22.04.2020
Списывание легкий вид
письма для взрослого, но очень трудное умение для начинающего школьника.
Ребенку, чтобы списать, нужно как следует сосредоточиться на написании
элементов букв, их последовательности, а также удерживать в памяти всё слово
целиком. И всё это ученик должен делать одновременно. Этим важным навыком
первоклассники овладевают постепенно в период обучения грамоте, сначала
копируют буквы, затем слоги, слова и предложения. Учитель просит орфографически
произносить слово при списывании – диктовать. Так происходит формирование основ
осознанности письма с опорой на слуховое восприятие, зрительную и
речедвигательную память с сенсомоторику. В литературе описаны два пути овладения этим
навыком: грамматическое направление,
созданного последователями К.Д.Ушинского, которые считают осознанность
написания ведущей в обучении орфографии,
и точка зрения Ф.И.Буслаева, который считает, что ученик, освоив
правило, должен не думая, писать правильно. А это возможно лишь тогда, когда
орфографический навык сформирован в результате предыдущих сознательных усилий.
Оба направления сходились в одном в необходимости упражнений.
На первых порах
списывание предшествует написанию слуховых и зрительных диктантов. В
последующем проводятся параллельно. Списывание и слуховые диктанты необходимы
для постепенного увеличения объема запоминания и развитию точности памяти.
Разработана последовательная инструкция проведения списывания (П.С.Жедек):
1. Прочитай предложение, чтобы понять и
запомнить его.
2. Повтори предложение, не глядя в
текст, чтобы проверить качество запоминания.
3. Выдели орфограммы в тексте.
4. Прочитай предложение орфографически,
медленно, так как будешь записывать его.
5. Повтори предложение орфографически.
6. Пиши, диктуя себе орфографически.
7. Проверь себя, читай что написал.
8. Подчеркни орфограммы в написанном и
сверь с образцом.
В процессе обучения и освоения
грамотой данный алгоритм существенно сокращается. Многие дети не умеют
списывать, постоянно перемещают взгляд из тетради в учебник, пишут слова обрывками, часто побуквенно.
Списывание как способ
обучения орфографии в последнее время превращается в механическое копирование
образца, тем самым приводя к неточностям в письменных работах даже при
побуквенном списывании. А между тем выделяется несколько видов списывания, что
опровергает имитативность этого вида учебной деятельности:
-списывание с готового образца без
пропуска букв, орфограмм;
-списывание с дополнительным
заданием;
-творческое списывание
(восстановление деформированного текста);
- выборочное списывание;
-списывание с группировкой (запись в
определенной последовательности, распределение слов в столбики и т.д.).
Научить ребенка рациональным приёмам списывания – одна из важных задач учителя, которая позволит не только уменьшить количество ошибок в письменных работах, но и снизить тревожность и утомляемость ученика, повысит его самооценку и мотивацию к учёбе.
Е.Павлова Рабочая тетрадь по чистописанию 2 класс
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2020
Дата обновления: 23.04.2020
Дата публикации: 22.04.2020