математика 3-а класс 2022-2023 уч.год (1)

Пояснительная записка
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в
современном обществе и переходу на следующую ступень получения образования. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
- формирование доступных обучающимся математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся средствами математики с учетом их индивидуальных
возможностей;
- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного предмета «Математика» для обучающихся 3 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы являются:
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»;
• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020 г. № 61573);
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.9820 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в
Минюсте РФ03.07.2020г. № 58824);
• Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757- ПП);
• Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области;
• Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»;
• Локальные акты образовательного учреждения.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения;

• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Цель программы:
формирование основ математических знаний, первоначальных представлений о математике.
Задачи:
• формирование доступных количественных, пространственных, временных и геометрических представлений, которые помогут обучающемуся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
• развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
• активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
• активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
• воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
• развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности;
• коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка;
• воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
Коррекционная направленность обучения на уроках математики предполагает:
- максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии
школьников;
- взаимосвязь двигательной деятельности с другими видами деятельности (игрой, рисованием, развитием речи);
- неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;
- подачу учебного материала малыми порциями;
- максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий;
- предварение изучения нового материала пропедевтикой;
- руководство над действиями обучающихся, вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником, с применением полной физической
подсказки.
Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования и реализуется через:
- овладение началами математики (понятием “числа”, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);
- овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться
и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно
пользоваться карманными деньгами и т.д.
- развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни;
- привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
В программу заложен принцип опережающего обучения.
Геометрический материал, предложенный в программе, тесно связан с арифметическим. Например, при изучении тем «Увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц», обучающиеся строят отрезки больше, меньше данного на несколько единиц.
Межпредметные связи. Занятия на уроках математики продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами:
русским языком, рисованием и ручным трудом.

В процессе уроков учитель используются различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут
способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных математических представлений.
Содержание программы учебного предмета «Математика» в 3 классе
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной
программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного
общего образования по математике. Программа носит практическую направленность, тесно связана другими учебными предметами, жизнью, готовит
учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметнопрактические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. Практические действия с предметами, их
заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей
формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики оснащены
как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика, индивидуальными опорами для работы. Одним из важных
приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их
усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от
несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее
важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с
вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником,
самостоятельная работа и др. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи
учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся,
ведется индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Исходя из разных по своим возможностям состава учащихся класса, в программе по математике предусмотрено два уровня требований к знаниям
и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).
Достаточный уровень – предполагает реализацию требований к ученику объеме программного материала.
Минимальный уровень – скорректирован по отношению к достаточному уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного
потенциала.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
Достаточный уровень
- получать, называть, сравнивать записывать круглые десятки;
-круглыми десятками в пределах 100 в прямой и обратной последовательности;
-получать двузначные числа из десятков и единиц; называть, записывать их; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы;
-считать в прямой и обратной последовательности по единице и равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4, в пределах 100;
- различать однозначные и двузначные, четные и нечетные числа;
- сравнивать числа в пределах 100;
- увеличивать и уменьшать количество и число в несколько раз;
-пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длины (метр), массы (килограмм), времени (минута, час, сутки, месяц, год),
ѐмкости (литр) и соотносить изученные меры;
- получать числа при измерении длины, массы, емкости, времени одной единицей и записывать их;

