ф. Основы безопасности жизнедеятельности 3-а класс 2022-2023 уч.год

Пояснительная записка
Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из
опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как
того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда
отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.
Проблема обеспечения личной безопасности человека приобретает особую актуальность в связи с ростом всеобщей напряженности, сложности и
неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его
здоровья.
Введение факультатива «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7», подтверждается
потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной
обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети.
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы факультатива «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 3
класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы являются:
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»;
• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020 г. № 61573);
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.9820 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в
Минюсте РФ03.07.2020г. № 58824);
• Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757- ПП);
• Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области;
• Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»;
• Локальные акты образовательного учреждения.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Цель программы:
формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.
Задачи:
- изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями
учащихся;
- сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
- выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в
основном в виде бесед, практических работ и викторин, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.
Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: модели, макеты, настольные игры, гербарии; электронных
средств обучения (компьютер).
Обязательно включаются в содержание занятий такие элементы, как:
• провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых
ситуаций и т.д.;
• сюжетно-ролевые игры;
• активные паузы (проведение физкультминуток).
На занятиях дается право высказаться всем желающим учащимся и поощряется любая активность. Именно подобные возможности приводят к
искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями.
Результаты обучения учащихся оцениваются в форме опроса и выставлением итоговых отметок за четверть и за год.

Так как в данную программу включен здоровьесберегающий компонент, то необходимо соблюдать следующие требования к уроку с позиций
здоровьесбережения:
• Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.
• Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы
на вопросы и др. Норма: 4—7 видов за урок.
• Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7—10 минут.
• Количество видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
• Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10—15 минут.
• Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и
т.д.);
- активные методы (обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
• Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности
инициирования обсуждения.
• Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом
работы).
• Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки
релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм
работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15—20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3—4 повторениями каждого.
• Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих
связей. Выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального
способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т. д.
• Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.
Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.
• Психологический климат на уроке. Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
• Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 80%.
• Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Предполагаемый результат освоения программы
Обучающиеся будут знать:
•
опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
•
безопасные участки улиц и дорог;

•
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
•
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
•
название и назначение дорожных знаков.
•
Правила:
перехода проезжей части дороги по сигналам светофора и пешеходным
переходам;
движения по тротуару, пешеходной дорожке;
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте;
поведения в природе.
Обучающиеся будут уметь:
•
переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
•
правильно обходить транспортные средства;
•
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде;
•
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта;
•
правильно ухаживать за собой, за больным.
Содержание программы факультатива
№
Тема
Краткое содержание темы
п/п
1
Безопасность.
Что такое безопасность и где нас подстерегает опасность.
2
Безопасность в доме.
Какие опасности нас подстерегают в помещении (острые, колющие, режущие предметы, электроприборы,
водопровод, лекарства, химикаты, газ, перила, балкон, лифт).
3
Личная безопасность в доме.
Как вести себя если раздался звонок в дверь, звонок по телефону (умение пользоваться телефоном).
4
Личная безопасность на улице.
Будь осторожным с окружающими, с незнакомыми на улице. Знакомство с основными правилами
безопасности на улице.
5
Пожарная безопасность.
Знать основные правила пожарной безопасности. Как действовать при возникновении пожара в доме, в
школе.
6
Безопасность на дорогах.
Основные правила поведения учащихся на дорогах и улицах. Знакомство с дорожными знаками и
сигналами. Сигналы светофора.
7
Безопасность на воде.
Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в зимней, весенней периоды. Основные спасательные
средства.
8
Безопасность на льду.
Предосторожности при движении на льду, катании на лыжах и коньках.
9
Безопасность при общении с
Меры безопасности при общении и уходе за домашними животными в городе и селе.
животными.

10

Оказание первой медицинской
помощи при ушибах и ссадинах.

Знакомство с основными правилами оказания первой помощи при ушибах и ссадинах

11

Безопасность на природе.

Какая опасность нас подстерегает в лесу: гроза, пожар.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тематический план
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Наименование раздела
Безопасность.
Безопасность в доме.
Личная безопасность в доме.
Личная безопасность на улице.
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность на воде.
Безопасность на льду.
Безопасность при общении с животными.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах.
Безопасность на природе.
Итого

Количество
часов
4
3
2
4
2
5
3
2
3
3
3
34

№

1

2

3

4

Дата

Тема
Безопасность
Что такое безопасность и где нас
подстерегает опасность.

Календарно – тематическое планирование
Содержание
Цель
деятельности
Беседа.
Правила безопасного
поведения.
Презентация.

