1.Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ОВЗ, где формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями является основополагающей задачей образования. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по изучению национальной культуры, истории и природы у обучающихся являются: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»; Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)»; Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573); Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824; Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП). Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 - 2026 годы» Программа реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности для учащихся 7 классов. Она направлена на формирование у учащихся нравственных чувств и этического сознания; гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции и правового самосознания школьников, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества. Актуальность программы Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Реализация внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению – это обучение школьников бережному отношению к традициям, истории и природе родного края. Данное направление работы имеет приоритетное значение, так как с учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны. Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно исторического, социально – экономического развития региона. Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества. Цель программы: Воспитание у обучающихся гражданственности и любви к родному краю через изучение исторического прошлого и приобщения к культуре Свердловской области. Задачи программы: формирование таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции; формирование необходимой базы знаний по истории своего города; изучение истории, своей родословной через доступные формы деятельности; знакомство с культурно-историческими и нравственно-этическими ценностями Свердловской области; развивать интерес к поисковой деятельности. 1.1. Результаты освоения программы Учащийся сможет: объяснять, что такое краеведение, что оно изучает; называть достопримечательности края; рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе; охранять природу родного микрорайона; наблюдать и выделять характерные особенности природы; ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя; анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации; создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады с помощью взрослых; вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности с помощью взрослых. 1.2. Формы контроля Оценивание степени эффективности работы с учащимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно через наблюдение за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса, собеседование учащихся и их родителей (законных представителей), представление результатов творческих работ, докладов, проектов. Описание места программы «История родного края» в учебном плане В учебном плане на изучение программы внеурочной деятельности «История родного края» в 7 классе отводится по 34 часа (1 час в неделю). № Количество часов Дата Содержание занятия Тема занятия 1. 1 Моя школа – мой класс Наш класс. Выборы старосты и ответственных за сектора 2. 1 Портфолио Оформление портфолио 3. 1 Екатеринбург: от древности до наших дней 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1 10 1 Экспозиция Музея Истории Екатеринбурга раскрывает своеобразие праистории Урала и Екатеринбурга. Медиаинсталляция "Екатеринбург. XVIII век. Начало" В сердце горного царства. На пешеходной экскурсии расскажут об истории города, о монетном Экскурсия дворе и знаменитой гранильной фабрике, а также предложат выполнить несколько несложных заданий на тему строительства завода и посетить заводскую водонапорную башню, в которой расположилась экспозиция «Метальная лавка». Конкурс рисунков "Плотика" Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса «Сказ о том, как царь Петр на реке Занятие, посвященное основанию Екатеринбурга. Исети город построил» «Приключения фантастических Занятие посвящено созданию герба города. Школьники познакомятся с зверей, или Законы историей и основными правилами составления гербов екатеринбургской геральдики» «Приключения фантастических Учащиеся сами составляют собственный герб города. зверей, или Законы екатеринбургской геральдики». Защита проектов «Монетный двор и все, что в Учащиеся узнают о том, когда появились первые монеты, как чеканились нем». деньги на Екатеринбургском монетном дворе и как они выглядели. «Монетный двор и все, что в Создание макета монеты нем». «О чем рассказала малахитовая шкатулка». «Легенды и тайны старого Екатеринбурга». О природных богатствах края и работе Императорской гранильной фабрики. Перед школьниками во время занятия приоткроются некоторые тайны старого Екатеринбурга: выбор места для плотины, подземные ходы и старинные особняки. Другие легенды, связанные с Екатеринбургом 11 1 12 1 13 1 14 1 15 1 Арбузник Ребята узнают, как и чему учились в классических гимназиях XIX века, ознакомятся с историей становления русского алфавита, научатся писать гусиным или стальным пером. Подготовка у празднику 16 1 Арбузник Осенний праздник 17 1 Изба бабы Кати 18 1 Изба бабы Кати. Экскурсия Дети окунутся в атмосферу крестьянского быта, узнаете много нового и интересного о жизни в уральской деревни прошлых веков, познакомятся с народными ремеслами и промыслами. Экскурсия 19 1 Оберег Мастер-класс Мастер-класс 20 1 Школа разведчика 21 1 Интерактивное занятие. Школа разведчика 22 1 Творчество Бажова узнают, какие качества характера необходимы настоящим разведчикам и в каких условиях приходилось работать разведчикам во время Великой Отечественной войны. ребята не только познакомятся с жизнью Николая Кузнецова, но и проверят свои способности к изучению иностранных языков и разгадыванию шифров, потренируются в искусстве конспирации и перевоплощения Знакомство с Уральским писателем и его произведениями 23 1 Обзорная экскурсия по музею и тематические экскурсии по творчеству Бажова и его литературному окружению «Легенды и тайны старого Екатеринбурга». Литературный вечер «Как и чему учили в Екатеринбурге». Экскурсия знакомит с подлинной обстановкой дома П.П.Бажова, бытом его семьи, с его трудовой и общественной деятельностью, особенностями его творчества 24 1 Творчество Мамина - Сибиряка 25 1 26 1 27 1 Литературно-мемориальный доммузей Д. Н. Мамина-Сибиряка. Экскурсия Проект «Друг зоопарка» «Зоопарк – живой музей» «Зоопарк – живой музей» 28 1 «Зоопарк – живой музей» 29 1 30 1 Животные родного края. Птицы Урала. Животные родного края. Животные леса. Животные родного края. Красная книга Среднего Урала 31- 4 34 Мемориальные комнаты, история семьи Маминых является фоном, на котором разворачивается рассказ о жизни Д.Н.Мамина-Сибиряка. Обзорная экскурсия по зоопарку, класс выбирает живой символ – понравившегося животного Слайдфильм-презентацию о выдающихся «личностях» среди животных зоопарка Презентация в лекционном зале, происходит знакомство с устройством зоопарка как учреждения, содержащего живых животных: его задачах, структуре, повседневном функционировании Слайдфильм-презентацию о выдающихся «личностях» среди животных зоопарка Слайдфильм-презентацию о выдающихся «личностях» среди животных зоопарка Слайдфильм-презентацию о выдающихся «личностях» среди животных зоопарка