мир природы и человека 1 класс 22-23уч.год

Пояснительная записка
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного курса
«Мир природы и человека» для обучающихся первого класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы являются:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
23.07.2-13 №203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от
19.12.2014., вступивший в силу в сентябре 2016 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа
3013 г. №1015;
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), разработанная на основе ФГОС НОО;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год;
- Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования)»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
короновирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте
РФ03.07.2020г. № 58824);

- Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г.
№ 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП).
- Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый
приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области
- Локальные акты образовательного учреждения.
При разработке программы учитывались перечисленные документы, в
которых предложены предметные, личностные результаты освоения учебных
предметов, система оценки достижений планируемых результатов освоения
адаптированных рабочих программ обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Специфические образовательные потребности для обучающегося
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• наглядно-действенный характер содержания образования;

с

• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
• обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
• использование
преимущественно
деятельности и поведения;

позитивных

средств

стимуляции

• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в
познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Цель изучения предмета «Мир природы и человека»:

• Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
• понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека.
Задачи:
-уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт
новые знания об основных её элементах;
-расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
-вырабатывать умение наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных
работ, отмечать фенологические данные;
-формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
-формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности
человека, учит детей бережному отношению к природе;
-коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств
ребёнка;
-воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,
любознательности.
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения курса «Мир природы и человека»
является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального
подходов.
Каждый урок «Мир природы и человека» оснащён необходимыми
наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими
средствами обучения. На уроках следует использовать разнообразные наглядные
средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции,
различные мультимедийные материалы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения предмета «Мир природы и человека»
являются:
• Готовность школьника к положительному отношению к школе, ориентации
на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
• способность проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу по предмету «Мир природы и человека»;
• уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих
норм (хорошо и плохо);
• формировать представления о здоровом образе жизни: иметь элементарные
гигиенические навыки, выполнять режимные моменты в классе
(пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и позвоночника, физ. минутка
устная и музыкальная, прием пищи, посещение туалета, мытье рук и т.д.);

Предметные результаты.
Минимальный уровень:
Представления о назначении объектов изучения;
Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
Отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
Знание режима дня школьника и его выполнение;
Знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
Ухаживание за комнатными растениями;
Кормление зимующих птиц;
Составление небольшого рассказа об изученных объектах по плану;
Адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной
или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
Узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
Отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
Знание отличительных существенных признаков групп объектов;
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника;
Знание правил гигиены органов чувств;
Знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
Готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач;
Ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о
предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
Выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, понимание замечаний,
адекватное восприятие похвалы;
Проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
Соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
Результатами изучения курса «Мир природы и человека» является
формирование базовых учебных действий (БУД)
Регулятивные БУД:
• организовывать своё рабочее место с помощью учителя;

• уметь использовать в деятельности на уроках «Мир природы и человека»
цветные карандаши, краски, дневник наблюдения за природой, различные
линейки, развивающие игры, лото и домино с животными и растениями,
другие развивающие игры по темам изучающего предмета;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Познавательные БУД
• узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью учителя;
• относить изученные объекты к определённым группам (корова - домашнее
животное) с помощью учителя;
• называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе (фрукты;
птицы; зимняя одежда);
• знать основные правила личной гигиены;
• иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и в обществе;
• владеть несложными санитарно - гигиеническими навыками (мыть руки,
чистить зубы, расчёсывать волосы и т.д.);
• адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы, спортивном
зале, музыкальном кабинете и актовом зале, игровой комнате и т.д.
Коммуникативные БУД
• адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителем и родителями;
• понимать замечания и адекватно воспринимать похвалу;
• выполнять доступные природоохранительные действия;
• совершать действия с помощью учителя по соблюдению санитарногигиенических норм в классе.
• проявлять интерес и активность на уроках и играх на переменах и пришкольном
участке.

Название учебно-методического комплекта
1 класс

Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова Мир природы и человека. 1 класс.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях. –М.: Просвещение, 2017.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Мир природы и человека» - образовательная область
«Естествознание».
Согласно учебному плану ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на
изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классе отводится 2 часа в неделю,
66 часов в год:
Класс
Количество часов
Количество
Количество
в неделю
часов в год
контрольных
работ
1
2 часа
66 часов
-