Безопасность в доме
Какие опасности нас
Беседа.
подстерегают в помещении
Правила безопасного
(острые, колющие, режущие
поведения с (острые,
предметы).
колющие, режущие
предметы).
Презентация..
Какие опасности нас
Беседа.
подстерегают в помеще нии
Правила безопасного
(электроприборы, водопровод,
поведения с
лекарства, химикаты, газ).
(электроприборы,
водопровод, лекарства,
химикаты, газ).
Презентация.
Какие опасности нас
Беседа.
подстерегают в помещении
Правила безопасного
(перила, балкон, лифт).
поведения с (перила,
балкон, лифт).
Презентация.
Личная безопасность в доме.

Планируемые результаты

1.Познакомить с понятиями
«опасность», «безопасность».
2.Учить предвидеть опасность,
находить опасные предметы,
учить правилам безопасного
поведения.

1.Знать: что такое безопасность
и где нас подстерегает
опасность.

Учить предвидеть опасности дома,
видеть опасности со стороны
самых обычных вещей и
соблюдать осторожность при
обращении с ними.

1. Знать: Какие опасности нас
подстерегают в помещении
(острые, колющие, режущие
предметы). 2.Уметь набирать по
телефону номера: 01,02,03.

Учить предвидеть опасности дома,
видеть опасности со стороны
самых обычных вещей и
соблюдать осторожность при
обращении с ними.

1. Знать: Какие опасности нас
подстерегают в помещении
(электроприборы, водопровод,
лекарства, химикаты, газ).
2.Уметь набирать по телефону
номера: 01,02,03.

1.Учить предвидеть опасности
дома, видеть опасности со
стороны самых обычных вещей и
соблюдать осторожность при
обращении с ними.

1. Знать: Какие опасности нас
подстерегают в помещении
(перила, балкон, лифт).
2.Уметь набирать по телефону
номера: 01,02,03.

5

Звонок в дверь, звонок по
телефону (умение пользоваться
телефоном).

6

Будь осторожным с
окружающими, с незнакомыми
на улице.

7

8

9

Беседа.
Правила безопасного
поведения дома.
Телефон.
Презентация.
Личная безопасность на улице.

1.Отрабатывать и повторить
ситуации, в которых дети могут
оказаться, оставшись дома одни.
2. Учить набирать по телефону
номера: 01,02, 03.номора

Беседа. Правила
1.Ознакомить с правилами
безопасного поведения с безопасности на улице.
окружающими, с
2.Развивать умение предвидеть
незнакомыми на улице.
опасную ситуацию.
Телефон.
Знакомство
Беседа. Правила
1.Ознакомить с правилами
с основными правилами
безопасного поведения
безопасности на улице.
безопасности на улице.
на улице.
2.Развивать умение предвидеть
Игра «Мы играем- правила
Игра «Мы играемопасную ситуацию.
изучаем».
правила изучаем».
Пожарная безопасность.
Основные правила пожарной
Беседа. Ситуации, в
1.Разобрать ситуации, в которых
безопасности.
которых пожар
пожар произошел по вине детей.
произошел по вине
2. Повторить правила пожарной
детей.
безопасности.
Правила пожарной
безопасности.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах.
Знакомство с основными
Беседа о правилах
Познакомить с основными
правилами оказания первой
оказания первой помощи правилами оказания первой
помощи при ушибах и ссадинах. при ушибах и ссадинах.
помощи при ушибах и ссадинах.
Игра «Мы играем- правила
Игра «Мы играемУчить оказывать первую
изучаем».
правила изучаем».
медицинскую помощь.

1. Знать: Какие опасности нас
подстерегают в помещении.
2.Уметь набирать по телефону
номера: 01,02,03.

Знать возможные опасные
ситуации на улице, личная
безопасность.
Знать возможные опасные
ситуации в доме и на улице,
личная безопасность.

1.Знать возможные опасные
ситуации при пожаре.
2. Знать правила поведения при
пожаре.

1.Знать от чего зависит наше
здоровье, травмы, порезы,
ссадины и царапины.
1.Уметь оказывать первую
медицинскую помощь.

10

11

12

13

14

15

Как действовать при
возникновении пожара в доме, в
школе.

.Беседа.
Правила пожарной
безопасности.
Презентация.
Безопасность на дорогах.
Основные правила поведения
Беседа.
учащихся на дорогах и улицах.
Правила поведения
учащихся на дорогах и
улицах.
Презентация.
Знакомство с дорожными
Беседа. Дорожные знаки.
знаками и сигналами.
Светофор. Презентация.
Сигналы светофора

Беседа. Дорожные знаки.
Светофор.

