7 История Родного края

1.Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом для обучающихся с ОВЗ, где формирование
основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями является основополагающей задачей
образования.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной
деятельности по изучению национальной культуры, истории и природы у
обучающихся являются:
 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон об образовании»;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования)»;
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано
в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824;
 Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. №
270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории
Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от
27.10.2016 г. № 757-ПП).


Государственной программы «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2021 - 2026 годы»
Программа
реализует
духовно-нравственное
направление
во
внеурочной деятельности для учащихся 7 классов. Она направлена на
формирование у учащихся нравственных чувств и этического сознания;
гражданственности и патриотизма,
формирование
активной
жизненной позиции и правового самосознания школьников, формирование
позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Актуальность программы
Для современного человека стало актуальным восстановление
культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –
личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих
родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность
поколений, начинают понимать свою причастность к историческим
событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения
к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.
Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание
ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае,
через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости,
неповторимости.
Реализация внеурочной деятельности по духовно-нравственному
направлению – это обучение школьников бережному отношению к традициям,
истории и природе родного края. Данное направление работы имеет
приоритетное значение, так как с учетом современных задач развития
Российской Федерации целью государственной политики в сфере
патриотического воспитания является создание условий для повышения
гражданской ответственности за судьбу страны.
Региональный компонент представляет собой систему знаний и
культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно исторического, социально – экономического развития региона. Под
региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал,
раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную
специфику социальной жизни общества.
Цель программы:

Воспитание у обучающихся гражданственности и любви к родному
краю через изучение исторического прошлого и приобщения к культуре
Свердловской области.
Задачи программы:
 формирование таких понятий, как Родина, родной язык,
национальность, национальные традиции;
 формирование необходимой базы знаний по истории своего города;
 изучение истории, своей родословной через доступные формы
деятельности;
 знакомство с культурно-историческими и нравственно-этическими
ценностями Свердловской области;
 развивать интерес к поисковой деятельности.
1.1.

Результаты освоения программы

Учащийся сможет:

объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

называть достопримечательности края;

рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;

охранять природу родного микрорайона;

наблюдать и выделять характерные особенности природы;

ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с
помощью учителя;

анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять
пробелы в знаниях из разных источников информации;

создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады с
помощью взрослых;

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной
деятельности с помощью взрослых.
1.2. Формы контроля
Оценивание степени эффективности работы с учащимися с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно через
наблюдение за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса,
собеседование учащихся и их родителей (законных представителей),
представление результатов творческих работ, докладов, проектов.
Описание места программы «История родного края» в учебном
плане
В учебном плане на изучение программы внеурочной деятельности

«История родного края» в 7 классе отводится по 34 часа (1 час в неделю).

№

Количество
часов

Дата
Содержание занятия

Тема занятия

1.

1

Моя школа – мой класс

Наш класс. Выборы старосты и ответственных за сектора

2.

1

Портфолио

Оформление портфолио

3.

1

Екатеринбург: от древности до
наших дней

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

Экспозиция Музея Истории Екатеринбурга раскрывает своеобразие
праистории Урала и Екатеринбурга. Медиаинсталляция "Екатеринбург.
XVIII век. Начало"
В сердце горного царства.
На пешеходной экскурсии расскажут об истории города, о монетном
Экскурсия
дворе и знаменитой гранильной фабрике, а также предложат выполнить
несколько несложных заданий на тему строительства завода и посетить
заводскую водонапорную башню, в которой расположилась экспозиция
«Метальная лавка».
Конкурс рисунков "Плотика"
Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная
деятельность. Подведение итога конкурса
«Сказ о том, как царь Петр на реке Занятие, посвященное основанию Екатеринбурга.
Исети город построил»
«Приключения фантастических
Занятие посвящено созданию герба города. Школьники познакомятся с
зверей, или Законы
историей и основными правилами составления гербов
екатеринбургской геральдики»
«Приключения фантастических
Учащиеся сами составляют собственный герб города.
зверей, или Законы
екатеринбургской геральдики».
Защита проектов
«Монетный двор и все, что в
Учащиеся узнают о том, когда появились первые монеты, как чеканились
нем».
деньги на Екатеринбургском монетном дворе и как они выглядели.
«Монетный двор и все, что в
Создание макета монеты
нем».

«О чем рассказала малахитовая
шкатулка».
«Легенды и тайны старого
Екатеринбурга».

О природных богатствах края и работе Императорской гранильной
фабрики.
Перед школьниками во время занятия приоткроются некоторые тайны
старого Екатеринбурга: выбор места для плотины, подземные ходы и
старинные особняки.
Другие легенды, связанные с Екатеринбургом

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

Арбузник

Ребята узнают, как и чему учились в классических гимназиях XIX века,
ознакомятся с историей становления русского алфавита, научатся писать
гусиным или стальным пером.
Подготовка у празднику

16

1

Арбузник

Осенний праздник

17

1

Изба бабы Кати

18

1

Изба бабы Кати. Экскурсия

Дети окунутся в атмосферу крестьянского быта, узнаете много нового и
интересного о жизни в уральской деревни прошлых веков, познакомятся
с народными ремеслами и промыслами.
Экскурсия

19

1

Оберег Мастер-класс

Мастер-класс

20

1

Школа разведчика

21

1

Интерактивное занятие. Школа
разведчика

22

1

Творчество Бажова

узнают, какие качества характера необходимы настоящим разведчикам и
в каких условиях приходилось работать разведчикам во время Великой
Отечественной войны.
ребята не только познакомятся с жизнью Николая Кузнецова, но и
проверят свои способности к изучению иностранных языков и
разгадыванию шифров, потренируются в искусстве конспирации и
перевоплощения
Знакомство с Уральским писателем и его произведениями

23

1

Обзорная экскурсия по музею и
тематические экскурсии по
творчеству Бажова и его
литературному окружению

«Легенды и тайны старого
Екатеринбурга». Литературный
вечер
«Как и чему учили в
Екатеринбурге».

Экскурсия знакомит с подлинной обстановкой дома П.П.Бажова, бытом
его семьи, с его трудовой и общественной деятельностью, особенностями
его творчества

24

1

Творчество Мамина - Сибиряка

25

1

26

1

27

1

Литературно-мемориальный доммузей Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Экскурсия
Проект «Друг зоопарка» «Зоопарк
– живой музей»
«Зоопарк – живой музей»

28

1

«Зоопарк – живой музей»

29

1

30

1

Животные родного края. Птицы
Урала.
Животные родного края.
Животные леса.
Животные родного края. Красная
книга Среднего Урала

31- 4
34

Мемориальные комнаты, история семьи Маминых является фоном, на
котором разворачивается рассказ о жизни Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Обзорная экскурсия по зоопарку, класс выбирает живой символ –
понравившегося животного
Слайдфильм-презентацию о выдающихся «личностях» среди животных
зоопарка
Презентация в лекционном зале, происходит знакомство с устройством
зоопарка как учреждения, содержащего живых животных: его задачах,
структуре, повседневном функционировании
Слайдфильм-презентацию о выдающихся «личностях» среди животных
зоопарка
Слайдфильм-презентацию о выдающихся «личностях» среди животных
зоопарка
Слайдфильм-презентацию о выдающихся «личностях» среди животных
зоопарка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».