Содержание программы учебного курса
1 класс
«Неживая природа»:
Объекты живой и неживой природы. Земля и Солнце. Значение Солнца для
планеты, для растений и животных, для человека. Солнце и жизнь растений. Луна и
звезды. День и ночь. Небо днём и ночью. Сутки. Части суток. Занятия людей в
разное время суток. Наблюдение за небом, облаками, ветром.
«Сезонные изменения (времена года)»:
Причины сезонных изменений.
Осень. Признаки осени. Занятия и одежда людей осенью.
Зима. Признаки зимы. Одежда и занятия людей зимой.
Весна. Признаки весны. Одежда и занятия людей весной.
Лето. Признаки лета. Одежда и занятия людей летом.
«Растения»:
Деревья, кустарники, травы, цветы. Строение растений: корень, лист, стебель,
цветок. цветы. Различие растений. Разнообразие цветов (полевые и садовые).
Семена растений. Плоды растений, их польза, фрукты и овощи. Приспособление
растений к сезонным изменениям в природе и к разным условиям жизни.
«Животные»:
Мир животных. Деление животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Строение животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья). Различия
животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, места обитания). Детёныши
животных. Домашние животные: название, внешнее строение, чем кормятся,
значение для человека. Уход за домашними животными. Дикие животные: название,
внешнее строение, условия обитания, пища, значение в природе. Помощь птицам
зимой. Приспособления животных к различным условиям жизни окраска, размеры).
Приспособление животных к разным временам года.
«Человек»:
Различие людей по возрасту и полу. Части тела человека (голова, туловище,
шея, руки, ноги). Гигиенические навыки людей. Строение лица человека: глаза,
уши, нос, рот. Глаз – орган зрения человека; строение глаза (брови, веки, ресницы),
назначение каждой части. Назначение органов слуха, обоняния и дыхания. Правила
ухода за ними. Профилактика простудных заболеваний. Строение ротовой полости,
язык помогает различать вкусовые ощущения, участвует в проглатывании пищи и
образовании звуков речи. Гигиена полости рта. Кожа, значение кожи для человека,
уход за кожей, гигиенические процедуры. Скелет и мышцы человека, правильная
осанка.
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» в 1 классе не
предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего
контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.

Критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке
подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социального
отношения обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов
предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности
обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных
компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения
первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной
деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
1.1

1.2

2.1
2.2

2.3

Примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
авторы/составители Бондарчук О.А., Бабурин А.В.,
издательство «Просвещение», 2017 год.
Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова Мир
природы и человека. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы. В 2 частях. –М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная
И.В.Цветкова. Экологический светофор для младших
школьников.-М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.
Е.П.Фефилова,
Е.А.
Поторочина.
Поурочные
разработки по курсу Мир вокруг нас. 1класс. М.:
«ВАКО», 2003.
З. А. Клепинина. Окружающий мир. Тесты: 1 класс.
Тула: Издательство АСТ, 2003.

2.4

Дидактические игры:
- «Покорми диких животных»
- «Покорми домашних животных»
- Лото «Растения – животные», «Профессии»,
«Звери и птицы», «Грибы» и др.
Наглядные и демонстрационные пособия:
- Растения. Строение растений;
- Дикие и домашние животные;
- Грибы съедобные и несъедобные;
- Человек. Строение человека. Правильная осанка.
- Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень.
- Вселенная. Космос. Солнечная система.

Тематическое планирование
Количество учебных недель: 33
Количество учебных часов в неделю: 2
Количество учебных часов в год: 66
Планируемые результаты
№
п/
п
1
2
3

4

Дата
Название
темы
Объекты
живой и
неживой
природы

Земля и
Солнце.

02.09
05.09
09.09

12.09

Формы и
методы
работы

Элементы
содержания
Задачи уроков

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Обобщение
наблюдений,
полученных во
время экскурсии.
Найти в учебнике
те объекты,
которые
наблюдали,
назвать
увиденные
объекты,
попытаться
определить, какие
из них живые, а
какие нет.
Коррекция
логического
мышления на
основе
упражнений в
классификации.
Обратить
внимание на
материал
предыдущих
уроков.
Планета
Земля и звезда

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация

Предметные

Личностные

Минимальный
уровень:
Уметь называть
объекты и делить их на
группы: живые или
неживые.
Достаточный
уровень:

Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Работать с учебными
принадлежностями,
организовывать рабочее
место.

Уметь называть объекты
и делить их на группы:
живые или неживые.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы. Выполнение
заданий без текущего
контроля учителя.

Минимальный
уровень:
Знать, что Земля – это
планета, а Солнце –
звезда.
Достаточный
уровень:

Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Методическое,
информацион
но
-техническое
обеспечение
Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

презентационных
материалов,
иллюстраций.
Практические –
выполнение
дидактических
заданий.

Солнце.
Вращение Земли
вокруг Солнца.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
воспроизведении.

5

Значение
Солнца в
жизни
растений и
животных.

23.09

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
практических
заданий.

Деятельность
Солнца.
Изменения в
природе, которые
зависят от
деятельности
Солнца (смена
дня и ночи, смена
времён года).
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании.