Безопасность на воде.
Правила и меры безопасного
Беседа. Правила и меры
поведения на водоёмах в зимней безопасного поведения
период.
на водоёмах в зимней
период. Презентация.
Основные спасательные
средства.

Беседа. Основные
спасатель ные средства.
Чтение стихотворений.
Игра: «Нарисуй
запрещающие знаки» по
правилам поведения у
воды.
Безопасность на льду.

1. Повторить правила пожарной
безопасности.
2.Изучить правила действия при
пожаре.

1.Знать возможные опасные
ситуации при пожаре.
2. Знать правила поведения при
пожаре

1.Ознакомить с правилами
поведения на дорогах.
2.Развивать умение предвидеть
опасную ситуацию.

1.Знать возможные опасные
ситуации при движении по
дороге:

1.Познакомить с дорожными
знаками 2.Правила перехода
улицы.
1.Познакомить с дорожными
знаками 2.Правила перехода
улицы.

1.Знать дорожные знаками и
сигналы светофора.

1.Сформировать правила
безопасного поведения у водоёмов
в зимней период.

1.Знать: чем опасны водоемы
зимой, какие меры
предосторожности следует
принять при движении по льду
водоемов.
1. Знать основные спасательные
средства.
2. Знать какие меры
предосторожности следует
принять при движении по льду
водоемов;

Познакомить с основными
спасательными средствами;
повторить правила безопасного
поведения у водоёмов.

1.Знать дорожные знаками и
сигналы светофора.

Предосторожность при движении Беседа. Правила и меры
на льду, катании на лыжах и
безопасного поведения
коньках.
при движении на льду,
катании на лыжах и
коньках.
Игра: «Помоги другу».
Опасности на льду.
Беседа. Правила и меры
безопасного поведения
при движении на льду,
катании на лыжах и
коньках.
Основные спасательные
средства.
Безопасность при общении с животными.

Сформировать правила
безопасного поведения при
движении на льду, катании на
лыжах и коньках.

1.Знать: чем опасны водоемы
зимой, какие меры
предосторожности следует
принять при движении по льду
водоемов.

Закрепить правила безопасного
поведения при движении на льду,
пользование основными
спасательными средствами.

1. Знать основные спасательные
средства.
2. Знать: какие меры
предосторожности следует
принять при движении по льду
водоемов.

18

Меры безопасности при общении Презентация: «Про
и уходе за домашними
кошек и собак»
животными
Беседа.

Учить безопасному поведению
при общении и уходе за
домашними животными.

19

Меры безопасности при общении Презентация: «Какие
и уходе за домашними
бывают животные»
животными в городе.
Беседа.

Учить безопасному поведению
при общении и уходе за
домашними животными в городе.

20

Меры безопасности при общении Беседа о мерах
Учить безопасному поведению
и уходе за домашними
безопасности при
при общении и уходе за
животными в селе.
общении и уходе за
домашними животными в селе.
домашними животными
в селе.
Составление правил
безопасного поведения.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах.

1.Правила поведения при
встрече с опасными
животными. 2.Знать от чего
зависит наше здоровье, травмы,
порезы, ссадины и царапины.
1.Правила поведения при
встрече с опасными
животными. 2.Знать от чего
зависит наше здоровье, травмы,
порезы, ссадины и царапины.
1.Правила поведения при
встрече с опасными
животными. 2.Знать от чего
зависит наше здоровье, травмы,
порезы, ссадины и царапины.

16

17

21

Основные правила оказания
первой помощи при ушибах и
ссадинах.

22

Игра «Мы играем- правила
изучаем».

23

Правила и меры безопасного
поведения на водоёмах в
весенней период.

Беседа о правилах
оказания первой помощи
при ушибах и ссадинах.

Составление алгоритмов
принятия медицинской
помощи при ушибах и
порезах в игровой
форме.
Безопасность на воде.
Беседа.
Чтение стихотворений о
лете.
Составление правил и
мер безопасного
поведения на водоёмах в
весенней период.

24

Безопасность на природе.
Какая опасность нас
Презентация: «Лесные
подстерегает в лесу.
опасности». Беседа.

25

Гроза

Беседа о соблюдении
правил безопасности при
грозе.
Чтение рассказов о
грозе.
Презентация.

Повторить основные правилами
оказания первой помощи при
ушибах и ссадинах.
Учить оказывать первую
медицинскую помощь.

