Пояснительная записка Программа факультатива «Говори и пиши правильно» предназначена для обучающихся 3 класса ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7». Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании программ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото «Программы обучения умственно отсталых детей», и методических рекомендаций по логопедии В.К. Воробьевой, О.Н. Лиманской, Т.В. Пятницы, Т.В. Башинской В.И. Рождественскойи др. Нормативно-правовыми основаниями разработки программы факультатива «Говори и пиши правильно» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы являются: • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»; • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; • Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)»; • Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573); • Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ03.07.2020г. № 58824); • Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП); • Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); • Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области; • Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»; • Локальные акты образовательного учреждения. Программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание интеллектуальных нарушений на фоне недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Дети с умственной отсталостью отличаются крайне медленным темпом деятельности, нуждаются в постоянной посторонней помощи. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей данной категории. Особенность учебного процесса: основное логопедическое заключение обучающихся с расстройствами аутистического спектра, отягощенными умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - системное недоразвитие речи разного уровня. Все обучающиеся нуждаются в логопедической помощи, и работа с ними имеет определенную специфику. Программа рассчитана для не говорящих обучающихся и имеющих нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи. Цель программы: создание условий для развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа направлена на решение следующих задач: формировать и учить пользоваться жестовой речью, лексико-грамматический строй речи; развивать коммуникативную функцию речи, мелкую и речевую моторику, пластику; воспитывать у обучающихся потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками. Отличительная черта программ факультатива: коррекционная работа с обучающимися ведется для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и для обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Введение факультатива обусловлено несовершенством речевой практики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов. Общая характеристика программы факультатива «Говори и пиши правильно» Программа представлена следующими разделами: Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи В данном разделе ведется работа по формированию у обучающихся с РАС потребности к общению, установления эмоционального и зрительного контакта, умения различать неречевые и речевые звуки, слушать обращенную речь, понимать простые и сложные инструкции. А также ведется работа по развитию общего подражания, умения использовать простые бытовые жесты. Раздел 2. Развитие тонкой и грубой моторики. Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, формирование правильного типа физиологического и речевого дыхания, мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики. Данные задачи решаются за счет различных игр и упражнений. Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков. Задачами данного раздела являются: создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний, предложений, коррекция просодической стороны речи; формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; корригирование звукопроизношения и звуко – слоговой структуры слова. Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматических категорий словоизменения и словообразования; формирование и развитие связной речи. Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. Раздел включает формирование пространственной ориентировки (ориентация на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги), графомоторных навыков, знакомство с буквами Русского алфавита, дифференциация понятий «звук» - «буква», формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза. Для обучающихся 2 класса приоритетным является раздел «Понимание обращенной речи и формирование жестовой речи» Коррекционная направленность предполагает: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления; - коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы; - обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках; - личностное ориентирование – учет психо - эмоциональных особенностей обучающегося. Все психические проявления у обучающихся данных категорий выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными обучающимися. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый обучающийся требует своего подхода. На занятиях важна динамика обучающегося. Важно отличать, когда и как переключить внимание обучающегося; - эмоциональный резонанс и поддержка - создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки. На занятиях нужно создавать обучающемуся такие условия, чтобы у него возникла потребность говорить. Но для того, чтобы вербальная коммуникация стала привычной и необходимой требуется очень много времени; - взаимодействие с родителями, логопедом – дефектологом, педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом обеспечивает закрепление и востребованность приобретенных навыков в повседневной жизни. - игровой контекст занятий - формирование положительной мотивации обучения. Игра является необходимостью, без которой невозможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключить обучающегося с одного вида деятельности на другой; - содержание программы факультатива связано с содержанием учебных предметов «Речевая практика», «Чтение», «Русский язык», «Предметно практическая деятельность» и опирается на их содержание. Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования и реализуется через: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, создание специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения, - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - овладение навыками коммуникации; - дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; - осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Основные формы организации учебного процесса: индивидуальные занятия, групповыезанятия. Основные средства: сюжетные картинки, разрезные картинки, предметные картинки, дидактические игры, игрушки, пособия. Основные методы: практические (игры, упражнения); наглядные (демонстрация, иллюстрации); словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа). Контроль результатов освоения программы факультатива осуществляется в видестартового и итогового контроля в следующих формах: наблюдение; работа с карточками; выполнение продуктивных заданий. Количество учебных часов Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на освоение программыфакультатива отводится 1 час в неделю, 34 часа в год Требования к результатам освоения программы факультатива Минимальный уровень: -значение бытовых жестов; -названия окружающих предметов и их назначение; -отдельные звуки и буквы Достаточный уровень: -пользоваться общим и речевым подражанием; -использовать простые бытовые жесты; -понимать обращенную речь; -использовать в собственной речи звукоподражания; -ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги; -писать отдельные буквы, по обводке и самостоятельно Тематический план (1 час в неделю, 34 часа в год) Количество Раздел Название раздела часов Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4 Раздел 5 Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи 6 Развитие тонкой и грубой моторики. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков. 13 Формирование лексико-грамматического строя речи 5 5 Формирование предпосылок письма, развитиеграфомоторных навыков и обучение грамоте. 5 Всего: 34 № п/п 1 2 3 4 Дата Календарно – тематическое планирование факультатива «Говори и пиши правильно» Кол-во Тема занятия часов Содержание Игра «Покажи, не ошибись». Упражнение в употреблении жестов радости. Упражнение в употреблении жестов-приветствий. Упражнение в употреблении жестов печали и гнева. Жесты печали и гнева. 1 Формирование умения понимать и дифференцировать жесты. Формирование умения понимать жесты радости; сознательно использовать их в общении. Формирование умения понимать жестприветствие; сознательно использоватьданный жест в общении. 1 Формирование умения понимать жесты печалии гнева; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении. 1 Знакомство с жестами просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи»; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении. Привлечение внимания к обращенной речи,формирование слухового восприятия, внимания иразвитие зрительного восприятия. Развитие мышц мимической мускулатуры;формирование правильного понимания эмоций. Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводитьдействия по образцу. Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводитьдействия по образцу. 1 1 5 Жесты просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи». 6 Игра «Где мы были, мыне скажем». 1 7 Мимическое упражнение «Хмурая туча». 1 8 Пальчиковая гимнастика «Повар». 1 9 Пальчиковая гимнастика «Кап-кап». 1 10 Пальчиковая гимнастика «Какая унас семья большая». Пальчиковая гимнастика «Кто же это?» 1 Игра – имитация «Бадминтон». 1 11 12 1 Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. Развитие грубой моторики; умения имитировать простейшие движения. 13 Игра – имитация «Снежинка». 1 14 Речедвигательное упражнение «Повторяй за мной». Упражнения для формирования спокойного и короткого вдоха. Упражнения для формирования длительного и плавного выдоха Упражнения для формирования силы выдоха. 1 15 16 17 18 19 20 21 22 Упражнения для формирования диафрагмального дыхания «Надуваем шар». Развитие речевого дыхания «Погрей ладошки». Определе1ние нахождения звука. Игра «Где звук?» Упражнение на звукоподражание. 24 Упражнение в употреблении простых слов. Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года.Осень». Выполнение упражнения для развития грубой моторики; развитие умения выполнять отраженные действия. Обучение плавному, спокойному, короткому вдоху. 1 Развитие длительного, плавного и сильноговыдоха, активизация мышц губ. 1 Выработка умения регулировать силу выдоха;активизация мышц губ. 1 1 1 Игра «Стучит – звенит». Игра «Назови, что услышал». 23 25 1 Развитие грубой моторики; умения имитировать простейшие движения. 1 1 1 1 1 Формирование правильного типа физиологического дыхания. Развитие правильного речевого дыхания;увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового восприятия и внимания. Развитие фонематического восприятия; узнавание и различение неречевых звуков. Развитие фонематического восприятия; соотношение образа предмета со звучанием. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания. Развитие умения употреблять простые слова вречи. Обогащение и уточнение словарного запаса поданной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам. 26 27 28 29 30 Обогащение и уточнение словаря потеме «Времена года. Зима». Обогащение и уточнение словаря потеме «Овощи». Обогащение и уточнение словаря по теме «Фрукты». Обогащение и уточнение словаря потеме «Птицы». Обогащение и уточнение словаря потеме «Домашние животные». Обогащение и уточнение словаря потеме «Части тела». Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда». 1 Обогащение и уточнение словарного запаса поданной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам. 1 Обогащение и уточнение словарного запаса поданной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. 1 Обогащение и уточнение словарного запаса поданной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи. 1 Обогащение и уточнение словарного запаса поданной теме; формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела. 1 Пространственные представления (где? куда? откуда?) 31 1 Обучение штриховке иобведению по контуру. 32 1 Написание изученныхбукв и их соединений. 33 1 Написание и чтениеслогов. Развитие пространственных представлений с опорой на дифференциацию правых и левых частей тела; определение места нахождения предмета в пространстве. Формирование графомоторных навыков; ознакомление с различными направлениямипри штриховании предмета; с трафаретом и шаблоном: объяснить, что трафарет – этовнутренний контур, а шаблон – внешний. Формирование графомоторных навыков; умения проводить анализ исинтез графического образа буквы. Формирование графомоторных навыков;умения проводить анализ и синтез графического образа буквы; тренировка в написании слогов с изученными буквами. Чтение данных слогов, закрепление умения синтезировать буквы в слоги. 34 Написание и чтение слов, словосочетаний ипредложений. 1 Формирование графомоторных навыков; проводить звукобуквенный анализ слов; тренировка в написании слов с изученными буквами. Чтение, обучение приемам синтетического чтения.