Пояснительная записка Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного курса «Мир природы и человека» для обучающихся первого класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы являются: - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2-13 №203-ФЗ); - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014., вступивший в силу в сентябре 2016 года; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 3013 г. №1015; - Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС НОО; - Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год; - Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)»; - Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573); - Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ03.07.2020г. № 58824); - Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП). - Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области - Локальные акты образовательного учреждения. При разработке программы учитывались перечисленные документы, в которых предложены предметные, личностные результаты освоения учебных предметов, система оценки достижений планируемых результатов освоения адаптированных рабочих программ обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Специфические образовательные потребности для обучающегося умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • наглядно-действенный характер содержания образования; с • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; • обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся; • использование преимущественно деятельности и поведения; позитивных средств стимуляции • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Цель изучения предмета «Мир природы и человека»: • Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; • понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Задачи: -уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах; -расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды; -вырабатывать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; -формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края; -формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе; -коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка; -воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности. Формы организации учебной деятельности Основной формой организации обучения курса «Мир природы и человека» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов. Каждый урок «Мир природы и человека» оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Требования к уровню подготовки учащихся Личностными результатами изучения предмета «Мир природы и человека» являются: • Готовность школьника к положительному отношению к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • способность проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по предмету «Мир природы и человека»; • уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (хорошо и плохо); • формировать представления о здоровом образе жизни: иметь элементарные гигиенические навыки, выполнять режимные моменты в классе (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и позвоночника, физ. минутка устная и музыкальная, прием пищи, посещение туалета, мытье рук и т.д.); Предметные результаты. Минимальный уровень: Представления о назначении объектов изучения; Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; Отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; Знание режима дня школьника и его выполнение; Знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; Ухаживание за комнатными растениями; Кормление зимующих птиц; Составление небольшого рассказа об изученных объектах по плану; Адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; Узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; Отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; Знание отличительных существенных признаков групп объектов; Умение находить необходимую информацию в материалах учебника; Знание правил гигиены органов чувств; Знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; Готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач; Ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; Выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; Проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; Соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм. Результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование базовых учебных действий (БУД) Регулятивные БУД: • организовывать своё рабочее место с помощью учителя; • уметь использовать в деятельности на уроках «Мир природы и человека» цветные карандаши, краски, дневник наблюдения за природой, различные линейки, развивающие игры, лото и домино с животными и растениями, другие развивающие игры по темам изучающего предмета; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. Познавательные БУД • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью учителя; • относить изученные объекты к определённым группам (корова - домашнее животное) с помощью учителя; • называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); • знать основные правила личной гигиены; • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и в обществе; • владеть несложными санитарно - гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчёсывать волосы и т.д.); • адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы, спортивном зале, музыкальном кабинете и актовом зале, игровой комнате и т.д. Коммуникативные БУД • адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителем и родителями; • понимать замечания и адекватно воспринимать похвалу; • выполнять доступные природоохранительные действия; • совершать действия с помощью учителя по соблюдению санитарногигиенических норм в классе. • проявлять интерес и активность на уроках и играх на переменах и пришкольном участке. Название учебно-методического комплекта 1 класс Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. –М.: Просвещение, 2017. Количество учебных часов Место учебного курса «Мир природы и человека» - образовательная область «Естествознание». Согласно учебному плану ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год: Класс Количество часов Количество Количество в неделю часов в год контрольных работ 1 2 часа 66 часов - Содержание программы учебного курса 1 класс «Неживая природа»: Объекты живой и неживой природы. Земля и Солнце. Значение Солнца для планеты, для растений и животных, для человека. Солнце и жизнь растений. Луна и звезды. День и ночь. Небо днём и ночью. Сутки. Части суток. Занятия людей в разное время суток. Наблюдение за небом, облаками, ветром. «Сезонные изменения (времена года)»: Причины сезонных изменений. Осень. Признаки осени. Занятия и одежда людей осенью. Зима. Признаки зимы. Одежда и занятия людей зимой. Весна. Признаки весны. Одежда и занятия людей весной. Лето. Признаки лета. Одежда и занятия людей летом. «Растения»: Деревья, кустарники, травы, цветы. Строение растений: корень, лист, стебель, цветок. цветы. Различие растений. Разнообразие цветов (полевые и садовые). Семена растений. Плоды растений, их польза, фрукты и овощи. