  система с ее последовательностью этапов (развитие сенсомоторики, формирование мышления, воспитание воли) послужила основой для дальнейшего развития  мировой олигофренопедагогики.

Конец 19 – начало 20 века в истории  обучения детей с умственной отсталостью занимает особое место. Это было время, когда в олигофренопедагогику  пришли крупнейшие ученые, педагоги, клиницисты.

 Р. Вайс, Ж. Демор, А. Бине, Ж. Филипп, Поль-Бонкур  и многие другие  в своих теоретических работах и практической деятельности развивали  и дополняли  идеи своих предшественников Ж. Итара, Э. Сегена. Они исходили из того, что процесс воспитания по существу является процессом приспособления к общественной жизни. Во всех трудах этих авторов прослеживается мысль об  обучении  через деятельность, о коррекции недостатков в развитии, для чего обучение нужно вести по наглядному методу. 

Огромную роль в развитии олигофренопедагогики сыграли врачи-психиатры (В. И. Яковенко, И. Г. Игнатьева, П. И. Ковалевский), которые среди детей  с  приобретенными психозами выделили умственно отсталых.

 В Петербурге в 1882 г. появилось врачебно- воспитательное заведение  супругов И. В. и Е. Х. Маляревских, именовавшееся «Врачебно-воспитательное заведение доктора И. В. Малеревского». В учреждении, по типу современных медико-педагогических консультаций, проводился амбулаторный прием, велось обследование, давались рекомендации по обучению, лечению. Большое внимание уделялось урокам рисования, лепки, гимнастики, музыки.

Огромная роль в возникновении и организации помощи глубоко умственно отсталым детям принадлежит  Е. К. Грачевой. Привлекая многих видных деятелей к участию в благотворительной деятельности, ей удалось создать первые в России приюты для детей-идиотов и эпилептиков (1895 г.- в Петербурге, 1902 г. – в Курской губернии, 1905 г.-  в Москве). Книга «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей- инвалидов и эпилептиков» явилась первым учебным пособием о воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.

В 1908 г. было открыто частное учебно-воспитательное заведение « Школа-санаторий для  дефективных детей»  под руководством В. П. Кащенко, которое впоследствии стало одним из  первых и ведущих  центров отечественной дефектологии.

В первые годы после 1917 г.   по  стране была создана сеть вспомогательных школ,где особое место занимают трудовое обучение и воспитание.Период  30- 70 гг. характеризуется  интенсивным развитием  отечественной олигофренопедагогики как системы научных знаний  об обучении и воспитании умственно отсталых  лиц.  Большой вклад в ее развитие внесли  Л. С. Выготский,  Л. В. Занков,  А.Н. Граборов,  Г. М. Дульнев. Одновременно этим продолжается изучение слабоумия  психологами и психиатрами (А. Р. Лурия,  Ж. И. Шиф,  В. Г. Петрова,  Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн,  В. И. Лубовский,  Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и др.).Появляется распоряжение «  Об отборе детей во вспомогательные школы».

В 70х-80х гг. в нашей стране  открываются первые  детские сады для умственно отсталых детей, развивается новая отрасль олигофренопедагогики – дошкольная педагогика, разрабатываются  современные технологии обучения  глубоко умственных  отсталых детей  и подростков (Г. В. Цикото, А. Р. Маллер, А. А. Еремина и др.)Хочу такой сайт

До конца 60-х годов 20 века обучение и воспитание  таких детей  в нашей стране осуществлялось в учреждениях социальной защиты (дома – интернаты для умственно отсталых детей)  и системы  просвещения (специальные классы   во вспомогательной школе). Однако и в той и другой системе уровень организации и коррекционно-развивающей работы  страдал некоторыми недостатками. В детских домах основное внимание было направлено на выработку у детей элементарных навыков самообслуживания, трудовому обучению, отодвигая вопросы обучения грамоте, счету, развитию психических функций на второй план. Кроме того,  детские дома-интернаты – закрытые учреждения, дети были  изолированы  от семьи и общества, что препятствовало их развитию.

Что касается обучения детей в т.н. имбецильных классах вспомогательной школы, то здесь наблюдалась обратная картина: наряду с определенными достижениями в овладении детьми  минимальными общеобразовательными знаниями, не решались вопросы их социально-трудовой адаптации. Было принято решение о закрытии таких классов. Дети стали направляться в учреждения  социального обеспечения или оставаться  в семьях. За ними закрепился термин «необучаемые». Неоднократно высказывались мнения, что учебные знания не приносят особой пользы умственно отсталому ребенку из-за его неумения самостоятельно пользоваться ими.

Но научно-исследовательская работа по изучению потенциальных возможностей детей с умеренной и тяжелой  умственной отсталостью  к интеграции в общество продолжалась такими авторами, как Г. В. Цикото, А. Р. Маллер, М. И. Кузьмицкая, Я. Г. Юдилевич, С.Д. Забрамная и др.  В 1976 году была издана  Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, в ней были представлены новые дисциплины, такие, как «Предметно-практическая деятельность», « Социально-бытовая ориентировка». В 1986 году было принято решение о введении  в домах-интернатах ставок учителей-олигофренопедагогов (правда, реализовалось это решение недавно);  в конце  90-х годов   были открыты группы с 5-дневным пребыванием  детей.

Современное состояние учения об умственной отсталости  позволяет утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные, даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.

Следуя мировой тенденции гуманизации  коррекционного образования,  опираясь на  ряд  международных и российских документов в начале 2000-х гг. вновь были открыты классы для детей с умеренной умственной отсталостью  в коррекционных образовательных учреждениях.

В  Екатеринбурге  классы для детей с умеренной умственной отсталостью  были открыты  в специальных  (коррекционных) учреждениях №118, № 123, № 169, №34, успешно действующие в настоящее  время.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.10.2018

Дата обновления: 24.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».