Определение латерализации как профилактика нарушений письменной речи

18.04.2020

В последние годы среди обучающихся начальных классов всё чаще встречаются леворукие дети. По некоторым данным, их может быть 20-25% от общего количества обучающихся в классе. Сегодня актуальны следующие вопросы: леворукость — это патология или норма, что делать с леворуким ребёнком (переучивать или нет), если нет, то по чему и как учить, как выделить леворукого ребёнка, как определить, какая рука ведущая?

Отвечая на главный вопрос, утверждаем: леворукость — это не патология, а особая организация работы мозга.

Переучивая ребёнка, изменяя ведущую руку, педагоги неизбежно вызывают перестройку в деятельности мозга. Поэтому важно уметь определить ведущую руку. Важно знать и понимать нецелесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития и здоровья ребёнка. У леворукого ребёнка, пишущего левой рукой, трудностей при обучении письму возникает не больше, чем у праворукого.

Определение ведущей руки требует определённой компетентности. Мы предлагаем несколько видов заданий, наиболее доступных и не требующих специальной подготовки:

1. Переплести пальцы рук — большой палец какой руки будет сверху?

2. «Поза Наполеона» — у левшей кисть левой руки на правом предплечье.

3. Попрыгать на одной ноге — прыгает на ведущей.

4. Ударить ногой по мячу — бьёт ведущей ногой.

5. Посмотреть в калейдоскоп, подзорную трубу — подносит к ведущему глазу.

6. Приложить к уху часы (если используются другие предметы, они должны лежать перед ребёнком строго посередине) — подносит к ведущему уху.

Если всё указывает на «правшество», а одна-две пробы нет, возможно, имеются элементы «левшества», что может добавить проблем в обучении. В этом случае необходимо добавить упражнения на развитие латеральной ориентации (по картинкам, по предметам, найти, что справа, а что слева, графические диктанты по клеточкам и тому подобное). Если же вы затрудняетесь в определении латеральности ребёнка, то обратитесь за советом к психологу.

При выборе ведущей руки для письма возникают некоторые сложности для амбидекстров (для тех детей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой). В этом случае лучше учить ребёнка писать правой рукой.

Одной из причин низкой эффективности обучения письму леворуких детей является отсутствие альтернативной адекватной методики обучения и отсутствия специально разработанных для леворуких детей рабочих Прописей, учитывающих особенности функционального развития и организации деятельности леворуких детей.

Начиная обучение леворукого ребёнка письму, помните, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи. Особое значение для леворукого ребёнка имеет положение ручки, тетради и руки при письме:

— леворукий ребёнок должен держать ручку выше, чем праворукий — на расстоянии примерно 4 сантиметра от кончика пера;

— ручка должна составлять одну линию с рукой (или угол должен быть очень небольшим);

— рука при письме должна быть под линией письма;Хочу такой сайт

— тетрадь располагается под наклоном вправо примерно в 20 градусов и сдвинута влево от центра тела к левой руке;

— правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает её по мере необходимости;

— свет при письме должен падать справа.

При изучении буквы необходимо:

1. Зафиксировать внимание детей на правосторонней, левосторонней ориентации всех элементов;

2. Особое внимание следует уделить направлению письма на строке (слева направо);

3. Объяснить детям, как соединяются буквы с помощью соединительного элемента, в каких случаях он необходим, а в каких нет;

4. Подробно разобрать траекторию движения руки при письме каждой буквы, зафиксировать внимание на элементах, выходящих за строку вверх и вниз.

   

Литература

 

1. Безруких М. М. Леворукий ребёнок / М. М. Безруких. — М.: Вентана Граф, 2005. — 64 с.

2. Пишу красиво и правильно: Как помочь ребёнку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности / М. М. Безруких. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 239 с.

3. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова. — М.: 1983.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.04.2020

Дата обновления: 18.04.2020

Дата публикации: 18.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».