18.04.2020
В последние годы среди обучающихся
начальных классов всё чаще встречаются леворукие дети. По некоторым данным, их
может быть 20-25% от общего количества обучающихся в классе. Сегодня актуальны
следующие вопросы: леворукость — это патология или норма, что делать с
леворуким ребёнком (переучивать или нет), если нет, то по чему и как учить, как
выделить леворукого ребёнка, как определить, какая рука ведущая?
Отвечая на главный вопрос, утверждаем:
леворукость — это не патология, а особая организация работы мозга.
Переучивая ребёнка, изменяя ведущую
руку, педагоги неизбежно вызывают перестройку в деятельности мозга. Поэтому
важно уметь определить ведущую руку. Важно знать и понимать нецелесообразность,
а порой и вред переучивания для нормального развития и здоровья ребёнка. У
леворукого ребёнка, пишущего левой рукой, трудностей при обучении письму
возникает не больше, чем у праворукого.
Определение ведущей руки требует
определённой компетентности. Мы предлагаем несколько видов заданий, наиболее
доступных и не требующих специальной подготовки:
1. Переплести пальцы рук — большой палец
какой руки будет сверху?
2. «Поза Наполеона» — у левшей кисть
левой руки на правом предплечье.
3. Попрыгать на одной ноге — прыгает на
ведущей.
4. Ударить ногой по мячу — бьёт ведущей
ногой.
5. Посмотреть в калейдоскоп, подзорную
трубу — подносит к ведущему глазу.
6. Приложить к уху часы (если
используются другие предметы, они должны лежать перед ребёнком строго
посередине) — подносит к ведущему уху.
Если всё указывает на «правшество», а
одна-две пробы нет, возможно, имеются элементы «левшества», что может добавить
проблем в обучении. В этом случае необходимо добавить упражнения на развитие
латеральной ориентации (по картинкам, по предметам, найти, что справа, а что
слева, графические диктанты по клеточкам и тому подобное). Если же вы
затрудняетесь в определении латеральности ребёнка, то обратитесь за советом к
психологу.
При выборе ведущей руки для письма
возникают некоторые сложности для амбидекстров (для тех детей, которые
одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой). В этом случае лучше учить
ребёнка писать правой рукой.
Одной из причин низкой эффективности
обучения письму леворуких детей является отсутствие альтернативной адекватной методики
обучения и отсутствия специально разработанных для леворуких детей рабочих
Прописей, учитывающих особенности функционального развития и организации
деятельности леворуких детей.
Начиная обучение леворукого ребёнка
письму, помните, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной
помощи. Особое значение для леворукого ребёнка имеет положение ручки, тетради и
руки при письме:
— леворукий ребёнок должен держать ручку
выше, чем праворукий — на расстоянии примерно
— ручка должна составлять одну линию с
рукой (или угол должен быть очень небольшим);
— рука при письме должна быть под линией
письма;
— тетрадь располагается под наклоном
вправо примерно в 20 градусов и сдвинута влево от центра тела к левой руке;
— правая рука придерживает тетрадь в
нужном положении и передвигает её по мере необходимости;
— свет при письме должен падать справа.
При изучении буквы необходимо:
1. Зафиксировать внимание детей на
правосторонней, левосторонней ориентации всех элементов;
2. Особое внимание следует уделить
направлению письма на строке (слева направо);
3. Объяснить детям, как соединяются
буквы с помощью соединительного элемента, в каких случаях он необходим, а в
каких нет;
4. Подробно разобрать траекторию
движения руки при письме каждой буквы, зафиксировать внимание на элементах,
выходящих за строку вверх и вниз.
Литература
1.
Безруких М. М. Леворукий ребёнок / М. М. Безруких. — М.: Вентана Граф, 2005. —
64 с.
2.
Пишу красиво и правильно: Как помочь ребёнку научиться писать, закрепить навык
и скорректировать трудности / М. М. Безруких. — Екатеринбург: Рама Паблишинг,
2010. — 239 с.
3.
Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И. Н.
Садовникова. — М.: 1983.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.04.2020
Дата обновления: 18.04.2020
Дата публикации: 18.04.2020