6

День и ночь.
Небо днём и
ночью.

16.09

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация

Смена дня и ночи,
причины.
Когда можно
увидеть на небе
Луну? Занятия
людей днём и
ночью. Как

Знать, что Земля – это
планета, а Солнце –
звезда.
Проявление активности
в организации
совместной
деятельности.
Выполнение заданий
без текущего контроля
учителя. Проявление
желания рассказать о
предметах изучения,
наблюдения.
Минимальный
уровень:
Знать и узнавать
Солнце, уметь
рассказать о его
деятельности.
Достаточный
уровень:
Знать и узнавать
Солнце, уметь
рассказать о его
деятельности.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.
Минимальный
уровень:
Знать, что есть день и
ночь, их отличия.
Уметь рассказывать,
чем занимаются люди
днём и ночью. Уметь

Развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях.

Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Работать с учебными
принадлежностями,
организовывать рабочее
место.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

плакатов,
иллюстраций,
личный пример.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

7

Сутки.
Занятия
людей в
разное время
суток.

19.09

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

выглядит небо
днём (Солнце,
облака, тучи) и
ночью (Луна,
звёзды).
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.
Что можно
увидеть ночью,
днём. Коррекция
логического
мышления на
основе
упражнений
причинноследственных
отношений.
Познакомить с
понятием
«сутки».
Формирование
понятий
«восход», «закат».
Учить
рассказывать о
занятиях людей в
течение суток.
Занятия людей
утром, днём,
вечером; ночной
сон.
Формирование
понятия «режим
дня».

узнать и назвать тела,
которые появляются на
небе днём и ночью.
Достаточный
уровень:
Знать, что есть день и
ночь, их отличия.
Уметь рассказывать,
чем занимаются люди
днём и ночью. Уметь
узнать и назвать тела,
которые появляются на
небе днём и ночью.
Выполнение заданий
без текущего контроля
учителя.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.

Работать с учебными
принадлежностями,
организовывать рабочее
место.

Минимальный
уровень:
Знать что такое
«сутки».
Уметь рассказывать о
занятиях людей в
течение суток.
Достаточный
уровень:
Знать что такое
«сутки».
Уметь рассказывать о
занятиях людей в
течение суток.
Выполнение заданий
без текущего контроля
учителя.

Принятие и освоение
социальной роли
обучающегося,
формирование и
развитие социально
значимых мотивов
учебной деятельности.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Развитие мотивации к
творческому труду.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.

8

Обобщение
полученных
знаний.

27.09

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

9

Осень.

30.09

10

Признаки
осени.

04.10

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –

Развитие
внимания.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.
Актуализация и
закрепление ранее
полученных
знаний о неживой
природе (Земле,
Солнце, небе);
сутках. Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании и
воспроизведении.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе
упражнений в
сравнении.

Выявить причину
сезонных
изменений
осенью (с

Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.
Минимальный
уровень:
Узнавание и называние
изученных объектов на
иллюстрациях,
фотографиях.
Представления о
назначении изученных
объектов.
Достаточный
уровень:
Узнавание и называние
изученных объектов на
иллюстрациях,
фотографиях.
Представления о
назначении изученных
объектов. Проявление
желания рассказать о
предметах изучения,
наблюдения.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Минимальный
уровень:
Знать причину
сезонных изменений

Принятие и освоение
социальной роли
обучающегося,
формирование и
развитие социально
значимых мотивов
учебной деятельности.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

Принятие и освоение
социальной роли
обучающегося,
формирование и

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.

11

12

13

Занятия и
одежда
людей
осенью.
Обобщение
темы
«Осень».

07.10

Зима.

14.10

11.10

рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

помощью схемы
деревьев, данной
в учебнике)
познакомить с
признаками
осени, причиной
отлёта птиц.
Познакомить с
понятием
«листопад».
Учить выбирать
одежду по погоде.
Учить
рассказывать о
занятиях людей
осенью.
Актуализация и
закрепление
знаний об осени.
Развитие
внимания,
воображения.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе
упражнений в
сравнении.

Фронтальная и
индивидуальная

Выявить причину
сезонных

осенью.
Уметь рассказать об
отлёте птиц и
листопаде.
Уметь рассказать и
показать признаки
осени.
Уметь рассказывать об
одежде детей осенью и
занятиях людей в это
время года.
Достаточный
уровень:
Знать причину
сезонных изменений
осенью.
Уметь рассказать об
отлёте птиц и
листопаде.
Уметь рассказать и
показать признаки
осени.
Уметь рассказывать об
одежде детей осенью и
занятиях людей в это
время года. Умение
находить необходимую
информацию в
материалах учебника.
Выполнение заданий
без текущего контроля
учителя.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.
Минимальный
уровень:

развитие социально
значимых мотивов
учебной деятельности.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Плакаты.
Учебник.
Карточкизадания.
Муляжи
овощей,
грибов.

