20.04.2020
При работе по развитию пространственных ориентировок исходим из осознания детьми схемы собственного тела, определения направления в пространстве, ориентировка в окружающем малом пространстве. После этого переходим к тренировке в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков.
Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
Следующее по сложности задание- вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Эти задания создают предпосылки для воспитания элементарного звукового анализа на уровне слога и слов .Своеобразным элементом в развитии пространственных дифференцировок становится изучение темы «Предлоги»
Выяснение круга временных представлений ребенка предполагает уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса, а также пропедевтику усвоения времен глагола.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1. Прослушать стихотворение В. Берестова:
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево — понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
той самой рукою, которой писал
и мячик кидал, и страницы листал,
и ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик:
где право, где лево — узнал ученик.
— Поднять свою «главную» руку, назвать её (правая или левая).
— Поднять другую, назвать её.
У «левшей» главной будет левая рука и это абсолютно нормально.
3. Соотнести части тела с правой рукой и назвать их (правая щека, правый глаз, нога и т. д.)
Соотнести с левой рукой по аналогии...
4. По инструкции взрослого
показать, например, правую бровь, левое колено, левый локоть и т. д. до
появления уверенной ориентировки в схеме собственного тела.
5. Определение направлений в
пространстве:
— вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т. е. справа;
— аналогично — слева.
— повернуть голову влево..., вправо;
— наклонить голову к правому плечу, к левому плечу;
— наклониться телом вправо, влево.
6. Уточнение пространственных
взаимоотношений:
— стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади;
— стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа;
— сидя за столом, определить его правый и левый края.
7. Определить место «соседа» по
отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Петя справа от
меня»);
— определить своё место по отношению к «соседу», ориентируясь на соответствующую руку «соседа» («Я сижу слева от Пети»).
8. Знакомство со схемой тела стоящего напротив:
— стоя спиной к маме (семье), ребёнок поднимает руку по заданной инструкции («Подними правую руку», «Постой на левой ноге»).
— не опуская поднятой руки, повернуться лицом к маме. У мамы поднята аналогичная рука. Сопоставив положение понятых рук (у ребёнка и мамы), делаем вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. Это задание желательно проиграть несколько раз, с разными участниками до полного понимания ситуации.
9. Стоя попарно лицом друг к
другу, по команде взрослого один из каждой пары определяет сначала у себя, а
затем у напротив стоящего правую руку, левое плечо и т. д.
10. Стоя попарно лицом друг к
другу один из участников молча показывает на себе отдельные части тела, а
другой комментирует («Это твоё правое плечо»...).
Определение линейной последовательности предметного ряда.
11. Самая элементарная игра в
кубики, строительный и др. конструкторы
с различными цветными элементами.
Условия игры. Ребёнок сидит за столом. У него 4-6 разноцветных кубиков или др. деталей от конструктора. Выстраиваем в ряд кубики. Например: сначала красный, потом зелёный, за ним синий и т. д. Таким образом ребёнок выстраивает ряд в направлении слева направо и вслух перечисляет кубики в этом направлении. Затем назвать кубики в обратном направлении, т. е. справа налево.
12. Игра «Где меня найти?»
Цель. Упражнять детей в нахождении одного предмета в ряду однородных.
Условия и дидактический материал такие же, как в предыдущей. Найти и показать
заданный кубик в ряду остальных. Предварительно поупражняйтесь в нахождении первого кубика справа, или первого кубика слева. Затем задание усложняется. Найти третий кубик справа и показать его левой рукой...
13. Определить правый или левый
рукава у блузки, лежащей спинкой вниз, а потом спинкой вверх. Определить правый
и левый карманы на брюках или платье.
14. Как определить правый и левый берег реки?
15. Зрительный диктант (на
материале геометрических фигур, различных трафаретов и т. п.).
— Рассмотреть образец (ряд фигур или трафаретов, изображений предметов);
— перечислить их несколько раз, запоминая последовательность;
— образец закрывается;
— выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
— повторная демонстрация образца;
— проверка правильности выполнения.
Протяжённость ряда постепенно увеличивается по мере тренировки.
16. Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
— Назовите первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (слева направо);
— прочитайте ряд в обратном порядке. Как изменяется величина чисел в этом направлении?
17. Покажите число 4. Есть ли у
него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4?
Сравните числа по величине (Вправо числа возрастают и наоборот). Аналогично
рассматриваем и другие числа.
18. Показать соседа слева.
Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5... Учащиеся показывают
соответственно: 6, 2, 8, 4..., после чего повторяется вывод о величине числа,
стоящего левее в ряду чисел.
19. Показать соседа справа.
Работа проводится аналогично.
20. Вернуть число на место.
В числовом ряду пропущено любое число, его нужно вернуть на место. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.
Пропущено число 7. оно больше числа 6 на одну единицу, стоит справа от него и т. д.
21. Графические диктанты.
Используем точки, стрелочки, клетки в тетради, кружочки и т. д.
Такие задания способствуют
тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
Составлено по материалам:
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: «Владос», 1995.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2020
Дата обновления: 21.04.2020
Дата публикации: 20.04.2020