обж 6

Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы являются
следующие документы:
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон об образовании»;
• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования)»;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции
(COVID-19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824;
• Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП).
Программа работы ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» по обеспечению сохранения и
укрепления физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной целью,
так как изучение всех школьных предметов вноситсвой вклад в формирование современного
уровня культуры безопасности, нопри этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности».
В преподавании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основными задачами являются:
• формирование у детей способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные
факторы среды обитания человека;
• освоение навыков здорового образа жизни;
• формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите
жизни, по оказанию само- и взаимопомощи в случае опасности;
• усвоение обучающимися правил и принципов безопасного поведения.
Объективным позитивным результатом усвоения знаний по ОБЖ школьниками является
низкий показатель дорожно-транспортного и бытового травматизма среди учащихся школы,
отсутствие фактов отравления детей грибами, ядовитыми растениями, укусов клещами. В
школе строго выполняются требования Федерального закона «Об ограничении курения
табака», создаётся обстановка неприятия вредных привычек, культа здорового образа жизни.

За основу преподавания курса ОБЖ в классах для детей с умственнойотсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положена программа курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» (Вестник образования. 1994,№4). Курс предназначен для ознакомления
учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их
последствиями, а также для приобретения ими знаний и умений по защите жизни и здоровья
в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. В процессе изучения данного курса учащиеся
знакомятся
с
организацией
системы
защиты
населения
от
последствий
чрезвычайныхситуаций, получают необходимые знания об обороне государства,
приобретают практические навыки по гражданской обороне, оказанию само-и взаимопомощи
и знания по основам здорового образа жизни. Недостатком названного курса является
отсутствие адаптации кусловиям уральского региона. Так, неоправданно большое внимание
уделено таким стихийным бедствиям, как землетрясения, наводнения, оползни. Напротив, не
получили места в курсе такие важные в условиях Урала темы, как «Клещевой энцефалит»,
«Общее переохлаждение организма», «Обморожения» и пр. Кроме этого, с учётом того что
юноши с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не призываются на
военную службу, отведённые на изучение соответствующего раздела часы перераспределены
на изучение других тем. В основу рабочей программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены дифференцированный и
деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построениюадаптированной
рабочей программы предполагает учёт особыхобразовательных потребностей таких детей,
эти потребности проявляются внеоднородности возможностей освоения содержания
образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Преподавание ОБЖ детям,
обучающимся по адаптированнымпрограммам, является одним из компонентов Программы
формированияэкологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Эта
программа в свою очередь является составной частью Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа построена на основе
общенациональных ценностей российского общества, таких как гражданственность,
здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства.
Онанаправлена на развитие мотивации готовности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться
здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник
духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Планируемые результаты освоения.
Личностными результатами изучения учебного курса «ОБЖ» является формирование
следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила
поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, самостоятельноделать выбор, какой поступок совершить.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способовдействий; творческий
подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия иуправлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации ктворческому труду, работе на
результат.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
базовых учебных действий:
Регулятивные БУД:
− Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
− Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
− Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
− Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
− Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник,
простейшие приборы и инструменты).
− Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные БУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
− Делать предварительный отбор источников информации для решения
учебной задачи.
− Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях
− Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
− Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные БУД:
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Вступать в беседу на уроке и в жизни.
− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «ОБЖ» являются формирование следующих
умений и знаний:
- знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- знать вредные привычки и правила их профилактики;
- знать и применять в жизни правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
социального, природного и техногенного характера;
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для
ликвидации очагов возгорания,

- грамотно действовать при химических и радиоактивных поражениях, при
гидродинамических авариях и т. д.;
- оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ожогах,отморожениях, ушибах,
кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватномарлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- правильно действовать по сигналу «Внимание всем!»,
- уметь комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов
питания в случае эвакуации;
- обеспечивать личную безопасность на улицах и дорогах;
- соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажировв общественном
транспорте;
- пользоваться бытовыми приборами и инструментами;
- проявлять бдительность при угрозе террористического акта;
- уметь обращаться (вызывать) в случае необходимости в соответствующие службы
экстренной помощи.
Содержание рабочей программы выстроено по трем линиям:
обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской
помощи и основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый
объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй
ступени общеобразовательной школы в классах для детей с ОВЗ основных понятий в области
безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания
о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера,
их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое
значение в программе уделяется привитию навыков по оказанию первой медицинской
помощи пострадавшим.
Обязательный минимум по ОБЖ для детей с ОВЗ включает характеристику основных
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их возможных последствий,
основные понятия о здоровом образе жизни и его составляющих, о связи здорового образа
жизни с безопасностью жизнедеятельности человека, правила оказания первой помощи при
ряде неотложных состояний, изучение наиболее опасных и часто встречающихся ситуаций,
связанных с обеспечением пожарной, химической и радиационной безопасности. В
результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- вредные привычки и правила их профилактики;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и
техногенного характера;
уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для
ликвидации очагов возгорания, при химических и радиоактивных поражениях, при
гидродинамических авариях и т. д.;
- оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах,
кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (респиратором, ватно-марлевой повязкой,
домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор
документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации; использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдения мер предосторожности
и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной
помощи.