Развитие навыков
сотрудничества со

Презентационные

14

Признаки
зимы.

18.10

15

Одежда и
занятия
людей
зимой.
Обобщение
темы
«Зима».

21.10

18

Весна.

08.11

19
20

Признаки
весны.

11.10

21

Одежда и
занятия
людей
весной.

15.11

16
17

25.10
28.10

формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,

изменений зимой
(продолжить
работу со схемой
дерева),
признаками зимы;
наблюдать за
снегом в классе.
Растения зимой.
Животные зимой
(птицы и звери,
помощь человека
птицам).
Зимняя одежда,
занятия людей
зимой.
Безопасное
поведение детей
зимой.
Наблюдения за
погодой.
Актуализация и
закрепление
знаний о зиме.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе
упражнений в
сравнении.
Выявить причину
сезонных
изменений весной
с помощью схемы
дерева,
познакомить с
признаками, с
одеждой и

Знать причину
сезонных изменений
зимой, признаки зимы.
Уметь рассказывать об
одежде и занятиях
детей зимой.
Достаточный
уровень:
Знать причину
сезонных изменений
зимой, признаки зимы.
Уметь рассказывать об
одежде и занятиях
детей зимой,
безопасном поведении.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя. Умение
находить необходимую
информацию в
материалах учебника.

сверстниками и
взрослыми.
Освоение социальной
роли обучающегося,
формирование мотивов
учебной деятельности.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Формирование
установки на безопасный
образ жизни.
Развитие
доброжелательности.

материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Карточкизадания.

Минимальный
уровень:
Знать причину
сезонных изменений
весной.
Уметь рассказывать о
признаках весны.
Уметь рассказывать об

Формирование
установки на безопасный
образ жизни.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Карточкизадания.

22

Обобщение
темы
«Весна».

18.11

иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

занятиями
взрослых и детей
весной,
безопасном
поведении весной.
Растения,
животные весной.
Повторить
признаки весны.
Учить выделять
признаки
изученных времён
года,
обосновывать
выбор одежды для
разных времён
года. Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании и
воспроизведении.

23

Лето.

22.11

24
25

Признаки
лета.

25.11
29.11

26

Одежда и
занятия
людей
летом.
Обобщение
темы
«Лето».

02.12

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение

Выявить причину
сезонных
изменений летом
с помощью схемы
дерева,
познакомить
учащихся с
признаками лета,
учить
рассказывать о
них. Растения,
животные летом.
Познакомить с
одеждой и

27

06.12

одежде и занятиях
детей весной.
Достаточный
уровень:
Знать причину
сезонных изменений
весной.
Уметь рассказывать о
признаках весны.
Уметь рассказывать об
одежде и занятиях
детей весной,
безопасном поведении
весной на улице.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника.
Уметь давать
развёрнутый ответ на
заданный вопрос.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Минимальный
уровень:
Знать причину
сезонных изменений
летом.
Уметь рассказывать о
признаках лета, жизни
растений и животных
летом.
Уметь рассказывать об
одежде и занятиях
детей летом.
Достаточный
уровень:

предложенному плану и
работать в общем темпе.

Освоение социальной
роли обучающегося,
формирование мотивов
учебной деятельности.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Карточкизадания.
Муляжи
овощей,
грибов.

дидактических
заданий.

28
29

Растения.
Виды
растений.

09.12
13.12

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример

занятиями детей
летом. Безопасное
поведение детей
летом на улице и
природе.
Закреплять
полученные
знания о временах
года.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе
упражнений в
сравнении.
Коррекция
логического
мышления на
основе
упражнений
причинноследственных
отношений.
Различие
растений.
Деревья,
кустарники,
травы.
Учить делить
растения на
деревья,
кустарники,
травы, цветы.

Знать причину
сезонных изменений
летом.
Уметь рассказывать о
признаках лета, жизни
растений и животных
летом.
Уметь рассказывать об
одежде и занятиях
детей летом,
безопасном поведении
на улице в городе и
природе. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.

Минимальный
уровень:
Узнавать, показывать
рассказать виды
растений.
Достаточный
уровень:
Узнавать, показывать
рассказать виды
растений. Умение

Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Коррекция
познавательной
деятельности на
основе
упражнений в
сравнении.

30
31

Строение
растений.
Сходство
растений.

16.12
20.12

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Дать понятие о
строении
растений: корень,
лист, стебель,
цветок. Учить
различать эти
части у разных
растений.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе
упражнений в
сравнении.

32
33

Различие
растений.

23.12
27.12

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.

