Пояснительная записка Программа факультатива «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Нормативно-правовыми основаниями разработки программы факультатива «Занимательная математика» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы являются: • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»; • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; • Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)»; • Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573); • Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ03.07.2020г. № 58824); • Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757ПП); • Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); • Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области; • Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»; При разработке программ учитывались перечисленные документы, в которых предложены предметные, личностные результаты освоения учебных предметов, система оценки достижений планируемых результатов освоения адаптированных рабочих программ обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Особые образовательные потребности обучающихся Недоразвитие познавательной, эмоционально волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп, проявляется в глубоком своеобразии их социализации. Перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы, в основном, степенью выраженности недоразвития интеллекта. Для обучающихся с умственной отсталостью выделяются образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. Специфические образовательные потребности для обучающегося с умственной отсталостью: • наглядно-действенный характер содержания образования; • упрощение системы учебно – познавательных задач, решаемых в процессе образования; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельностиповедения; • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и взаимодействие с ним. Рабочие программы для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью разработаны с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, их индивидуальных возможностей, обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Цель факультативного курса: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников с расстройством аутистического спектра, расширения математического кругозора и эрудиции обучающихся, способствующая формированию познавательных базовых учебных действий. Задачи курса: Обучающие: формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; формирование умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшиезакономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. развитие памяти, личностной сферы. Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, интерес к математике; развивать смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся. Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Формы проведения занятий -индивидуальные и групповые; -практические и теоретические; -беседы; -игры с мячом; -работа с конструкторами; - конкурсы знатоков; -игровые занятия; -игры-состязания, КВН. -игра - соревнование. Режим и место проведения занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Планируемые результаты освоения программы факультатива Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой работы. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (БУД). Познавательные БУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные БУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Планируемые результаты освоения программы Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполненияконкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы счисловыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение впробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15-16 17 18 19 20 21-22 23 24 25 26 27 28 29 Календарно – тематическое планирование факультатива «Занимательная математика» Тема занятия Кол-во часов Как люди научились считать. Разные системы счисления. 1 Математика – это интересно. 1 Числа – великаны. Загадки – смекалки. 1 Танграм: древняя китайская головоломка. 1 Сообрази. Узнай цифру. 1 Путешествие точки. 1 Волшебная линейка 1 Праздник числа 100 1 Семь чудес света 1 Конструирование многоугольников 1 Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего. 1 Игра - соревнование «Весёлый счёт» 1 Игры с кубиками 1 Математическая викторина 1 Лего - конструкторы 2 Весёлая геометрия 1 Математическая карусель 1 Математическое путешествие 1 Уголки 1 Игра в магазин. Монеты. 2 Конкурс. Знатоков математики 1 Весёлые задания 1 Спичечный конструктор 1 Прятки с фигурами 1 Математический КВН 1 Математические игры 1 Математический аукцион 1 Дата 30 31-32 33 34 Игры с кубиками Числовые головоломки Час весёлой математики Конкурс знатоков 1 2 1 1