Сотрудничество семьи и педагога в социальном развитии обучающегося

01.01.2017

Важная роль в системе становления и развития личности ребёнка отводится семейному воспитанию. От взаимоотношений родителей и ребёнка, родителей и специалистов зависит то, насколько адекватными станут взаимоотношения ребёнка с окружающими, с социальной средой. Вхождение ребёнка в мир социальных отношений очень важно. Л.С.Выготский называл его «врастанием в человеческую культуру». Социальное развитие – процесс, в течение которого ребёнок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.    Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребёнка со взрослыми является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребёнка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребёнка, его характер, его социализация.

Следует признать, что практически ни одну семью, где есть ребёнок с отклонениями в развитии, не обходят проблемы, осложняющие взаимоотношения между  её членами; в каждой возникает множество вопросов в отношении организации жизнедеятельности и воспитания ребёнка в семейных условиях, его социализации. В большинстве своём это проявляется как сильнейший психологический стресс. Одним из условий преодоления психологического стресса является включение семьи в активную деятельность, связанную с обучением, воспитанием и социализацией их ребёнка. Большинство родителей подключаются к поиску реальных путей помощи своему ребёнку. Задача специалиста – содействовать в освоении науки воспитания и обучения. В конечном счёте родители должны осознать то, что они являются важными участниками всей системы коррекционно-педагогической помощи, прокладывающей путь к социализации своего ребёнка, имеющего комплексное нарушение развития.

Сотрудничество семьи обучающегося на дому и педагога играет очень важную роль в развитии и социализации ребёнка. Без участия семьи практически невозможно организовать специальную среду для реализации особых образовательных  потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных сферах (образовательной, семейной, трудовой, досуговой и др.). Необходимо помочь родителям организовать предметно-развивающую среду для ребёнка. Развивающая среда без активной позиции семьи социального опыта не несёт.

Основная цель педагогической помощи семье состоит в обучении её педагогическим технологиям общения и взаимодействия с ребёнком. Осуществлять эту помощь надо по двум основным направлениям.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СЕМЬИ К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ФОРМАМ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВОИМ РЕБЁНКОМ НА ЗАНЯТИЯХ И В БЫТУ.
  2. ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ РЕБЁНКОМ.

Чему учить родителей:

-наблюдать за ходом взаимодействия учителя и ребёнка в процессе занятий;

-фиксировать и повторять за учителем невербальные и вербальные приёмы взаимодействия взрослого с ребёнком;

-проявлять активность и самостоятельность в совместной деятельности;

-учить умению правильно подбирать и использовать дидактический материал, развивающие игры, различные упражнения для развития общей и мелкой моторики, речи, мышления, памяти, внимания;

-адекватно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в ходе индивидуальных коррекционных занятий.

Как учить:Хочу такой сайт

-комментировать приёмы взаимодействия с ребёнком;

-обучать семью способам передачи ребёнку общественного опыта путём совместных действий и речевой инструкции;

-проводить беседы.

Беседу можно организовывать по интересующим вопросам родителей или предложить беседу на определённую тематику. Родителей своих обучающихся я  регулярно информирую о новых направлениях в коррекционной педагогике, используя  Интернетресурсы, делюсь новыми знаниями, полученными мною в нашей образовательной организации во время тренингов, семинаров, а также на курсах повышения квалификации в ИРО.  Кроме того, я настоятельно рекомендую семье активно развивать социально-бытовые и социально-коммуникативные навыки своего ребёнка.

  1. Навыки по уходу за собой (умение одеваться, умываться, пользоваться туалетом, расчёской, носовым платком и т.д.).

2.Навыки, относящиеся к питанию (налить чай, накрыть стол, убрать со стола, есть ложкой и вилкой, пить из чашки и т.д.).

  1. Элементарные движения (умение вытереть ноги при входе в помещение с улицы, подниматься и спускаться по лестнице, сесть на стул и т.д.).
  2. Навыки, относящиеся к ручному труду (умение держать ножницы, иголку, выстирать носки). Ручной труд развивает конструктивные способности ребёнка, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности.
  3. Трудовые навыки в природе предусматривают участие ребёнка в уходе за растениями и животными. Такой вид труда имеет особое значение для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому.

В ходе обучения социально-бытовым и социально-коммуникативным навыкам учитель и родители формируют у ребёнка желание выполнять самостоятельно всё то, что ему посильно, приходя на помощь всякий раз, когда он нуждается в ней. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить ребёнку радость от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

Таким образом, процесс формирования социально-бытовых и коммуникативных навыков будет являться условием развития личности обучающегося, а продуктивное сотрудничество семьи и педагога будет способствовать его эффективной социализации.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.10.2018

Дата обновления: 24.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».