- различать числа, полученные при счете и измерении;
- определять порядок месяцев в году
-пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями; - определять время с точностью до получаса, до четверти часа, до 5
минут (двумя способами);
- употреблять в речи названия компонентов действий сложения и вычитания;
- складывать и вычитать числа с переходом через десяток в пределах 20;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, пользуясь приемами устных вычислений;
- называть арифметические действия умножения и деления (на равные части);
- пользоваться таблицами умножения и деления чисел в пределах 20; использовать переместительное свойство умножения, связь действий
умножения
и деления, их взаимную обратность при выполнении действий;
- решать примеры на порядок действий и со скобками;
- решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части, на увеличение и уменьшение числа в несколько
раз, на вычисление стоимости по цене и количеству и составные задачи в два арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых
задач;
- находить точку пересечения линий (отрезков);
- называть, показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус;
- чертить окружность разных радиусов;
- чертить многоугольник по точкам (вершинам); измерять стороны многоугольника;
- называть и показывать противоположные стороны прямоугольника (квадрата);
- называть свойства сторон и углов прямоугольника (квадрата).
Минимальный уровень
- называть, записывать круглые десятки, считать круглыми десятками в пределах 100 в прямой и обратной последовательности;
- получать двузначные числа из десятков и единиц; называть, записывать их; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы (возможна
помощь учителя);
- считать в прямой и обратной последовательности единицами (с помощью учителя);
- сравнивать числа в пределах 100;
- пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длины (метр), массы (килограмм), времени (минута, час, сутки, месяц, год),
ѐмкости (литр) и соотношением известных мер (возможна помощь учителя и использование таблицы соотношения единиц измерения величин);
- определять время по часам с точностью до получаса;
-пользоваться календарем для установления количества суток в месяце, месяцев в году;
- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд (с опорой на дидактический материал);
- пользоваться таблицами умножения и деления чисел на 2, 3, 4, 5 в пределах 20 для решения примеров на соответствующие действия;
- решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части, на увеличение и уменьшение числа в несколько
раз, на вычисление стоимости по цене и количеству (с опорой на наглядность);
- показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус, называть их (можно с помощью учителя);
- чертить окружность заданного радиуса;

- чертить многоугольник по точкам (вершинам); измерять стороны многоугольника.
Учебно - методический комплект
3 класс
- Алышева Т.В., «Математика», 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы; в 2 частях; 8-е издание, переработанное – М. : Просвещение, 2018. 1 часть – 136 стр, 2 часть – 128 стр.
- Алышева Т. В., «Математика», 3 класс, рабочая тетрадь. Части 1,2, М.: Просвещение, 2018.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Математика» - образовательная область «Математика».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на изучение курса «Математика» отводится:
Класс
Количество часов
Количество
Количество контрольных
в неделю
часов в год
работ

3

4

Раздел
Второй десяток

Сотня

Геометрический
материал

136

8

Тематический план
(136 часов за год, 4 часа в неделю)
Краткое содержание раздела
Всего часов
Нумерация.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода
через десяток.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом
через десяток.
Умножение и деление.
Нумерация. Круглые десятки.
Сложение и вычитание без перехода через десяток.
Числа, полученные при счѐте и измерении.
Деление на равные части и по содержанию
Порядок арифметических действий.
Взаимное положение геометрических фигур на плоскости
Углы. Виды углов. Многоугольники. Окружность, круг.

Итого:

36 часов

68 часов

23 часа
136 часов

Формирование базовых учебных действий
Состав базовых учебных действий:

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых
функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе
обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия
для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и
использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 3 класса на уроках математики, обеспечивают успешное начало школьного обучения и
положительное отношение к учебе в целом:
Личностные:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные:
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Образовательные результаты оцениваются в ходе индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых
контрольных письменных работ.
Обучающиеся 3 класса проходят промежуточную итоговую аттестацию по математике (контрольная работа) в соответствии с графиком проведения
промежуточной итоговой аттестации.
Контроль за усвоением знаний осуществляется посредством контрольных и самостоятельных работ. Тематический контроль осуществляется в
виде проверочных работ.
Итоговый контроль практических умений учащихся осуществляется в виде контрольных работ (на начало учебного года и в конце каждого
триместра).
Характеристика цифровой оценки образовательных результатов для обучающихся 3 класса
Знания, умения навыки учащихся по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и
итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится ученику, если он:

- дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими
действиями, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями и алгоритмом выполнения действия;
- умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу, объяснить ход решения;
- умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
- правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающего внимание ученика на существенных
особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные
ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но:
- при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
- при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух,
опоре на образы реальных предметов;
- при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий. После разбора решает задачу самостоятельно;
- с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве,
по отношению друг к другу;
Отметка «3» ставится ученику, если он:
- при значительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы;
- производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала с помощью учителя, но с соблюдением алгоритмов действий;
- после обсуждения выполняет решение задачи под руководством учителя;
- узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или
учащихся;
Отметка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью
учителя, других учащихся.

Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ учитывается уровень самостоятельности ученика,
особенности его развития, процентное соотношение объема оказанной направляющей помощи к объему контрольной работы.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена верно и полностью (базовый и повышенный уровень); возможно допущение одной негрубой ошибки (перестановка чисел,
замена знаков, если не затрагивает изучение основного материала);возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или
непонимания учебного материала.
Отметка «4» ставится, если:
- работа базового уровня выполнена полностью, выполнено 1 задание повышенного уровня, но допущена 1 вычислительная ошибка;
- в ходе решения задачи допущена одна негрубая ошибка (ошибка в краткой записи, но задача решена верно, допущены негрубые ошибки при
вычислениях, но ход решения задачи верный);
- работа базового уровня выполнена правильно полностью, но допущены 2 -3 негрубые ошибки при выполнении заданий повышенного уровня;
- работа базового уровня выполнена полностью (возможна 1 негрубая ошибка), но допущены 1 – 2 негрубые ошибки при выполнении заданий
повышенного уровня;
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более двух грубых ошибок или более трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
- если задача не решена, но выполнены остальные задания верно;
- ученик не справился с заданиями повышенного уровня, но выполнил задания базового (обязательного) уровня сложности по данной теме или
допустил 1 негрубую ошибку;
- допущено 2 – 3 негрубые ошибки в заданиях базового уровня, но учащийся владеет обязательными (базовыми) умениями по проверяемой теме и
не допущено ошибок при выполнении 1 задания повышенного уровня;
- работа выполнена полностью: базовый и повышенный уровень (2 задания), но допущено 4 – 5 негрубых ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки: грубые и негрубые.
Грубыми считаются ошибки:
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач, которые проявляются в ошибках хода решения;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской; ошибки на сложение, вычитание, умножение, деление;
- ошибки в сравнении чисел;
- ошибки в нарушении порядка действий в выражениях,
- ошибки в записи последовательности чисел;
- незнание геометрического материала в соответствии с программой;
- ошибки в нахождении длины, периметра и площади, незнание формул.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- вычисление в задаче, при правильном ходе рассуждений;
- ошибка в формулировке ответа;
- неточность построения в геометрическом задании;

- ошибка (вычислительная) на нахождение длины отрезка, стороны, периметра, площади без нарушения логики рассуждения.
3. Итоговая оценка умений и навыков
- За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся оцениваются одним баллом.
- При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.
- Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса,
текущих и итоговых контрольных работ.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть
перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной опенки
являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем
эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и
отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения по предмету «Математика» является урок.
Ведущей формой работы учителя и тьютора с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и
индивидуального подходов, с применением АВА – терапии.
Устный счёт как этап является неотъемлемой частью каждого урока.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики, который тесно связан с арифметическим.
На уроках закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение обучающихся с РАС в усвоении
математики будет затрудненно. Потому на каждом уроке большое внимание уделяется закреплению и повторению ведущих знаний по математике.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету «Математика» являются:
 действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;
 устное решение примеров и задач;
 практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков, ломаных и кривых линий, окружности и геометрических фигур;
 работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
 развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к
сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
 самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
 работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
 индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов вычислений.
Каждый урок Математики оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами
обучения.

Перечень учебно-методических средств обучения
Наименование объектов и средств
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), авторы/составители: Бондарчук О.А., Бабурин А.В., издательство «Просвещение», 2017 год.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами
аутистического спектра, под ред. Бондарчук О.А., Бабурин А.В., издательство «Просвещение», 2017 год.
Алышева Т.В., «Математика» учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы; в 2 частях; 8-е издание, переработанное – М. : Просвещение, 2018. 1 часть – 128 стр, 2 часть – 128 стр.
Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь. Части 1 и 2.
Алышева Татьяна Викторовна М., Просвещение.
Набор счётных палочек.
Набор цифр, чисел и знаков.
Разрезные кассы букв, слогов и счёта.
Развивающие игры:
- «У сказки в гостях»
- «Ассоциации, цвета, формы»
- Лото «Растения – животные»
- Лото «Профессии»
- Лото «Одежда – обувь»
- «Ребятам о зверятах в деревне»
- Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: Нач. школа: Учебно-методич. пособие.– М., 2006.
- Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М.: Просвещение, 2000.
- Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение, 1990.
- Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные работы в начальной школе по математике. – М.:«Астрель»,2004.
- Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 2007.
- Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М:
Просвещение, 1992.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1996.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Сборник контрольных работ и диктантов по математике. – М.: «Астрель», 2010.
- Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1990.

