ф. Говори и пиши правильно 3-а класс 2022-2023 уч.год

Пояснительная записка
Программа факультатива «Говори и пиши правильно» предназначена для обучающихся 3 класса ГБОУ СО «Екатеринбургская школа
№7».
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и
групповых коррекционных занятий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании программ
А.Р. Маллер, Г.В. Цикото
«Программы обучения умственно отсталых детей», и методических рекомендаций по логопедии В.К. Воробьевой, О.Н. Лиманской, Т.В. Пятницы,
Т.В. Башинской В.И. Рождественскойи др.
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы факультатива «Говори и пиши правильно» для обучающихся 3 класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы являются:
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»;
• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования)»;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ03.07.2020г. № 58824);
• Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на
дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от
27.10.2016 г. № 757-ПП);
• Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
• Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом
Министерства общего и профессионального образования Свердловской области;
• Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»;

• Локальные акты образовательного учреждения.
Программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание интеллектуальных нарушений на фоне недоразвития
речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики.
Дети с умственной отсталостью отличаются крайне медленным темпом деятельности, нуждаются в постоянной посторонней помощи.
Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного
развития детей данной категории.
Особенность учебного процесса: основное логопедическое заключение обучающихся с расстройствами аутистического спектра,
отягощенными умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - системное недоразвитие речи разного уровня. Все обучающиеся
нуждаются в логопедической помощи, и работа с ними имеет определенную специфику. Программа рассчитана для не говорящих обучающихся и
имеющих нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи.
Цель программы: создание условий для развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа направлена на решение следующих задач:
 формировать и учить пользоваться жестовой речью, лексико-грамматический строй речи;
 развивать коммуникативную функцию речи, мелкую и речевую моторику, пластику;
 воспитывать у обучающихся потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.
Отличительная черта программ факультатива: коррекционная работа с обучающимися ведется для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра и для обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Введение факультатива обусловлено несовершенством речевой практики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных
предметов.
Общая характеристика программы факультатива «Говори и пиши правильно»
Программа представлена следующими разделами:
Раздел 1.
Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи
В данном разделе ведется работа по формированию у обучающихся с РАС потребности к общению, установления эмоционального и
зрительного контакта, умения различать неречевые и речевые звуки, слушать обращенную речь, понимать простые и сложные инструкции. А
также ведется работа по развитию общего подражания, умения использовать простые бытовые жесты.
Раздел 2.
Развитие тонкой и грубой моторики.
Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, формирование правильного типа физиологического и
речевого дыхания, мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики. Данные задачи решаются за счет различных игр
и упражнений.
Раздел 3.
Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.
Задачами данного раздела являются: создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой
активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний,

предложений, коррекция просодической стороны речи; формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
корригирование звукопроизношения и звуко – слоговой структуры слова.
Раздел 4.
Формирование лексико-грамматического строя речи
В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматических категорий словоизменения и
словообразования; формирование и развитие связной речи.
Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте.
Раздел включает формирование пространственной ориентировки (ориентация на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе
бумаги), графомоторных навыков, знакомство с буквами Русского алфавита, дифференциация понятий «звук» - «буква», формирование навыков
звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
Для обучающихся 2 класса приоритетным является раздел «Понимание обращенной речи и формирование жестовой речи»
Коррекционная направленность предполагает:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
- личностное ориентирование – учет психо - эмоциональных особенностей обучающегося. Все психические проявления у обучающихся
данных категорий выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными обучающимися. Это делает невозможным работу по стандартной
технологии: каждый обучающийся требует своего подхода. На занятиях важна динамика обучающегося. Важно отличать, когда и как
переключить внимание обучающегося;
- эмоциональный резонанс и поддержка - создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки. На занятиях нужно создавать
обучающемуся такие условия, чтобы у него возникла потребность говорить. Но для того, чтобы вербальная коммуникация стала привычной и
необходимой требуется очень много времени;
- взаимодействие с родителями, логопедом – дефектологом, педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом обеспечивает
закрепление и востребованность приобретенных навыков в повседневной жизни.
- игровой контекст занятий - формирование положительной мотивации обучения. Игра является необходимостью, без которой невозможны
положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключить обучающегося с одного вида
деятельности на другой;
- содержание программы факультатива связано с содержанием учебных предметов «Речевая практика», «Чтение», «Русский
язык», «Предметно практическая деятельность» и опирается на их содержание.
Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования и реализуется через:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,
создание специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения,

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Основные формы организации учебного процесса: индивидуальные занятия, групповыезанятия.
Основные средства: сюжетные картинки, разрезные картинки, предметные картинки, дидактические игры, игрушки, пособия.
Основные методы:
 практические (игры, упражнения);
 наглядные (демонстрация, иллюстрации);
 словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).
Контроль результатов освоения программы факультатива осуществляется в видестартового и итогового контроля в следующих
формах:
 наблюдение;
 работа с карточками;
 выполнение продуктивных заданий.
Количество учебных часов
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на освоение программыфакультатива отводится 1 час в неделю, 34 часа в
год
Требования к результатам освоения программы факультатива
Минимальный уровень:
-значение бытовых жестов;
-названия окружающих предметов и их назначение;
-отдельные звуки и буквы
Достаточный уровень:
-пользоваться общим и речевым подражанием;
-использовать простые бытовые жесты;
-понимать обращенную речь;
-использовать в собственной речи звукоподражания;
-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги;
-писать отдельные буквы, по обводке и самостоятельно
Тематический план
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Количество
Раздел
Название раздела
часов

Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5

Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

6

Развитие тонкой и грубой моторики.
Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

13

Формирование лексико-грамматического строя речи

5

5

Формирование предпосылок письма, развитиеграфомоторных навыков и обучение грамоте.

