ф. Занимательная математика 3-а класс 2022-2023 уч.год

Пояснительная записка
Программа факультатива «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие
личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько
новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность,
формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы факультатива «Занимательная математика» для обучающихся 3 класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы являются:
•
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»;
•
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
•
Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования)»;
•
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
•
Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ03.07.2020г. № 58824);
•
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся
в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757ПП);
•
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
•
Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области;
•
Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»;
При разработке программ учитывались перечисленные документы, в которых предложены предметные, личностные результаты освоения

учебных предметов, система оценки достижений планируемых результатов освоения адаптированных рабочих программ обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Особые образовательные потребности обучающихся
Недоразвитие познавательной, эмоционально волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп, проявляется
в глубоком своеобразии их социализации.
Перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы, в основном, степенью выраженности недоразвития
интеллекта.
Для обучающихся с умственной отсталостью выделяются образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и
специфические.
Специфические образовательные потребности для обучающегося с умственной отсталостью:
•
наглядно-действенный характер содержания образования;
•
упрощение системы учебно – познавательных задач, решаемых в процессе образования;
•
специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
•
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
•
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
•
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельностиповедения;
•
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и взаимодействие с ним.
Рабочие программы для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью разработаны с учетом особенностей психофизического развития
обучающихся, познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, их индивидуальных возможностей, обеспечивают коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Цель факультативного курса: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников с расстройством аутистического
спектра, расширения математического кругозора и эрудиции обучающихся, способствующая формированию познавательных базовых учебных
действий.
Задачи курса:
Обучающие:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

формирование умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшиезакономерности, использовать догадку, строить и
проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

развитие памяти, личностной сферы.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:

развивать познавательную активность учащихся, интерес к математике;

развивать смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические
качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и
быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях
ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений,
на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать,
сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много
говорят.
Формы проведения занятий
-индивидуальные и групповые;
-практические и теоретические;
-беседы;

-игры с мячом;
-работа с конструкторами;
- конкурсы знатоков;
-игровые занятия;
-игры-состязания, КВН.
-игра - соревнование.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Планируемые результаты освоения программы факультатива
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (БУД).
Познавательные БУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения,
равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших
математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные БУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.




следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые результаты освоения программы
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполненияконкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной



работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы счисловыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение впробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,использовать критерии для обоснования своего
суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15-16
17
18
19
20
21-22
23
24
25
26
27
28
29

Календарно – тематическое планирование факультатива «Занимательная математика»
Тема занятия
Кол-во
часов
Как люди научились считать. Разные системы счисления.
1
Математика – это интересно.
1
Числа – великаны. Загадки – смекалки.
1
Танграм: древняя китайская головоломка.
1
Сообрази. Узнай цифру.
1
Путешествие точки.
1
Волшебная линейка
1
Праздник числа 100
1
Семь чудес света
1
Конструирование многоугольников
1
Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего.
1
Игра - соревнование «Весёлый счёт»
1
Игры с кубиками
1
Математическая викторина
1
Лего - конструкторы
2
Весёлая геометрия
1
Математическая карусель
1
Математическое путешествие
1
Уголки
1
Игра в магазин. Монеты.
2
Конкурс. Знатоков математики
1
Весёлые задания
1
Спичечный конструктор
1
Прятки с фигурами
1
Математический КВН
1
Математические игры
1
Математический аукцион
1

Дата

30
31-32
33
34

Игры с кубиками
Числовые головоломки
Час весёлой математики
Конкурс знатоков

1
2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».