Отличительные
признаки
растений:
корень, лист,
стебель, цветок.
Формирование
представление о
разнообразных
корнях растений
(большой,
мощный,

находить необходимую
информацию в
материалах учебника.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Минимальный
уровень:
Узнавать и показывать
части растений.
Достаточный
уровень:
Узнавать и показывать
части растений.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Минимальный
уровень:
Узнавать и показывать
разнообразные части
растений.
Достаточный
уровень:
Узнавать и показывать
разнообразные части
растений. Проявление
желания рассказать о

работать в общем темпе.

Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.

Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

34

Разнообрази
е цветов.

10.01

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

маленький);
разнообразных
листьях растений
(круглые,
овальные,
вытянутые, узкие,
широкие,
большие,
маленькие);
разнообразных
стеблях и цветках.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе
упражнений в
сравнении.
Познакомить с
полевыми и
садовыми
цветами, учить
различать цветы.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе
упражнений в
сравнении.

предметах изучения,
наблюдения.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника.

Минимальный
уровень:
Узнавать, показать
садовые и полевые
цветы.
Достаточный
уровень:
Узнавать, показать
садовые и полевые
цветы. Умение
находить необходимую
информацию в
материалах учебника.
Проявление активности
в организации
совместной
деятельности.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.

Формирование навыков
коммуникации и
ритуалов социального
взаимодействия;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
формирование и
развитие социально
значимых мотивов
учебной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

35

Семена.

13.01

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

35
36

Плоды
растений.

17.01
20.01

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Формирование
понятия «семя»,
«семена». Семена
разных растений
(бархатцы,
календула).
Условия,
необходимые для
прорастания
семян.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе
упражнений в
сравнении.
Формирование
понятия «плод».
Учить называть
плоды растений,
рассказывать об
их пользе, делить
на фрукты и
овощи.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе

Минимальный
уровень:
Узнавать и показывать
семена растений.
Достаточный
уровень:
Узнавать и показывать
семена растений.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.

Формирование навыков
коммуникации.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

Минимальный
уровень:
Узнавать и показывать
плоды растений,
овощи, фрукты. Уметь
различать овощи и
фрукты.
Уметь рассказывать об
использовании овощей
и фруктов.
Достаточный
уровень:
Узнавать и показывать
плоды растений,
овощи, фрукты. Уметь
различать овощи и
фрукты.

Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Формирование навыков
коммуникации.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

упражнений в
сравнении.
Коррекция
мышления на
основе
упражнений в
классификации.

37

Приспособле
-ние
растений к
сезонным
изменениям
в природе.

24.01

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Растения зимой,
весной, летом,
осенью. Учить
устанавливать
связь между
временем года
(условиями,
связанными с
временем года) и
жизнью растений.
Коррекция
логического
мышления на
основе
упражнений
причинноследственных
отношений.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе
упражнений в
сравнении.

Уметь рассказывать об
использовании овощей
и фруктов. Умение
находить необходимую
информацию в
материалах учебника.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Минимальный
уровень:
Уметь рассказать о том,
что нужно растениям
для жизни.
Уметь рассказывать о
приспособленности
растений к разным
условиям жизни.
Достаточный
уровень:
Уметь рассказать о том,
что нужно растениям
для жизни.
Уметь рассказывать о
приспособленности
растений к разным
условиям жизни.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя. Умение
находить необходимую
информацию в
материалах учебника.

Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

38

Приспособле
-ние
растений к
разным
условиям
жизни.

27.01

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

39

Обобщение
темы
«Растения».

31.01

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация

Знакомство с
условиями жизни
растений в разных
климатических
поясах (холодные
страны, жаркие
страны).
Приспособления
растений к
разным условиям
жизни (холодные
страны – растения
низкие,
невзрачные;
жаркие страны –
растения высокие,
яркие).
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе
упражнений в
сравнении.
Коррекция
логического
мышления на
основе
упражнений
причинноследственных
отношений.
Актуализация и
закрепление
знаний
по теме
«Растения».
Коррекция
зрительного

Минимальный
уровень:
Уметь рассказывать о
приспособлении
растений к разным
условиям жизни
(холодные страны –
растения низкие,
невзрачные; жаркие
страны – растения
высокие, яркие).
Достаточный
уровень:
Уметь рассказывать о
приспособлении
растений к разным
условиям жизни
(холодные страны –
растения низкие,
невзрачные; жаркие
страны – растения
высокие, яркие).
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Минимальный
уровень:
Узнавание и называние
изученных объектов;
отнесение изученных
объектов к
определённой группе

Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

40
41

Животные.

03.02
07.02

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

восприятия на
основе
упражнений в
узнавании и
различении.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
воспроизведении.

