Методические рекомендации обучения рациональному списыванию

22.04.2020

Списывание легкий вид письма для взрослого, но очень трудное умение для начинающего школьника. Ребенку, чтобы списать, нужно как следует сосредоточиться на написании элементов букв, их последовательности, а также удерживать в памяти всё слово целиком. И всё это ученик должен делать одновременно. Этим важным навыком первоклассники овладевают постепенно в период обучения грамоте, сначала копируют буквы, затем слоги, слова и предложения. Учитель просит орфографически произносить слово при списывании – диктовать. Так происходит формирование основ осознанности письма с опорой на слуховое восприятие, зрительную и речедвигательную память с сенсомоторику.  В литературе описаны два пути овладения этим навыком: грамматическое направление,  созданного последователями К.Д.Ушинского, которые считают осознанность написания ведущей в обучении орфографии,  и точка зрения Ф.И.Буслаева, который считает, что ученик, освоив правило, должен не думая, писать правильно. А это возможно лишь тогда, когда орфографический навык сформирован в результате предыдущих сознательных усилий. Оба направления сходились в одном в необходимости упражнений.

На первых порах списывание предшествует написанию слуховых и зрительных диктантов. В последующем проводятся параллельно. Списывание и слуховые диктанты необходимы для постепенного увеличения объема запоминания и развитию точности памяти. Разработана последовательная инструкция проведения списывания (П.С.Жедек):

1.     Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2.     Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить качество запоминания.

3.     Выдели орфограммы в тексте.

4.     Прочитай предложение орфографически, медленно, так как будешь записывать его.

5.     Повтори предложение орфографически.

6.     Пиши, диктуя себе орфографически.

7.     Проверь себя, читай что написал.

8.     Подчеркни орфограммы в написанном и сверь с образцом.

В процессе обучения и освоения грамотой данный алгоритм существенно сокращается. Многие дети не умеют списывать, постоянно перемещают взгляд из тетради в учебник, пишут слова  обрывками, часто побуквенно.

Списывание как способ обучения орфографии в последнее время превращается в механическое копирование образца, тем самым приводя к неточностям в письменных работах даже при побуквенном списывании. А между тем выделяется несколько видов списывания, что опровергает имитативность этого вида учебной деятельности:

-списывание с готового образца без пропуска букв, орфограмм;Хочу такой сайт

-списывание с дополнительным заданием;

-творческое списывание (восстановление деформированного текста);

- выборочное списывание;

-списывание с группировкой (запись в определенной последовательности, распределение слов в столбики и т.д.).

            Научить ребенка рациональным приёмам списывания – одна из важных задач учителя, которая позволит не только уменьшить количество ошибок в письменных работах, но и снизить тревожность и утомляемость ученика, повысит его самооценку и мотивацию к учёбе.


Е.Павлова Рабочая тетрадь по чистописанию 2 класс

Е.Павлова Рабочая тетрадь по чистописанию 3 класс

Е.Павлова Рабочая тетрадь по чистописанию 4 класс

Просмотров всего: , сегодня:

Методические рекомендации обучения списыванию.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 22.04.2020

Дата обновления: 23.04.2020

Дата публикации: 22.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».