5
Всего:

34

№
п/п
1
2

3
4

Дата

Календарно – тематическое планирование факультатива «Говори и пиши правильно»
Кол-во
Тема занятия
часов
Содержание
Игра «Покажи, не
ошибись».
Упражнение в употреблении жестов
радости.
Упражнение в
употреблении жестов-приветствий.
Упражнение в употреблении жестов
печали и гнева.
Жесты печали и гнева.

1

Формирование умения понимать и
дифференцировать жесты.
Формирование умения понимать жесты радости; сознательно
использовать их в
общении.
Формирование умения понимать жестприветствие; сознательно использоватьданный жест в общении.

1

Формирование умения понимать жесты печалии гнева; умение
иммитировать и сознательно использовать их в общении.

1

Знакомство с жестами просьбы «Дай», «На»,
«Иди», «Уходи»; умение иммитировать и сознательно использовать
их в общении.
Привлечение внимания к обращенной речи,формирование слухового
восприятия,
внимания иразвитие зрительного восприятия.
Развитие мышц мимической мускулатуры;формирование
правильного
понимания эмоций.
Развитие тонкой моторики, синхронности
движений пальцев рук; умения воспроизводитьдействия по образцу.
Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения
воспроизводить
действия по образцу.
Развитие тонкой моторики, синхронности
движений пальцев рук; умения воспроизводитьдействия по образцу.

1

1

5

Жесты просьбы «Дай»,
«На», «Иди», «Уходи».

6

Игра «Где мы были, мыне скажем».

1

7

Мимическое упражнение «Хмурая
туча».

1

8

Пальчиковая гимнастика «Повар».

1

9

Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».

1

10

Пальчиковая
гимнастика «Какая унас семья
большая».
Пальчиковая гимнастика «Кто же
это?»

1

Игра – имитация
«Бадминтон».

1

11

12

1

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения
воспроизводить
действия по образцу.
Развитие грубой
моторики; умения имитировать простейшие движения.

13

Игра – имитация
«Снежинка».

1

14

Речедвигательное
упражнение «Повторяй
за мной».
Упражнения для формирования
спокойного и короткого
вдоха.
Упражнения для формирования
длительного и плавного
выдоха
Упражнения для формирования силы
выдоха.

1

15

16

17

18

19
20

21
22

Упражнения для формирования
диафрагмального
дыхания «Надуваем шар».
Развитие речевого дыхания «Погрей
ладошки».
Определе1ние нахождения звука.
Игра «Где звук?»

Упражнение на звукоподражание.

24

Упражнение в употреблении простых
слов.
Обогащение и уточнение словаря по
теме «Времена года.Осень».

Выполнение упражнения для развития грубой
моторики; развитие умения выполнять
отраженные действия.
Обучение плавному, спокойному, короткому вдоху.

1

Развитие длительного, плавного и сильноговыдоха, активизация мышц
губ.

1

Выработка умения регулировать силу выдоха;активизация мышц губ.

1

1
1

Игра «Стучит –
звенит».
Игра «Назови, что
услышал».

23

25

1

Развитие грубой
моторики; умения имитировать простейшие движения.

1
1
1
1

1

Формирование правильного типа физиологического дыхания.
Развитие правильного речевого дыхания;увеличение объема вдоха
и диафрагмального выдоха.
Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового
восприятия
и внимания.
Развитие фонематического восприятия;
узнавание и различение неречевых звуков.
Развитие фонематического восприятия;
соотношение образа предмета со звучанием.
Развитие фонематического восприятия, слухового внимания;
развитие звукоподражания.
Развитие умения употреблять простые слова вречи.
Обогащение и уточнение словарного запаса поданной теме;
развивать умение определять время года по характерным признакам.

26

27

28

29

30

Обогащение и уточнение словаря потеме
«Времена года.
Зима».
Обогащение и уточнение словаря потеме
«Овощи».
Обогащение и уточнение словаря по
теме «Фрукты».
Обогащение и уточнение словаря потеме
«Птицы».
Обогащение и уточнение словаря потеме
«Домашние
животные».
Обогащение и уточнение словаря потеме
«Части тела».
Обогащение и
уточнение словаря по теме «Одежда».

1

Обогащение и уточнение словарного запаса поданной теме;
развивать умение определять время года по характерным признакам.

1

Обогащение и уточнение словарного запаса поданной теме;
формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания
взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словарного запаса поданной теме; формирование
умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи
рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

Обогащение и уточнение словарного запаса поданной теме; формирование
ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей
тела.

1

Пространственные представления
(где? куда? откуда?)

31

1
Обучение штриховке иобведению по
контуру.

32

1

Написание изученныхбукв и их
соединений.

33

1
Написание и чтениеслогов.

Развитие
пространственных
представлений
с
опорой
на
дифференциацию правых и левых частей тела; определение места
нахождения
предмета в пространстве.
Формирование графомоторных навыков; ознакомление с различными
направлениямипри штриховании предмета; с трафаретом и
шаблоном: объяснить, что трафарет – этовнутренний контур, а
шаблон – внешний.
Формирование графомоторных
навыков; умения проводить анализ исинтез графического
образа буквы.
Формирование графомоторных навыков;умения проводить анализ и
синтез графического образа буквы; тренировка в написании слогов с
изученными буквами. Чтение данных слогов, закрепление
умения синтезировать буквы в слоги.

34

Написание и чтение слов, словосочетаний
ипредложений.

1

Формирование графомоторных навыков; проводить звукобуквенный
анализ слов; тренировка в написании слов с изученными буквами.
Чтение, обучение приемам
синтетического чтения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».