(деревья, кустарники,
травы, цветы, семена,
плоды).
Достаточный
уровень:
Узнавание и называние
изученных объектов;
отнесение изученных
объектов к
определённой группе
(деревья, кустарники,
травы, цветы, семена,
плоды). Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника.
Познакомить
Минимальный
учащихся с миром уровень:
животных, делить Узнавать и называть
животных на
группы животных:
группы: звери,
звери, птицы, рыбы,
птицы, рыбы,
насекомые.
насекомые.
Достаточный
Коррекция
уровень:
зрительного
Узнавать и называть
восприятия на
группы животных:
основе
звери, птицы, рыбы,
упражнений в
насекомые.
узнавании и
Умение находить
различении.
необходимую
информацию в
материалах учебника.

Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

42

Строение и
сходство
животных.

10.02

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Формирование
понятия «Части
тела». Учить
выделять части
тела животных:
голову, туловище,
ноги (лапы,
плавники,
крылья), хвост.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе
упражнений в
сравнении.

43
44

Различие
животных.

21.02
24.02

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример

Познакомить с
различиями
животных (форма
тела, окраска,
привычки и
повадки, место
обитания).
Коррекция
познавательной
деятельности на

Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Минимальный
уровень:
Узнавать и показывать
части тела животных:
голову, туловище, ноги
(лапы, плавники,
крылья), хвост.
Достаточный
уровень:
Узнавать и показывать
части тела животных:
голову, туловище, ноги
(лапы, плавники,
крылья), хвост.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя. Умение
находить необходимую
информацию в
материалах учебника.
Минимальный
уровень:
Узнавать, показывать,
рассказать о различиях
животных.
Достаточный
уровень:
Узнавать, показывать,
рассказать о различиях
животных.

Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

основе
упражнений в
сравнении.

45

Детёныши
животных.

28.02

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Познакомить с
названиями
детёнышей
животных; учить
рассказывать о
детёнышах.
Познакомить
учащихся с тем,
как разные
животные
заботятся о своём
потомстве.
Коррекция
зрительного
восприятия на
основе
упражнений в
узнавании и
различении.

46

Домашние
животные.

03.03

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.

Познакомить с
понятием
«домашние
животные»,
признаками

Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника,
иллюстрациях.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Минимальный
уровень:
Узнавать, показывать,
уметь называть
взрослого животного и
его детёныша.
Достаточный
уровень:
Узнавать, показывать,
уметь называть
взрослого животного и
его детёныша.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника,
иллюстрациях.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Минимальный
уровень:
Уметь называть и
показывать на
картинках домашних

работать в общем темпе.

Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.

Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

47

Дикие
животные.

07.03

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

домашних
животных, учить
находить
домашних
животных на
картинках. Польза
домашних
животных.
Коррекция
зрительного
восприятия на
основе
упражнений в
узнавании и
различении.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
воспроизведении.

животных.
Достаточный
уровень:
Уметь называть и
показывать на
картинках домашних
животных.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.
Проявление активности
в организации
совместной
деятельности.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника,
иллюстрациях.
Познакомить с
Минимальный
понятием «дикие
уровень:
животные»,
Узнавать, уметь
признаками диких называть и показывать
животных, учить
на картинках диких
находить диких
животных.
животных на
Достаточный
картинках.
уровень:
Особенности
Узнавать, уметь
жизни, места
называть и показывать
обитания и
на картинках диких
повадки диких
животных.
животных.
Умение находить
Коррекция
необходимую
зрительного
информацию в
восприятия на
материалах учебника,

предложенному плану и
работать в общем темпе.

Учебник.

Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

48

Приспособле
-ние
животных к
различным
условиям
жизни.

10.03

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

49

Приспособле
-ние
животных к
временам
года.

14.03

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,

основе
упражнений в
узнавании и
различении.
Познакомить
учащихся со
способами
приспособления
(окраска,
размеры)
животных к
различным
условиям жизни.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
воспроизведении.
Коррекция
логического
мышления на
основе
упражнений
причинноследственных
отношений.

Познакомить
учащихся
(на примере
зайца, медведя)
с
приспособлениям
и животных к
разным временам
года.

иллюстрациях.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Минимальный
уровень:
Умение отнести
изученных животных к
животным холодных и
жарких стран; уметь
рассказать о
приспособленности
животных к различным
условиям жизни.
Достаточный
уровень:
Умение отнести
изученных животных к
животным холодных и
жарких стран;
уметь рассказать о
приспособленности
животных к различным
условиям жизни.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Минимальный
уровень:
Уметь рассказывать о
приспособленности
животных к разным
временам года.
Достаточный
уровень:
Уметь рассказывать о

Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.

Формирование навыков
коммуникации и
ритуалов социального
взаимодействия;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
формирование и
развитие социально

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.

личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Коррекция
логического
мышления на
основе
упражнений
причинноследственных
отношений.

50

Человек.

17.03

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Формирование
представлений о
внешнем облике
человека.
Определение
сходства и
различий людей
по возрасту, полу,
цвету волос, глаз
и т. д. Коррекция
зрительного
восприятия на
основе
упражнений в
различении.

51

Части тела
человека.

28.03

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,

Формирование
представлений о
строении тела
человека,
название частей
тела (голова,
туловище, шея,
руки, ноги).

приспособленности
животных к разным
временам года.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника,
иллюстрациях.
Минимальный
уровень:
Уметь различать людей
по возрасту и полу.
Достаточный
уровень:
Уметь различать
людей по возрасту и
полу.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника,
иллюстрациях.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Минимальный
уровень:
Узнавать, показывать,
уметь рассказать о
частях тела человека.
Достаточный
уровень:
Узнавать, показывать,

значимых мотивов
учебной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками.

Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.

Формирование навыков
коммуникации и
ритуалов социального
взаимодействия;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
формирование и

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.

52

Гигиенические навыки.

31.03

иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Сходство и
различия в
строении
человеческих тел.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Формирование
понятия
«гигиена». Уход
за телом –
умывание, чистка
зубов, принятие
душа и ванны.
Предметы и
средства гигиены.
Показать
зависимость
между гигиеной и
здоровьем
человека.
Коррекция
зрительного
восприятия на
основе
упражнений в
узнавании и
различении.
Коррекция
логического

уметь рассказать о
частях тела человека.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника,
иллюстрациях.
Проявление учебной
активности в
организации
совместной
деятельности.
Минимальный
уровень:
Узнавать, показывать
на иллюстрациях
выполняемые людьми
гигиенические навыки.
Уметь рассказать о
гигиенических навыках
человека.
Уметь пользоваться
этими навыками в
реальной жизни.
Достаточный
уровень:
Уметь рассказать о
гигиенических навыках
человека.
Уметь пользоваться
этими навыками в
реальной жизни.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения.

развитие социально
значимых мотивов
учебной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками.

Формирование
установки на
безопасный, здоровый
образ жизни.
Формирование навыков
коммуникации.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

53

Лицо
человека.

04.04

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

54
55

Глаза.
Строение и
значение
глаз.
Гигиенический уход за
глазами.

07.04
11.04

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация

мышления на
основе
упражнений
причинноследственных
отношений.
Изучать строение
человеческого
лица, основные
части лица
человека (глаза,
нос, рот, уши и
т.д.).
Коррекция
зрительного
восприятия на
основе
упражнений в
узнавании и
различении.

Формировать
представление о
глазах – органе
зрения, их
значении для
человека.
Определение

Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.

Минимальный
уровень:
Узнавать, показывать,
уметь называть
основные части лица
человека.
Достаточный
уровень:
Узнавать, показывать,
уметь называть
основные части лица
человека.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника,
иллюстрациях.
Проявление учебной
активности в
организации
совместной
деятельности.
Минимальный
уровень:
Уметь рассказать о
строении глаз,
правилах бережного
отношения к глазам.
Достаточный

Формирование
установки на безопасный
образ жизни. Развитие
навыков сотрудничества
с взрослыми и
сверстниками.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

Формирование
установки на
безопасный, здоровый
образ жизни.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

56
57

Уши.
Строение и
значение
ушей.
Профилактика
простудных
заболеваний.

14.04
18.04

плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

строения глаза
(брови, веки,
ресницы),
назначении
каждой части
глаза. Изучение
правил бережного
отношения к
глазам, забота о
зрении.
Коррекция
зрительного
восприятия на
основе
упражнений в
узнавании и
различении.

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Формировать
элементарные
представления о
строении, работе
и назначении
органов слуха для
человека.
Правила, которые
помогают
сохранить слух и
органы слуха.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.
Коррекция
логического
мышления на

уровень:
Уметь рассказать о
строении глаз,
правилах бережного
отношения к глазам.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника,
иллюстрациях.
Проявление учебной
активности в
организации
совместной
деятельности.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Минимальный
уровень:
Уметь рассказывать о
значении органов слуха
для человека, правилах
сохранения слуха и
органов слуха.
Достаточный
уровень:
Уметь рассказывать о
значении органов слуха
для человека, правилах
сохранения слуха и
органов слуха.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.

в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Формирование
установки на
безопасный, здоровый
образ жизни.
Формирование навыков
коммуникации и
ритуалов социального
взаимодействия;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
формирование и
развитие социально
значимых мотивов
учебной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

58
59

Нос.
Значение.
Профилактика
простудных
заболеваний.

21.04
25.04

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

60

Рот.
Строение и
значение
рта.
Гигиенический уход.