Знать: от чего зависит наше
здоровье, травмы, порезы,
ссадины и царапины.
.
Уметь оказывать первую
медицинскую помощь.

Составить правила поведения у
водоёмов в летнее время.

1. Знать основные спасательные
средства.
2. Знать какие меры
предосторожности следует
принять при движении по льду
в весенний период.
3.Знать, что такое наводнение,
причины наводнений.

Учить предвидеть опасности в
лесу.
Учить правилам безопасного
поведения.
Учить предвидеть опасности в
лесу.
Учить правилам безопасного
поведения в грозу и при пожаре в
лесу..

1.Знать правила безопасного
поведения в лесу.
2. Знать ядовитые растения,
грибы, ягоды.
1.Знать правила безопасного
поведения в лесу.
2.Знать правила поведения в
лесу при пожаре и в грозу.

26

Пожар.

27

Опасно ли быть неряхой?

28

29

30

Беседа о соблюдении
правил пожарной
безопасности.
Чтение рассказов о
пожаре.
Презентация.
Безопасность в доме.

Беседа.
Правила безопасного
поведения с
(электроприборы,
водопровод, лекарства,
химикаты, газ).
Презентация.
Безопасность на дорогах.
Улица – не место для игр.
Беседа. Правила
поведения учащихся на
дорогах и улицах.
Презентация.
Обобщающий урок по
Викторина. Правила
безопасности на дороге.
поведения учащихся на
Викторина.
дорогах и улицах.
Презентация.
Личная безопасность на улице.
«Если ты заблудился».
Беседа. Правила
безопасного поведения с
окружающими, с
незнакомыми на улице.
Телефон.

Сформировать у детей понятие
«Пожарная безопасность»; дать
знания о причинах пожара;
сформировать элементарные
умения и навыки поведения при
пожаре.

1.Знать правила безопасного
поведения при пожаре.
2.Знать правила поведения в
лесу при пожаре и в грозу.

Учить предвидеть опасности дома,
видеть опасности со стороны
самых обычных вещей и
соблюдать осторожность при
обращении с ними.

1. Знать Какие опасности нас
подстерегают в помещении
(электроприборы, водопровод,
лекарства, химикаты, газ).
2.Уметь набирать по телефону
номера: 01,02,03.

1. Повторить правила поведения
на дорогах.
2.Развивать умение предвидеть
опасную ситуацию.
1. Повторить правила поведения
на дорогах.
2.Развивать умение предвидеть
опасную ситуацию.

Знать возможные опасные
ситуации при движении по
дороге.

1. Повторить правила
безопасности на улице.
2.Развивать умение предвидеть
опасную ситуацию.

Знать возможные опасные
ситуации на улице, личная
безопасность.

Знать возможные опасные
ситуации при движении по
дороге.

31

«Осторожно! Незнакомец».
Опасные ситуации: контакты с
незнакомыми людьми на улице».

Беседа. Правила
безопасного поведения
на улице.
Игра «Мы играемправила изучаем».

1. Повторить правила
безопасности на улице.
2.Развивать умение предвидеть
опасную ситуацию.

Знать возможные опасные
ситуации в доме и на улице,
личная безопасность.

1. Знать правила безопасного
поведения в лесу при пожарах.
2.Знать ядовитые растения,
грибы, ягоды.
Знать правила безопасного
поведения на дорогах, при Ч.
С., в лесу.
Знать правила поведения в лесу
при пожаре и в грозу.
Знать правила безопасного
поведения на дорогах, при Ч.
С., в лесу и у водоёмов.

Безопасность.
32

Прогулка весной и летом.
«Береги и охраняй природу»

Презентация: «Лесные
пожары». Беседа.

Учить предвидеть опасности в
лесу. Учить правилам безопасного
поведения.

33

Игра «Мы играем- правила
изучаем».

Закрепить правила безопасного
поведения на дорогах, при Ч. С., в
лесу.

34

Повторение.

Игра по правилам
дорожного движения.
Отгадывание
кроссвордов о правилах
поведения на природе.
Правила безопасного
поведения на дорогах,
при Ч. С., в лесу и у
водоёмов. Игра: «Да,
нет».

Закрепить правила безопасного
поведения на дорогах, при ЧС, в
лесу и у водоёмов.

