5 История Родного края

1.Пояснительная записка
Программа
составлена
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом для обучающихся с ОВЗ, где
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными
и
социокультурными
ценностями
является
основополагающей задачей образования.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной
деятельности по изучению национальной культуры, истории и природы у
обучающихся являются:
 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон об образовании»;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования)»;
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824;
 Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. №
270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории

Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от
27.10.2016 г. № 757-ПП).

Государственной программы «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2021 - 2026 годы»
Программа
реализует
духовно-нравственное
направление
во
внеурочной деятельности для учащихся 5 классов. Она направлена на
формирование у учащихся нравственных чувств и этического сознания;
гражданственности и патриотизма,
формирование
активной
жизненной позиции и правового самосознания школьников, формирование
позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Актуальность программы
Для современного человека стало актуальным восстановление
культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –
личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих
родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен,
преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к
историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки
бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому
наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить
через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в
родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание
своей значимости, неповторимости.
Реализация внеурочной деятельности по духовно-нравственному
направлению – это обучение школьников бережному отношению к
традициям, истории и природе родного края. Данное направление работы
имеет приоритетное значение, так как с учетом современных задач развития
Российской Федерации целью государственной политики в сфере
патриотического воспитания является создание условий для повышения
гражданской ответственности за судьбу страны.
Региональный компонент представляет собой систему знаний и
культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно исторического, социально – экономического развития региона. Под
региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал,
раскрывающий
историческое,
культурное
своеобразие
региона,
региональную специфику социальной жизни общества.

Цель программы:
Воспитание у обучающихся гражданственности и любви к родному
краю через изучение исторического прошлого и приобщения к культуре
Свердловской области.
Задачи программы:
 формирование таких понятий, как Родина, родной язык,
национальность, национальные традиции;
 формирование необходимой базы знаний по истории своего города;
 изучение истории, своей родословной через доступные формы
деятельности;
 знакомство с культурно-историческими и нравственно-этическими
ценностями Свердловской области;
 развивать интерес к поисковой деятельности.
1.1.

Результаты освоения программы

Учащийся сможет:

объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

называть достопримечательности края;

рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;

охранять природу родного микрорайона;

наблюдать и выделять характерные особенности природы;

ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с
помощью учителя;

анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять
пробелы в знаниях из разных источников информации;

создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады с
помощью взрослых;

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной
деятельности с помощью взрослых.
1.2. Формы контроля
Оценивание степени эффективности работы с учащимися с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно
через наблюдение за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса,
собеседование учащихся и их родителей (законных представителей),
представление результатов творческих работ, докладов, проектов.
Описание места программы «История родного края» в учебном
плане

В учебном плане на изучение программы внеурочной деятельности
«История родного края» в 5 классе отводится по 34 часа (1 час в неделю).

Тематическое планирование
№
1

Дата

Тема урока

Количество Программное содержание
часов
Что изучает краеведение. 1
1.Краеведение-предмет
изучения.
Введение
2.Методы изучения.
3.Значение предмета.

2

Географическое
положение
Свердловской области.
Обзор

1

3

Топонимика
Свердловской области

1

4

Многонациональный
1
состав
населения
области

5

Особенности истории
области

1

Планируемый результат

Методическое
обеспечение
Презентация,
фрагменты
фильмов
краеведческой
тематики
Презентация,
карта России

Сформировать
представление о
краеведении как науке.
Изучить краеведческие
методы исследования
Познакомиться
с Знать символы
особенностями
Свердловской области,
географического положения и положение области на
официальными
символами
карте России
Свердловской
области,
определить местоположение
области на карте России
Исследование происхождения Умение работать со
Словари,
названий населенных пунктов словарями, историкоисторикокрая и др. геообъектов
краеведческой литературой краеведческая
литература
Выяснить,
люди
каких Уметь презентовать
Презентация,
национальностей проживают материал в форме
дополнительная
на территории Свердловской инсценировки,
литература
области, познакомиться с их
стихотворения, творческой
обычаями и традициями
работы
Выяснить какие изменения Умение составлять
Презентация,
претерпела
Свердловская вопросы для диалогового
историкообласть
за
последнее общения. Навыки работы с краеведческая

десятилетие.

различной литературой и
краеведческим
материалом
Ознакомиться с историей и Знать
особенности
изучением Уральских гор.
Уральских гор, основные
вершины, горные хребты и
др
Практическая работа
Знать некоторые типы
Изучение отдельных образцов Уральских горных пород,
Уральских горных пород
их происхождение

6

История открытия и 1
изучения Уральских гор.

7

Горные
породы,
происхождение.

8

Полезные ископаемые,
добываемые на
территории района.
Погода и климат

1

Практическая работа
Понятие
о
Нанесение на к/карту мест ископаемых
добычи полезных ископаемых

1

Изучить, в чем разница между Выяснить особенности
погодой и климатом. Работа с присущего Свердловской
дополнительными
области климата
источниками по нахождению
примет о погоде

10

Леса и степи
Свердловской области

1

Работа с дополнительными
источниками.
Определение
местных
растений
по
гербарию и справочному
материалу.
Составление
альбома местной флоры и
фауны.