%
оснащен
ности

100
100
100

100
100
100
100

100

№

Дата

Календарно-тематическое планирование
Тема
Кол-во
Тип урока
уроков

1 раздел. Повторение (второй десяток)
1
Числовой ряд. Место числа в числовом ряду.

1

Вводный

2

Соседи числа. Предыдущие и следующие
числа.

1

Закреп.
изученного
материала

3
4

Увеличение, уменьшение числа на единицу.
Четные – нечетные, однозначные – двузначные
числа
Увеличение, уменьшение числа на два.
Решение простых задач на нахождение суммы и
разности.
Двадцать единиц – два десятка. Сравнение
чисел в разрядных таблицах.
Сравнение чисел, решение примеров на
сложение и вычитание.

1
1

1

Комбинир.
Изучение нового
материала
Комбинир.
Изучение нового
материала
Комбинир.

1

Комбинир.

9

Решение простых задач.

1

Комбинир.

10

Переместительный закон сложения. Решение
примеров.

1

Изучение нового
материала

11

1

Комбинир.

1

13

Решение простых задач на сложение и
вычитание.
Компоненты сложения и вычитания. Ноль –
компонент сложения и вычитания.
Решение простых задач на нахождение суммы.

1

Изучение нового
материала
Комбинир.

14

Решение примеров в два действия.

1

Комбинир.

5
6
7
8

12

1
1

Форма
контроля

Планируемые результаты

Матем. диктант Обобщают,
систематизируют свои
знания о месте числа в
ФР. опрос
числовом ряду.
Фр. опрос
Инд. опрос

Совершенствуют навык
устного счета в пределах
двадцати.

Матем. диктант Обобщают,
Инд.опрос
систематизируют свои
знания о четных –
Практич работа нечетных, однозначных –
двузначных числах.
Матем. диктант
Демонстрируют
представления о способе
решения простых задач
Самостоят.
работа
Фр. опрос
Выполняют сложение и
вычитание в пределах 20
без перехода через десяток.
Самостоят.
работа
Фр. опрос

Имеют представление о
переместительном законе
сложения.

Инд.опрос

Совершенствуют свое
умение решать простые и
составные задачи.

Фр. опрос

15

Решение составных задач.

1

Комбинир.

Фр. опрос

16

Решение примеров в два действия с
неизвестным компонентом.
Контрольная работа по теме «Второй десяток».

1

работа с индив.
карточками
КР

18

Сложение
Состав чисел первого десятка.

1

19

Решение простых и составных задач.

1

Изучение нового
материала
Контрольный
урок
Закреп.
изученного
материала
Комбинир.

20

Решение примеров в два действия.

1

21

Прибавление числа 9

1

Закреп.
изученного
материала
Комбинир.

22

Прибавление числа 8

1

Комбинир.

Фр. опрос

23

Прибавление числа 7

1

Комбинир.

Фр. опрос

24

Прибавление чисел 6,5,4,3,2.

1

Комбинир.

25

Решение примеров на сложение в пределах 20 с
переходом через десяток.

1

26

Вычитание
Состав чисел второго десятка.

1

27

Решение примеров в два действия.

1

28

Решение составных задач.

1

Закреп.
изученного
материала
Закреп.
изученного
материала
Закреп.
изученного
материала
Комбинир.

Самостоят.
работа
Работа с индив.
карточками

29
30

Вычитание числа 9
Вычитание числа 8

1
1

Комбинир.
Комбинир.

17

1

Работа с
перфокартой
Самостоят.
работа
Фр. опрос
Фр. опрос

Работа с
перфокартой
Инд.опрос
Инд.опрос
Матем. диктант
Фр. опрос

Совершенствуют свое
умение выполнять
сложение и вычитание в
пределах 20 с переходом
через десяток

31

Вычитание числа 7

1

Комбинир.

Фр. опрос

32

Вычитание чисел 6,5,4,3,2.

1

Комбинир.