Список литературы:
 Литература для учителя:
1. Аношкина Л.И. Тематическое планирование и примерное содержание занятий для учащихся 1–4 классов специальных коррекционных школ. –
Омск, 1998, 112с.
2. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя).
3. Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказание первой помощи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64с.
4. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в текстах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П.
Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 104 с.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс: поурочные планы / сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 113 с.
6. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
7. Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 64 с., цв.
вкл.
8. Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.
9. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
10. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Вместе с детьми).
11. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 64с.
 Литература для учащихся:
1. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го класса / Под общ. ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного
движения генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 30 с.: ил.
2. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 2-го класса / Под общ. ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного
движения генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 32 с.: ил.
3. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 3-го класса / Под общ. ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного
движения генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова, 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. – 30 с.:
ил.
4. Извекова Н.А. Правила дорожного движения: Учеб. Пособие для 3-го кл. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 1985, - 47 с., ил.
5. Б. Житков. «Пожар в море», «Дым», «Пожар»;
6. Л.Н.Толстой. «Пожар», «Пожарные собаки»;
7. Е. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял»;
8. С.Я.Маршак. «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»;
9. К.И. Чуковский. «Путаница»;

Литература для родителей:

1) Иванова, Л.В. Безопасность малыша / Л.В.Иванова. - СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2011. - 64с.: ил. - (Советы Доброго Доктора).
Казалось бы, что может быть уютней и безопасней, чем родной дом? Однако, как ни странно это прозвучит, самое большое количество травм
малыши получают именно в домашней обстановке. Книга предназначена для родителей, у которых ожидается или уже появился малыш. Как
сделать дом для малыша безопасным? Как выбрать кроватку, матрас, автомобильное кресло, безопасные игрушки и т.п. (мл. абонемент)
2) Маркин, Н.И., Денисов, М.Н. Безопасность на дорогах: Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк.: В 2. -4.1 / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: ЭНАСКЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. - 48с.: ил. 3)
3) Радзиевская, Л.И. Ты и лес: Для дошк. и мл. шк. возраста / Л.И.Радзиевская; худ. В.Ломова. - М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. - 16с. - (Азбука
безопасности). Родители должны понимать, что общение ребёнка с природой не только развивает его любознательность и воспитывает характер, а
знание правил безопасного поведения в лесу учит малыша защищать
4) Радзиевская, Л.И. Ты один дома: Для дошк. и мл. шк. возраста / Л.И.Радзиевская. - М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. - 16с. - (Азбука
безопасности). Своих детей родители любят, конечно. Но любовь не всегда ведает, что творит. Одни родители слишком опекают своего малыша,
мешая ему учиться предчувствовать и оценивать опасность, другие, напротив, предоставляют ребёнку неограниченную свободу, с которой он ещё
не может справиться. Истина, как всегда, посередине...(мл. чит. зал)
5) Радзиевская, Л.И. Ты один на улице: Для дошк. и мл. шк. возраста / Л.И.Радзиевская; худ. В.Люмова. - М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. - 16с. (Азбука безопасности). В наше беспокойное время опасно отпускать ребёнка гулять одного. Он непременно должен знать, как вести себя в разных
ситуациях: если малыш заблудился в городе, встретился с хулиганом, нашёл яркую игрушку и т.п. Внимательно слушайте своего ребёнка, в его
жизни нет мелочей. Ваши уроки безопасности важнее любых других, потому что учат малыша защищать свою жизнь, (мл. чит. зал)
6) Смешуроки на дороге: Книга для чтения родителями детям. - М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2008. - 109с.: ил. - (Школа смешариков). Здорово
было бы научить ребёнка правилам дорожного движения, удобно устроившись с книгой на диване с ПРАВИЛЬНОЙ книжкой, в которой есть всё правила светофора и пешеходных переходов, правила для велосипедистов и любителей роликов.
7) Соковня, И. Я не растяпа. «Ай, обжёгся!»: пособие для работы с мл. школьниками / И.Соковня. - М.: Просвещение, 2005. - 24с.: ил. - (Наука быть
здоровым), (мл. чит. зал) Пособие познакомит младших школьников с теми опасными ситуациями, в которых они могут получить ожоги. Дети
узнают о мерах по их предупреждению и простейших способах оказания первой помощи при ожогах.
8) Соковня, И. Я не растяпа. «Не трогай меня!»: пособие для работы с мл. школьниками / И.Соковня. - М.: Просвещение, 2005. - 24с.: ил. - (Наука быть
здоровым), (мл. чит. зал)
Данный выпуск серии поможет развить у младших школьников навыки безопасного поведения вне дома, при встрече с незнакомыми людьми.
Свойственные этому возрасту увлечения различными шарадами, головоломками и лабиринтами помогут детям закрепить знания о некоторых
способах поведения в экстремальных ситуациях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».