11

Водоемы Свердловской
области

1

Обозначение на контурной
карте крупных рек и озер
Свердловской области

9

их 1

литература

Видеофильм

Карта,
видеофильм,
набор горных
пород.
полезных презентация

Презентация,
дополнительная
литература,
климатическая
карта
Ознакомиться с видовым
Презентация,
разнообразием растений и гербарий,
животных лесов и степного видеоматериал
края; с природоохранными
мероприятиями. Изучить
понятия: заповедник,
заказник.
Ознакомиться с водоемами Презентация,
нашего края –
контурные карты
естественными и

искусственными, с
видовым разнообразием
водных растений и
животных
Воссоздание облика
Свердловской области в
древности в творческой
работе через рисунки

12

Природа области в
древности

1

Выяснить, как выглядела
Свердловская
область
в
древности, какие изменения
произошли
с
климатом,
рельефом,
природными
средами
Экскурсия в краеведческий Изучить, как заселялась
музей
свердловская область,
жизнь и быт первобытных
людей.
Ознакомиться с народами, Знать основные
населявшими свердловскую направления в развитии
область,
их
бытом
и населения Урала
традициями

13

Следы жизни древних
людей

1

14

Заселение Урала
древним человеком

1

15

Важные памятники
древних времен

1

Ознакомиться с основными
историческими
находками
Урала

16

Первые поселения

1

Узнать о цели поселения
людей на данной территории,
определить давность события

17

Основатели
Екатеринбурга

1

Узнать/углубить знания о
людях, основавших город; о
дате его основания

Презентация,
историкокраеведческие
источники
Материалы
краеведческого
музея

Презентация,
историкокраеведческий
материал
Работа с дополнительными Презентация,
источниками:
видео-фрагменты
краеведческий материал,
о памятниках
местный фольклор: песни, различных
традиции, обряды,
исторических
сказания, легенды
эпох Урала
Иметь представление об
Презентация,
изначальном назначении
дополнительная
города
литература
Знать основателей города и Презентация,
время его основания
видеофрагмент

18

История названия города

1

19

Как развивался город

1

20

Екатеринбург в годы
ВОВ

1

21

Знаменитые земляки

1

22

Достопримечательности
Екатеринбурга

1

23

Историческое сердце
Екатеринбурга

1

24

Главная пешеходная
улица города

1

25

Современный
Екатеринбург

1

Познакомить с топонимикой Знать особенности
названия города
топонимики города
Выяснить
направления Знать о причинах
развития города, обосновать, промышленного развития
почему город развивался в города
данных областях
Обсудить
с
учащимися Работа с дополнительными
потенциал города для участия источниками:
в ВОВ, его участие в ВОВ
краеведческий материал,
справочники,
энциклопедии
Практическая работа по Работа с дополнительными
нахождению
знаменитых источниками:
людей нашего края, их краеведческий материал,
деятельности, подвиге
справочники,
энциклопедии
Обсудить
известные Уметь называть некоторые
учащимся знаковые места достопримечательности
города, прослушать рассказы города
о любимых местах города
Экскурсия на Плотинку
Углубить знания о
историческом прошлом
города
Ознакомиться с историей и Знать интересные факты о
особенностями
застройки улице города
улицыВайнера
Узнать об интересных новых Знать некоторые новые
проектах города, выслушать символы города
рассказы
о
посещениях

Презентация
Презентация,
видео-фрагменты
о работе заводов
Екатеринбурга
Презентация,
учебная
литература

Презентация,
учебная
литература

Презентация,
видеоматериал

Презентация,
историкокраеведческий
материал
Презентации,
видеоматериал

26

Подземные реки
Екатеринбурга

1

27

Часы на зданиях
Екатеринбурга

1

28

Лесопарки
Екатеринбурга

1

29

Объекты культурного
наследия Екатеринбурга.
Список памятников
архитектуры
Моя родная улица

1

31

Мое любимое место в
городе

1

32

Мой край любимый

1

33

Мой край любимый

1

34

Викторина «Знаешь ли
ты свой край»

1

30

1

учащимися
современных
символов города
Познакомиться
с Иметь представление о
особенностями
работы
с скрытых водных ресурсах
водными ресурсами города
города
Узнать о знаменитых часах Иметь представление о
города
достопримечательностях
города
Ознакомиться с городскими Иметь представление о
лесопарками
роли лесопарков в жизни
города
Узнатьо наиболее значимых Узнавать некоторые
архитектурных сооружениях памятники архитектуры
города
города
Представить информацию о
топонимике названия своей
улицы
Представить информацию о
местах,
имеющих
для
учащихся особое значение

Иметь представление о
разнообразии улиц города

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация,
историкокраеведческий
материал
Работы учащихся

Иметь представление о
разнообразии интересных
мест города
из Закрепить знания
об учащихся по предмету

Работы учащихся

Закрепить знания
учащихся по предмету

Работы учащихся

Закрепить знания по
предмету

Презентация

Составление
альбома
фотографий,
стихов
области.
Отчет о проделанной работе
по
составлению
альбома
«Мой край любимый»
Повторить
и
обобщить
знания

Собранный по
теме материал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».