28.04

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация

основе
упражнений
причинноследственных
отношений.
Формировать у
учащихся
элементарные
представления об
органе обоняния и
дыхания.
Выяснить
значение этого
органа для жизни
человека, правила
ухода за ним.
Профилактика
простудных
заболеваний.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.

Формировать
элементарные
представления о
строении ротовой
полости. Язык –
орган,
помогающий

Минимальный
уровень:
Уметь элементарно
рассказать об органе
обоняния и дыхания –
носе, правилах ухода за
ним, профилактике
простудных
заболеваний.
Достаточный
уровень:
Уметь элементарно
рассказать об органе
обоняния и дыхания –
носе, правилах ухода за
ним, профилактике
простудных
заболеваний.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Умение находить
необходимую
информацию в
материалах учебника,
иллюстрациях.
Минимальный
уровень:
Узнать, показать,
назвать рот, губы, язык,
зубы.
Уметь элементарно
рассказать о ротовой

Формирование
установки на
безопасный, здоровый
образ жизни.
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Учебник.

Формирование
установки на
безопасный, здоровый
образ жизни.
Формирование навыков
коммуникации и
ритуалов социального

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

61
62

Кожа.
Строение и
значение
кожи.
Гигиенический уход за
кожей.
Защита кожи
от ожогов и
порезов.

05.05
12.05

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

различать
вкусовые
ощущения,
участвующий в
пищеварении и
образовании
звуков речи.
Правила
поведения во
время еды.
Правила ухода за
ротовой
полостью.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.
Формирование
представлений о
такой
способности
человека, как
осязание.
Значение этого
чувства для жизни
человека. Уход за
кожей.
Гигиенические
навыки и средства
защиты кожи от
ожогов, порезов.
Коррекция
зрительного
восприятия на
основе
упражнений в

полости, правилах
ухода за ротовой
полостью.
Достаточный
уровень:
Узнать, показать,
назвать рот, губы, язык,
зубы.
Уметь элементарно
рассказать о ротовой
полости, правилах
ухода за ротовой
полостью.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.

взаимодействия;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
формирование и
развитие социально
значимых мотивов
учебной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками.

Минимальный
уровень:
Уметь элементарно
рассказать о коже, о
свойстве осязания, о
правилах ухода за
кожей.
Достаточный
уровень:
Уметь элементарно
рассказать о коже, о
свойстве осязания, о
правилах ухода за
кожей.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.
Умение находить
необходимую

Формирование
установки на
безопасный, здоровый
образ жизни.
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

узнавании и
различении.

63

Скелет и
мышцы
человека.
Осанка.

16.05

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Формировать
элементарные
представления об
опорнодвигательном
аппарате
человека, его
значении и
профилактике
заболеваний.
Проведение
исследования –
сгибать и
разгибать руку,
нащупать мышцы
под кожей.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.

информацию в
материалах учебника,
иллюстрациях.
Проявление учебной
активности в
организации
совместной
деятельности.
Минимальный
уровень:
Узнать, назвать,
показать скелет, кости,
мышцы.
Уметь элементарно
рассказать об опорнодвигательном аппарате
человека, о
профилактике
заболеваний.
Достаточный
уровень:
Узнать, назвать,
показать скелет, кости,
мышцы.
Уметь элементарно
рассказать об опорнодвигательном аппарате
человека, о
профилактике
заболеваний.
Проявление учебной
активности в
организации
совместной
деятельности.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.

Формирование
установки на
безопасный, здоровый
образ жизни.
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность,
следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

64

Обобщение
темы
«Человек».

19.05

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Актуализация,
закрепление
знаний по разделу
«Человек».
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.

65

Повторение
пройденного
материала.

26.05

Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов,
иллюстраций,
личный пример
учителя.
Практические
методы –
выполнение
дидактических
заданий.

Актуализация,
закрепление
знаний.
Коррекция
вербальной
памяти на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.
Коррекция
зрительного
восприятия на
основе
упражнений.
Коррекция
логического

Минимальный
уровень:
Узнавание и называние
изученных объектов;
отнесение изученных
объектов к
определённой группе
Достаточный
уровень:
Узнавание и называние
изученных объектов;
отнесение изученных
объектов к
определённой группе.
Проявление учебной
активности в
организации
совместной
деятельности.
Выполнение задания
без текущего контроля
учителя.

Формирование
установки на
безопасный, здоровый
образ жизни.
Формирование навыков
коммуникации и
ритуалов социального
взаимодействия;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
формирование и
развитие социально
значимых мотивов
учебной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками.

Презентационные
материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.

мышления на
основе
упражнений
66

Контрольны
й срез
знаний
обучающихс
я.

23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».