33

Контрольная работа «Сложение и вычитание
чисел с переходом через десяток».

1

Контрольный
урок

Работа с индив.
карточками
КР

34

Прямая, луч, отрезок

1

Практич.
работа

Находят различие между
прямой, лучом, отрезком.

35

Угол, четырехугольник

1

Закреп.
изученного
материала
Закреп.
изученного
материала

Практич.
Работа
Тест № 4

Называют элементы угла,
четырехугольника,
треугольника

Формирование у
обучающихся
представления о смысле
арифметического действия
умножения.

2 раздел. Умножение и деление чисел.
3637

Умножение как сложение нескольких
одинаковых слагаемых. Знак умножения

2

Изучение нового
материала.
Комбинир.

Фр. опрос

3839
4041

Таблица умножения числа 2

2

Комбинир.

Деление на равные части. Знак деления

2

Работа с
перфокартой
Фр. опрос

4243
4445

Таблица деления на 2

2

Деление предметных совокупностей на 2,3,4,5
равных частей

2

4647

Таблица умножения числа 3

2

Изучение нового
материала.
Комбинир.
Комбинир.
Изучение нового
материала.
Комбинир.
Комбинир.

Познакомить
обучающихся с
таблицами умножения
чисел 2, 3,4,5,6.

Матем. диктант
Фр. опрос
Фр. опрос
Матем. диктант

Сформировать
представление о смысле
арифметического
действия деления.

4849
5051
5253
5455
5657

Таблица деления на 3

2

Комбинир.

Таблица умножения числа 4

2

Комбинир.

Таблица деления на 4

2

Комбинир.

Таблица умножения числа 5

2

Комбинир.

Таблица деления на 5

2

Комбинир.

5860

Таблица умножения чисел 2,3,4,5,6 и деления на
2,3,4,5,6

2

61

Контрольная работа «Умножение и деление
чисел»
Решение составных арифметических задач в 2
действия

1

Закреп.
изученного
материала
Контрольный
урок
Комбинир.

Одна сотня – десять десятков.

1

6263
3 раздел. Сотня.
64

2

Изучение нового
материала.

Инд. опрос
Матем. диктант
Матем. диктант
Фр. опрос
Матем. диктант
Матем. диктант
Инд. опрос
Проверочная
работа 3
Работа с
перфокартой
Тест № 1
КР
Инд. опрос

Фр. опрос

65

Круглые десятки. Сравнение круглых десятков.

1

Изучение нового
материала.

Работа с
перфокартой

66

Сложение и вычитание круглых десятков.
Решение задач.
Сравнение двузначных чисел в пределах 100.

1

Комбинир.

Фр. опрос

1

Увеличение числа на единицу, десяток.
Уменьшение числа на единицу, десяток.
Решение составных задач на сложение и
вычитание круглых десятков.

1
1
1

Изучение нового
материала.
Комбинир.
Комбинир.
Комбинир.

Работа с индив.
карточками
Инд.опрос
Инд.опрос
Фр. опрос

67
68
69
70

Познакомить с
таблицами деления на
2,3,4,5,6

Познакомить учащихся с
числовым рядом 1-100
Научить учащихся
сравнивать числа в
пределах 100

71

Числовой ряд от 1 до 100.

1

Изучение нового
материала.
Комбинир.

Тест № 2

72

Четные – нечетные числа в пределах 100.

1

73

Контрольная работа «Одна сотня».

1

КР

2

Контрольный
урок
Закреп.
изученного
материала
Изучение нового
материала.
Комбинир.
Комбинир.

74

Обобщение и систематизация знаний по теме
«Нумерация чисел в пределах сотни».

1

7576

Понятие разряда. Разрядная таблица

2

7778

Меры длины

7980

Меры времени

2

Комбинир.

Практич.
Работа
Фр. опрос

8182

Меры массы

2

Комбинир.

Практич.
Работа
Фр. опрос

8384

Меры стоимости

2

Комбинир.

Практич.
Работа
Фр. опрос

85

Окружность

1

Изучение нового
материала.

Фр. опрос

86
8788

Круг
Сложение и вычитание круглых десятков.

1
2

Комбинир.
Изучение нового
материала.
Комбинир.