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе и к разным условиям жизни. «Животные»: Мир животных. Деление животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые. Строение животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья). Различия животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, места обитания). Детёныши животных. Домашние животные: название, внешнее строение, чем кормятся, значение для человека. Уход за домашними животными. Дикие животные: название, внешнее строение, условия обитания, пища, значение в природе. Помощь птицам зимой. Приспособления животных к различным условиям жизни окраска, размеры). Приспособление животных к разным временам года. «Человек»: Различие людей по возрасту и полу. Части тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги). Гигиенические навыки людей. Строение лица человека: глаза, уши, нос, рот. Глаз – орган зрения человека; строение глаза (брови, веки, ресницы), назначение каждой части. Назначение органов слуха, обоняния и дыхания. Правила ухода за ними. Профилактика простудных заболеваний. Строение ротовой полости, язык помогает различать вкусовые ощущения, участвует в проглатывании пищи и образовании звуков речи. Гигиена полости рта. Кожа, значение кожи для человека, уход за кожей, гигиенические процедуры. Скелет и мышцы человека, правильная осанка. Формы и средства контроля Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся. Критерии оценивания В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социального отношения обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи. Перечень учебно-методических средств обучения Основная литература 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторы/составители Бондарчук О.А., Бабурин А.В., издательство «Просвещение», 2017 год. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. –М.: Просвещение, 2017. Дополнительная И.В.Цветкова. Экологический светофор для младших школьников.-М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999. Е.П.Фефилова, Е.А. Поторочина. Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас. 1класс. М.: «ВАКО», 2003. З. А. Клепинина. Окружающий мир. Тесты: 1 класс. Тула: Издательство АСТ, 2003. 2.4 Дидактические игры: - «Покорми диких животных» - «Покорми домашних животных» - Лото «Растения – животные», «Профессии», «Звери и птицы», «Грибы» и др. Наглядные и демонстрационные пособия: - Растения. Строение растений; - Дикие и домашние животные; - Грибы съедобные и несъедобные; - Человек. Строение человека. Правильная осанка. - Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень. - Вселенная. Космос. Солнечная система. Тематическое планирование Количество учебных недель: 33 Количество учебных часов в неделю: 2 Количество учебных часов в год: 66 Планируемые результаты № п/ п 1 2 3 4 Дата Название темы Объекты живой и неживой природы Земля и Солнце. 02.09 05.09 09.09 12.09 Формы и методы работы Элементы содержания Задачи уроков Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике те объекты, которые наблюдали, назвать увиденные объекты, попытаться определить, какие из них живые, а какие нет. Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации. Обратить внимание на материал предыдущих уроков. Планета Земля и звезда Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация Предметные Личностные Минимальный уровень: Уметь называть объекты и делить их на группы: живые или неживые. Достаточный уровень: Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место. Уметь называть объекты и делить их на группы: живые или неживые. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Выполнение заданий без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Знать, что Земля – это планета, а Солнце – звезда. Достаточный уровень: Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Методическое, информацион но -техническое обеспечение Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. презентационных материалов, иллюстраций. Практические – выполнение дидактических заданий. Солнце. Вращение Земли вокруг Солнца. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. 5 Значение Солнца в жизни растений и животных. 23.09 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение практических заданий. Деятельность Солнца. Изменения в природе, которые зависят от деятельности Солнца (смена дня и ночи, смена времён года). Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. 6 День и ночь. Небо днём и ночью. 16.09 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация Смена дня и ночи, причины. Когда можно увидеть на небе Луну? Занятия людей днём и ночью. Как Знать, что Земля – это планета, а Солнце – звезда. Проявление активности в организации совместной деятельности. Выполнение заданий без текущего контроля учителя. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Минимальный уровень: Знать и узнавать Солнце, уметь рассказать о его деятельности. Достаточный уровень: Знать и узнавать Солнце, уметь рассказать о его деятельности. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Минимальный уровень: Знать, что есть день и ночь, их отличия. Уметь рассказывать, чем занимаются люди днём и ночью. Уметь Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. плакатов, иллюстраций, личный пример. Практические методы – выполнение дидактических заданий. 7 Сутки. Занятия людей в разное время суток. 19.09 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. выглядит небо днём (Солнце, облака, тучи) и ночью (Луна, звёзды). Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Что можно увидеть ночью, днём. Коррекция логического мышления на основе упражнений причинноследственных отношений. Познакомить с понятием «сутки». Формирование понятий «восход», «закат». Учить рассказывать о занятиях людей в течение суток. Занятия людей утром, днём, вечером; ночной сон. Формирование понятия «режим дня». узнать и назвать тела, которые появляются на небе днём и ночью. Достаточный уровень: Знать, что есть день и ночь, их отличия. Уметь рассказывать, чем занимаются люди днём и ночью. Уметь узнать и назвать тела, которые появляются на небе днём и ночью. Выполнение заданий без текущего контроля учителя. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место. Минимальный уровень: Знать что такое «сутки». Уметь рассказывать о занятиях людей в течение суток. Достаточный уровень: Знать что такое «сутки». Уметь рассказывать о занятиях людей в течение суток. Выполнение заданий без текущего контроля учителя. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Развитие мотивации к творческому труду. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. 8 Обобщение полученных знаний. 27.09 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. 9 Осень. 30.09 10 Признаки осени. 04.10 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – Развитие внимания. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Актуализация и закрепление ранее полученных знаний о неживой природе (Земле, Солнце, небе); сутках. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Выявить причину сезонных изменений осенью (с Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Минимальный уровень: Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях. Представления о назначении изученных объектов. Достаточный уровень: Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях. Представления о назначении изученных объектов. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Знать причину сезонных изменений Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и Презентационные материалы. Иллюстрации. 11 12 13 Занятия и одежда людей осенью. Обобщение темы «Осень». 07.10 Зима. 14.10 11.10 рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками осени, причиной отлёта птиц. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей осенью. Актуализация и закрепление знаний об осени. Развитие внимания, воображения. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Фронтальная и индивидуальная Выявить причину сезонных осенью. Уметь рассказать об отлёте птиц и листопаде. Уметь рассказать и показать признаки осени. Уметь рассказывать об одежде детей осенью и занятиях людей в это время года. Достаточный уровень: Знать причину сезонных изменений осенью. Уметь рассказать об отлёте птиц и листопаде. Уметь рассказать и показать признаки осени. Уметь рассказывать об одежде детей осенью и занятиях людей в это время года. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Выполнение заданий без текущего контроля учителя. Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Минимальный уровень: развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Плакаты. Учебник. Карточкизадания. Муляжи овощей, грибов. Развитие навыков сотрудничества со Презентационные 14 Признаки зимы. 18.10 15 Одежда и занятия людей зимой. Обобщение темы «Зима». 21.10 18 Весна. 08.11 19 20 Признаки весны. 11.10 21 Одежда и занятия людей весной. 15.11 16 17 25.10 28.10 формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, изменений зимой (продолжить работу со схемой дерева), признаками зимы; наблюдать за снегом в классе. Растения зимой. Животные зимой (птицы и звери, помощь человека птицам). Зимняя одежда, занятия людей зимой. Безопасное поведение детей зимой. Наблюдения за погодой. Актуализация и закрепление знаний о зиме. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Выявить причину сезонных изменений весной с помощью схемы дерева, познакомить с признаками, с одеждой и Знать причину сезонных изменений зимой, признаки зимы. Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей зимой. Достаточный уровень: Знать причину сезонных изменений зимой, признаки зимы. Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей зимой, безопасном поведении. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. сверстниками и взрослыми. Освоение социальной роли обучающегося, формирование мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Формирование установки на безопасный образ жизни. Развитие доброжелательности. материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. Карточкизадания. Минимальный уровень: Знать причину сезонных изменений весной. Уметь рассказывать о признаках весны. Уметь рассказывать об Формирование установки на безопасный образ жизни. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. Карточкизадания. 22 Обобщение темы «Весна». 18.11 иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. занятиями взрослых и детей весной, безопасном поведении весной. Растения, животные весной. Повторить признаки весны. Учить выделять признаки изученных времён года, обосновывать выбор одежды для разных времён года. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. 23 Лето. 22.11 24 25 Признаки лета. 25.11 29.11 26 Одежда и занятия людей летом. Обобщение темы «Лето». 02.12 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение Выявить причину сезонных изменений летом с помощью схемы дерева, познакомить учащихся с признаками лета, учить рассказывать о них. Растения, животные летом. Познакомить с одеждой и 27 06.12 одежде и занятиях детей весной. Достаточный уровень: Знать причину сезонных изменений весной. Уметь рассказывать о признаках весны. Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей весной, безопасном поведении весной на улице. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Уметь давать развёрнутый ответ на заданный вопрос. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Знать причину сезонных изменений летом. Уметь рассказывать о признаках лета, жизни растений и животных летом. Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей летом. Достаточный уровень: предложенному плану и работать в общем темпе. Освоение социальной роли обучающегося, формирование мотивов учебной деятельности. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. Карточкизадания. Муляжи овощей, грибов. дидактических заданий. 28 29 Растения. Виды растений. 09.12 13.12 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример занятиями детей летом. Безопасное поведение детей летом на улице и природе. Закреплять полученные знания о временах года. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Коррекция логического мышления на основе упражнений причинноследственных отношений. Различие растений. Деревья, кустарники, травы. Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы. Знать причину сезонных изменений летом. Уметь рассказывать о признаках лета, жизни растений и животных летом. Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей летом, безопасном поведении на улице в городе и природе. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Минимальный уровень: Узнавать, показывать рассказать виды растений. Достаточный уровень: Узнавать, показывать рассказать виды растений. Умение Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. 30 31 Строение растений. Сходство растений. 16.12 20.12 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. 32 33 Различие растений. 23.12 27.12 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Отличительные признаки растений: корень, лист, стебель, цветок. Формирование представление о разнообразных корнях растений (большой, мощный, находить необходимую информацию в материалах учебника. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Узнавать и показывать части растений. Достаточный уровень: Узнавать и показывать части растений. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Узнавать и показывать разнообразные части растений. Достаточный уровень: Узнавать и показывать разнообразные части растений. Проявление желания рассказать о работать в общем темпе. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. Практические методы – выполнение дидактических заданий. 34 Разнообрази е цветов. 10.01 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. маленький); разнообразных листьях растений (круглые, овальные, вытянутые, узкие, широкие, большие, маленькие); разнообразных стеблях и цветках. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Познакомить с полевыми и садовыми цветами, учить различать цветы. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. предметах изучения, наблюдения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Минимальный уровень: Узнавать, показать садовые и полевые цветы. Достаточный уровень: Узнавать, показать садовые и полевые цветы. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Проявление активности в организации совместной деятельности. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Формирование навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. 35 Семена. 13.01 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. 35 36 Плоды растений. 17.01 20.01 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Формирование понятия «семя», «семена». Семена разных растений (бархатцы, календула). Условия, необходимые для прорастания семян. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Формирование понятия «плод». Учить называть плоды растений, рассказывать об их пользе, делить на фрукты и овощи. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе Минимальный уровень: Узнавать и показывать семена растений. Достаточный уровень: Узнавать и показывать семена растений. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Формирование навыков коммуникации. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. Минимальный уровень: Узнавать и показывать плоды растений, овощи, фрукты. Уметь различать овощи и фрукты. Уметь рассказывать об использовании овощей и фруктов. Достаточный уровень: Узнавать и показывать плоды растений, овощи, фрукты. Уметь различать овощи и фрукты. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Формирование навыков коммуникации. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. упражнений в сравнении. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. 37 Приспособле -ние растений к сезонным изменениям в природе. 24.01 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Растения зимой, весной, летом, осенью. Учить устанавливать связь между временем года (условиями, связанными с временем года) и жизнью растений. Коррекция логического мышления на основе упражнений причинноследственных отношений. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Уметь рассказывать об использовании овощей и фруктов. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Уметь рассказать о том, что нужно растениям для жизни. Уметь рассказывать о приспособленности растений к разным условиям жизни. Достаточный уровень: Уметь рассказать о том, что нужно растениям для жизни. Уметь рассказывать о приспособленности растений к разным условиям жизни. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. 38 Приспособле -ние растений к разным условиям жизни. 27.01 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. 39 Обобщение темы «Растения». 31.01 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация Знакомство с условиями жизни растений в разных климатических поясах (холодные страны, жаркие страны). Приспособления растений к разным условиям жизни (холодные страны – растения низкие, невзрачные; жаркие страны – растения высокие, яркие). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. Коррекция логического мышления на основе упражнений причинноследственных отношений. Актуализация и закрепление знаний по теме «Растения». Коррекция зрительного Минимальный уровень: Уметь рассказывать о приспособлении растений к разным условиям жизни (холодные страны – растения низкие, невзрачные; жаркие страны – растения высокие, яркие). Достаточный уровень: Уметь рассказывать о приспособлении растений к разным условиям жизни (холодные страны – растения низкие, невзрачные; жаркие страны – растения высокие, яркие). Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Узнавание и называние изученных объектов; отнесение изученных объектов к определённой группе Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. 40 41 Животные. 