Календарно- тематическое планирование
Неделя

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

1.
2
3.
4.
5.
6.
7

Тема
I четверть
Город как источник опасности
Вводный инструктаж.
Особенности города как среды обитания человека.
Системы обеспечения безопасности города.
Опасные ситуации в быту
Дом, в котором мы живем.
Пожар в быту.
Затопление квартиры.
Электричество. Правила пользования электроприборами.
Опасные химические вещества в квартире.
Опасные ситуации в квартире. Захлопнулась дверь, сломался
замок, потерялся ключ.
Моделирование и отработка ситуаций, возникающих в быту.
II четверть
Опасные ситуации на улице
Толпа. Опасные факторы толпы.
Понятие о терроризме. Действия при угрозе или возникновении
террористического акта.
Гололед.
Ситуации криминогенного характера
Ситуации криминогенного характера в доме, квартире.
Криминогенные ситуации на улице.
Дорожно- транспортная безопасность
Правосторонне, двустороннее, одностороннее движение
транспорта.
Дорожные знаки. Предупреждающие, запрещающие,
предписывающие,
информационно-указательные знаки, знаки приоритета, знаки
сервиса, знаки дополнительной информации(таблички.)
III четверть

1.
2.
3.
4.

Обязанности велосипедистов.
Причины дорожно – транспортных происшествий.
Оценка дорожной ситуации.
Оборудование автомобилей специальными сигналами
(«Сирена», синий, красный, проблесковый маячок)
Правила поведения и меры безопасности на водоемах

5.
6.

Безопасность на водоемах в разное время года.
Средства спасения пострадавших на водоеме.
Зашиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени. Гражданская оборона

Кол-во
часов
9 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
7 часов

1

1
1
1
1
1

10 часов
1
1
1
1

1
1

7.
8.

9.
10.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Сигнал «Внимание всем!». Действия при получении сигнала в
школе.
Действия при получении сигнала «Внимание всем!» дома, на
улице.
Основы здорового образа жизни, медицинских знаний
и оказание первой помощи

1

Движение и здоровье. Активные формы отдыха.
Гиподинамия. Нарушение осанки. Плоскостопия.
IV четверть
Правильная посадка.
Телевизор и компьютер – друзья и враги.
Рациональное питание.

1
1
8 часов
1

Алкоголь и здоровье.
Наркомания. Токсикомания.
Основы медицинских знаний
Различные виды повреждений организма и их причины.
Оказание первой помощи при различных видах повреждений.
Практическая работа. Первая помощь при травмах.

1
1
1
1
1
1

1

1

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
6 класс
К концу 6 класса обучающиеся должны знать:
- основные системы обеспечения безопасности города;
- причины несчастных случаев в быту, способы устранения аварий на водопроводе;
- основные правила дорожного движения, дорожные знаки, обязанности велосипедов;
- действия населения при получении сигнала «Внимание всем!»;
- активные формы отдыха;
- причины нарушения осанки, плоскостопия;
- понятие «рациональное питание»;
- действие алкоголя, наркотиков, токсических веществ на организм человека;
- правила поведения на водоемах в разное время года, основные средства спасения
утопающих;
- причины различного вида ранений, виды кровотечений.
К концу 6 класса обучающиеся должны уметь:
- грамотно обратиться за помощью в любую службу, обеспечивающую безопасность города
(пожарную охрану, милицию др.);
- использовать подручные средства пожаротушения;
- устранить затопление квартиры, вызвать слесарей и ЖЭУ или аварийную службу,
действовать при утере ключа;
- пользоваться бытовыми электроприборами;
- действовать при возникновении паники, давки в большом скоплении людей;
- безопасно вести себя во время гололеда;
- различать дорожные знаки;
- различать специальные сигналы, которыми оборудуют автомобили;
- оказать помощь пострадавшим на водоеме;
- действовать при получении сигнала «Внимание всем!» дома, на улице и в других местах;
- правильно сидеть за партой;
- грамотно сформулировать отказ от алкоголя, наркотиков и др.;
- оказать первую помощь при кровотечении.

Список литературы
Авторская программы по курсу «Основы безопасностижизнедеятельности» в 5-11 классах
общеобразовательных учреждений/
В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский. – М.: Дрофа, 2010
Учебник. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учебник дляобщеобразовательных
учреждений / А.Г. Марков, В.Н. Латчук, М.И.
Кузнецов.- М.: Дрофа,2011 Рекомендовано Министерством образования и
науки РФ.
Дополнительная литература.
Б.И.Мишин. Настольная книга учителя ОБЖ, Астрель, 2002.
С.С.Соловьев. Тематический контроль по ОБЖ. Комплект тестовых
заданий для учащихся 5-6 классов. «Интеллект-Центр», Москва, 2000 г.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие 5-11
классы. Вентана-Граф. Смоленск, 1995 г.
Б.И.Мишин. Программно-методические материалы «ОБЖ. 1-11
классы». Дрофа, Москва, 2001.
А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин. Методические материалы и документы.
«ОБЖ. Книга для учителя». Просвещение. 2001 г.
Латчук В.Н., В.В.Марков. «Основы безопасности жизнедеятельности.
Методическое пособие. –М.: Дрофа, 2000г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».