Инд.опрос
Работа с индив.
карточками

Фр. опрос

Фр. опрос
Фр. опрос
Проверочная
работа 1
Практич.
Работа
Фр. опрос

Сформировать
представление о разряде
Закреплять
представление о
единицах измерения
длины
Закреплять
представление о
единицах измерения
времени.
Закреплять
представление о
единицах измерения
массы
Закреплять
представление о
единицах измерения
стоимости
Научить чертить
окружность разных
радиусов, различать
окружность и круг
Научить складывать и
вычитать числа в

8990

Сложение и вычитание круглых десятков и
однозначных чисел.

2

9192

Сложение и вычитание двузначных и
однозначных чисел.

2

9394

Сложение круглых десятков и двузначных
чисел.

2

95

Вычитание круглых десятков и двузначных
чисел

96
97
98
99
100
101
103
104
105
106
107

Изучение нового
материала.
Комбинир.
Изучение нового
материала.
Комбинир.
Изучение нового
материала.
Комбинир.

Работа с индив.
карточками

1

Изучение нового
материала.

Фр. опрос

Сложение и вычитание двузначных чисел

1

Комбинир.

Получение круглых десятков и сотни
сложением двузначного числа с однозначным.
Получение круглых десятков и сотни
сложением 2 двузначных чисел.
Вычитание однозначных и двузначных чисел из
круглых десятков и сотни.
Контрольная работа «Сложение и вычитание
чисел в пределах 100»
Взаимное положение линий на плоскости

1

Комбинир.

Проверочная
работа 2
Инд.опрос

1

Комбинир.

Фр. опрос

1

Комбинир.

Инд.опрос

1

Контрольный
урок
Изучение нового
материала.

КР
Практич.
работа

Научить находить точку
пересечения линий

Примеры и задачи с мерами стоимости.

2

Фр. Опрос
Самост. работа

Примеры и задачи с мерами длины.

2

Закреп.
изученного
материала
Закреп.
изученного
материала

Научить различать
числа, полученные при
счете и при измерении,
записывать их двумя
мерами

3

пределах 100 без
перехода через разряд

Фр. опрос
Тест № 5
Работа с индив.
карточками

Фр. Опрос
Самост. работа

108
109
110
112
113
114
115

Числа, полученные при счете.

2

Закреп.
изученного
материала
Закреп.
изученного
материала
Изучение нового
материала.

Фр. Опрос
Тест № 3

Примеры и задачи с мерами времени.

2

Деление на равные части. Деление по
содержанию.

2

Деление на 2 равные части. Деление по 2.

1

Комбинир.

Фр. опрос

116

Деление на 3 равные части. Деление по 3.

1

Комбинир.

Матем. диктант

117

Деление на 4 равные части. Деление по 4.

1

Комбинир.

Фр. опрос

118

Деление на 5 равных частей. Деление по 5.

1

Комбинир.

Тест № 6

119

Решение задач.

1

Комбинир.

Самост. работа

120

Проверочная работа «Деление на равные части
и по содержанию»
Порядок арифметических действий.

1

Проверочная
работа 5
Фр. опрос

Решение примеров на изученное правило.

2

Контрольный
урок
Изучение нового
материала.
Комбинир.
Комбинир.

Решение простых задач на умножение и
деление.

2

Комбинир.

Фр. опрос

Дифференциация простых задач на деление.

2

Комбинир.

Фр. опрос

Решение примеров в два действия.

1

Закреп.

Работа с индив.
карточками

121
122
123
124
125
126
127
128
129

2

Фр. Опрос
Проверочная
работа 4
Практич.
работа

Самост. работа

Дать представление о
различии двух видов
деления, способа чтения
и записи каждого вида
деления

Сформировать понятие о
порядке действий в
примерах в 2-3
арифметических
действия

130

Решение примеров с мерами веса, стоимости,
времени в два действия.

1

131

Контрольная работа «Сотня. Умножение и
деление».
Нумерация чисел в пределах 100

1

Решение составных задач

2

Увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц
Геометрический материал

1

132
133
134
135
136

1

1

изученного
материала
Закреп.
изученного
материала
Контрольный
урок
Закреп.
изученного
материала

Фр. опрос
Самост. работа
КР
Фр. опрос
Самост. работа
Самост. работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».