03.02 07.02 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. (деревья, кустарники, травы, цветы, семена, плоды). Достаточный уровень: Узнавание и называние изученных объектов; отнесение изученных объектов к определённой группе (деревья, кустарники, травы, цветы, семена, плоды). Выполнение задания без текущего контроля учителя. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Познакомить Минимальный учащихся с миром уровень: животных, делить Узнавать и называть животных на группы животных: группы: звери, звери, птицы, рыбы, птицы, рыбы, насекомые. насекомые. Достаточный Коррекция уровень: зрительного Узнавать и называть восприятия на группы животных: основе звери, птицы, рыбы, упражнений в насекомые. узнавании и Умение находить различении. необходимую информацию в материалах учебника. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. 42 Строение и сходство животных. 10.02 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Формирование понятия «Части тела». Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении. 43 44 Различие животных. 21.02 24.02 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Узнавать и показывать части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. Достаточный уровень: Узнавать и показывать части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Минимальный уровень: Узнавать, показывать, рассказать о различиях животных. Достаточный уровень: Узнавать, показывать, рассказать о различиях животных. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. основе упражнений в сравнении. 45 Детёныши животных. 28.02 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах. Познакомить учащихся с тем, как разные животные заботятся о своём потомстве. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. 46 Домашние животные. 03.03 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Познакомить с понятием «домашние животные», признаками Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Узнавать, показывать, уметь называть взрослого животного и его детёныша. Достаточный уровень: Узнавать, показывать, уметь называть взрослого животного и его детёныша. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Уметь называть и показывать на картинках домашних работать в общем темпе. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. 47 Дикие животные. 07.03 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. домашних животных, учить находить домашних животных на картинках. Польза домашних животных. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. животных. Достаточный уровень: Уметь называть и показывать на картинках домашних животных. Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Проявление активности в организации совместной деятельности. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Познакомить с Минимальный понятием «дикие уровень: животные», Узнавать, уметь признаками диких называть и показывать животных, учить на картинках диких находить диких животных. животных на Достаточный картинках. уровень: Особенности Узнавать, уметь жизни, места называть и показывать обитания и на картинках диких повадки диких животных. животных. Умение находить Коррекция необходимую зрительного информацию в восприятия на материалах учебника, предложенному плану и работать в общем темпе. Учебник. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. 48 Приспособле -ние животных к различным условиям жизни. 10.03 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. 49 Приспособле -ние животных к временам года. 14.03 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, основе упражнений в узнавании и различении. Познакомить учащихся со способами приспособления (окраска, размеры) животных к различным условиям жизни. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. Коррекция логического мышления на основе упражнений причинноследственных отношений. Познакомить учащихся (на примере зайца, медведя) с приспособлениям и животных к разным временам года. иллюстрациях. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Умение отнести изученных животных к животным холодных и жарких стран; уметь рассказать о приспособленности животных к различным условиям жизни. Достаточный уровень: Умение отнести изученных животных к животным холодных и жарких стран; уметь рассказать о приспособленности животных к различным условиям жизни. Проявление желания рассказать о предметах изучения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Уметь рассказывать о приспособленности животных к разным временам года. Достаточный уровень: Уметь рассказывать о Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Формирование навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование и развитие социально Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Коррекция логического мышления на основе упражнений причинноследственных отношений. 50 Человек. 17.03 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Формирование представлений о внешнем облике человека. Определение сходства и различий людей по возрасту, полу, цвету волос, глаз и т. д. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в различении. 51 Части тела человека. 28.03 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, Формирование представлений о строении тела человека, название частей тела (голова, туловище, шея, руки, ноги). приспособленности животных к разным временам года. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Минимальный уровень: Уметь различать людей по возрасту и полу. Достаточный уровень: Уметь различать людей по возрасту и полу. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Проявление желания рассказать о предметах изучения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Узнавать, показывать, уметь рассказать о частях тела человека. Достаточный уровень: Узнавать, показывать, значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Формирование навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование и Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. 52 Гигиенические навыки. 31.03 иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Сходство и различия в строении человеческих тел. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Формирование понятия «гигиена». Уход за телом – умывание, чистка зубов, принятие душа и ванны. Предметы и средства гигиены. Показать зависимость между гигиеной и здоровьем человека. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция логического уметь рассказать о частях тела человека. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Проявление учебной активности в организации совместной деятельности. Минимальный уровень: Узнавать, показывать на иллюстрациях выполняемые людьми гигиенические навыки. Уметь рассказать о гигиенических навыках человека. Уметь пользоваться этими навыками в реальной жизни. Достаточный уровень: Уметь рассказать о гигиенических навыках человека. Уметь пользоваться этими навыками в реальной жизни. Проявление желания рассказать о предметах изучения. развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование навыков коммуникации. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. 53 Лицо человека. 04.04 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. 54 55 Глаза. Строение и значение глаз. Гигиенический уход за глазами. 07.04 11.04 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация мышления на основе упражнений причинноследственных отношений. Изучать строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши и т.д.). Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Узнавать, показывать, уметь называть основные части лица человека. Достаточный уровень: Узнавать, показывать, уметь называть основные части лица человека. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Проявление учебной активности в организации совместной деятельности. Минимальный уровень: Уметь рассказать о строении глаз, правилах бережного отношения к глазам. Достаточный Формирование установки на безопасный образ жизни. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. 56 57 Уши. Строение и значение ушей. Профилактика простудных заболеваний. 14.04 18.04 плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Коррекция логического мышления на уровень: Уметь рассказать о строении глаз, правилах бережного отношения к глазам. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Проявление учебной активности в организации совместной деятельности. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Минимальный уровень: Уметь рассказывать о значении органов слуха для человека, правилах сохранения слуха и органов слуха. Достаточный уровень: Уметь рассказывать о значении органов слуха для человека, правилах сохранения слуха и органов слуха. Проявление желания рассказать о предметах изучения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. 58 59 Нос. Значение. Профилактика простудных заболеваний. 21.04 25.04 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. 60 Рот. Строение и значение рта. Гигиенический уход. 28.04 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация основе упражнений причинноследственных отношений. Формировать у учащихся элементарные представления об органе обоняния и дыхания. Выяснить значение этого органа для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Формировать элементарные представления о строении ротовой полости. Язык – орган, помогающий Минимальный уровень: Уметь элементарно рассказать об органе обоняния и дыхания – носе, правилах ухода за ним, профилактике простудных заболеваний. Достаточный уровень: Уметь элементарно рассказать об органе обоняния и дыхания – носе, правилах ухода за ним, профилактике простудных заболеваний. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Минимальный уровень: Узнать, показать, назвать рот, губы, язык, зубы. Уметь элементарно рассказать о ротовой Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Учебник. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование навыков коммуникации и ритуалов социального Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. 61 62 Кожа. Строение и значение кожи. Гигиенический уход за кожей. Защита кожи от ожогов и порезов. 05.05 12.05 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в полости, правилах ухода за ротовой полостью. Достаточный уровень: Узнать, показать, назвать рот, губы, язык, зубы. Уметь элементарно рассказать о ротовой полости, правилах ухода за ротовой полостью. Проявление желания рассказать о предметах изучения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Минимальный уровень: Уметь элементарно рассказать о коже, о свойстве осязания, о правилах ухода за кожей. Достаточный уровень: Уметь элементарно рассказать о коже, о свойстве осязания, о правилах ухода за кожей. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. узнавании и различении. 63 Скелет и мышцы человека. Осанка. 16.05 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Формировать элементарные представления об опорнодвигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний. Проведение исследования – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Проявление учебной активности в организации совместной деятельности. Минимальный уровень: Узнать, назвать, показать скелет, кости, мышцы. Уметь элементарно рассказать об опорнодвигательном аппарате человека, о профилактике заболеваний. Достаточный уровень: Узнать, назвать, показать скелет, кости, мышцы. Уметь элементарно рассказать об опорнодвигательном аппарате человека, о профилактике заболеваний. Проявление учебной активности в организации совместной деятельности. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. 64 Обобщение темы «Человек». 19.05 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Актуализация, закрепление знаний по разделу «Человек». Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. 65 Повторение пройденного материала. 26.05 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Словесные методы – рассказ, беседа. Наглядные методы – демонстрация плакатов, иллюстраций, личный пример учителя. Практические методы – выполнение дидактических заданий. Актуализация, закрепление знаний. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений. Коррекция логического Минимальный уровень: Узнавание и называние изученных объектов; отнесение изученных объектов к определённой группе Достаточный уровень: Узнавание и называние изученных объектов; отнесение изученных объектов к определённой группе. Проявление учебной активности в организации совместной деятельности. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Презентационные материалы. Иллюстрации. Плакаты. Учебник. мышления на основе упражнений 66 Контрольны й срез знаний обучающихс я. 23.05