программа 6 класс Мир истории 2022-23уч.г.

1

Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы являются
следующие документы:
 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон об образовании»;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования)»;
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020г. № 61573);
2

 Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения
новой короновирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрирован в Минюсте
РФ 03.07.2020г. № 58824;
 Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП
«Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении,
а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от
29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП).

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
3

отсталостью (интеллектуальными нарушениями); авторской программы И.М.
Бгажноковой, Л.В.Смирновой «История» сборника Программ
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов,- Москва,
«Просвещение», 2018год.
Пропедевтический курс «Мир истории» предназначен для обучающихся 6
класса, изучающих историю первый год.
В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» (пропедевтика)
положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что
представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до
начала обучения) у учащихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный
характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут,
смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав
числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки,
что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие
понятия.
Цель программы: подготовить обучающихся к усвоению курса «История
Отечества» в VII – XI классах.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта,
труда человека на различных исторических этапах его развития;
4

― формирование
первоначальных
исторических
представлений
о
«историческом времени» и «историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых
других;
• формирование умений работать с «лентой времени»;
• формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты;
делать простейшие выводы и обобщения;
• воспитание интереса к изучению истории.
Общая характеристика учебного предмета
История в школе для детей в 6 классе
с нарушением интеллекта
рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического
материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала
на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка
подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая
адаптация в обществе.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие
личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает
5

гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет
практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей
направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип
систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в
обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и
т.д.
При проведении уроков используются методы:
• Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, ;
• Наглядные - наблюдение, демонстрация, ;
• Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.
• Проблемный;
• Частично-поисковый;
• Исследовательский;
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
• Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный
урок);
6

• Комбинированный урок.
При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов,
мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные
работы.
Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. При
выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний учащихся. Основанием
для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за
повседневной работой ученика, устного опроса, тестовых и самостоятельных работ.
На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.
С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы
здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: физкультминутки, динамическая смена
поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир истории» относится к образовательной области «История России» и
рассчитан на 1 год обучения.
Программа предусматривает следующее количество часов в год:
6 класс – 2 часа – 34 учебных недели – всего 68 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
7

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
8

• последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
• использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное
исправление ошибок;
• усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
• адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
• знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
• использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
• участие в беседах по основным темам программы;
• высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
• понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с
помощью учителя;
• владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
• владение элементами оценки и самооценки;
• проявление интереса к изучению истории.
Базовые учебные действия:
Регулятивные УД:
9

• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом
учебника.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.).
• Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством
учителя.
Познавательные УД:
• Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
• Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
• Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
• Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
10

• Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
• Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель- класс).
• Обращаться за помощью и принимать помощь.
• Слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности.
• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
• Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в паре,
группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
• Оформлять свои мысли в устной речи.
• Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками
совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов
освоения программы учебного предмета
11

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в
овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных
результатов проводится
с помощью диагностических работ (промежуточных и
итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
Критериями оценивания являются:
• соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся
требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной
программы;
• динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных
действий.
Устный ответ:
Оценка «5»
- обнаруживает
понимание
материала;
-самостоятельно
формулирует
ответы;
-допускает

Оценка «4»
-обнаруживает
понимание
материала;
-самостоятельно
формулирует ответы;
-допускает ошибки в
подтверждении

Оценка «3»
-обнаруживает знание
и понимание
основных положений
темы;
-излагает материал
недостаточно полно и
последовательно;

Оценка «2»
-обнаруживает
незнание большей
или наиболее
существенной
части изученного
материала;
-допускает ошибки
12

единичные
ошибки и сам
исправляет

ответов примерами и
исправляет их с
помощью учителя (12 ошибки);
-допускает ошибки в
речи (1-2 ошибки);

-допускает ряд
ошибок в речи;
-затрудняется
самостоятельно
подтвердить пример;
-нуждается в
постоянной помощи
учителя;

в формулировке
ответа, искажает
его смысл;
-делает грубые
ошибки;
-не использует
помощь учителя;

Письменная работа:
При оценке комбинированных работ
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
Если вся работа Если в работе
Правильно
выполнена без
имеются 2-3
выполнена
ошибок;
негрубые
большая часть
ошибки;
заданий;

Оценка «2»
Выполнено
менее
половины
других
заданий;

Оценка «1»
Если ученик
не приступал
к заданию, не
выполнил
правильно ни
одного
задания;
13

Календарно тематический план.
6 класс
№ Название темы К/ Дат Основные
урока
ч а
понятия

Основные виды
деятельности
обучающихся

Коррекционная
работа

Представление о себе и окружающем мире - 15часов
Планируемые результаты: знать элементарные представления о своей
«большой» и «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе.
1 Твое
имя, 2ч
имя
Работа
с Развивать
отчество,
фамилия
дополнительны познавательные
фамилия.
отчество
ми источниками способности
История
возникновения
и значение.
14

2

Семья:
2ч
близкие,
и
дальние
родственники.
Биография.

поколения,
предки, потомки
родословная
биография

3

Поколения
2ч
людей. Предки
и потомки.

биография,
родословная

4

Отчий
дом. 2ч
Виды домов.

улица

5

Названия

город, край

2ч

Работа в тетради
(составление
родословной,
автобиографии),
работа
в
альбоме
(рисование
рисунка «Моя
семья»)
Работа
в
тетради,
генеалогическое
древо
Работа в тетради
(изображение
улиц
«Моя
улица»)

Составление

Коррекция
мыслительной
деятельность
через
умение
устанавливать
родственные
связи

Коррекция
мыслительной
деятельности,
монологической
речи. Коррекция
личностных
качеств.
Коррекция
15

6

городов, улиц,
сел.
Истоки. Родник
«12 ключей»
Наша Родина- 2ч
Россия..
Как устроено
государство.

описания своего монологической
края по плану.
речи
столица,
население,
республика,

Работа
в
тетради, картой,
работа
с
символами,
цветами карты
Работа в тетради

Герб,
флаг, 3ч
страны мира
гимнсимволы
,
государственн
президент
ые
символы
РФ.
Москва
столица РФ.
Мы-жители
планеты Земля.
Представления о времени в истории- 5часа
8 Что
такое 2ч
вчера, сегодня, Составление
время?
завтра,
схем
7

Коррекция
мыслительной
деятельности и
личностных
качеств
Коррекция
мыслительной
деятельности
через
оформление
выводов.

Коррекция
временных
16

Календарь.

9

Счет лет
истории

календарь

в 1ч

представлений.
Формирование
умения работать
самостоятельно.
Век,
Распределение Коррекция
тысячелетие,
исторических
временных
историческая
событий
на представлений.
эпоха
«ленте
Формирование
времени».
умения работать
самостоятельно.
начало,
Определять
Коррекция
середина, конец части века.
временных
века,
новое
представлений.
тысячелетие

Лента времени. 2ч
Практическая
работа
с
Лентой
времени.
Начальные представления об истории-5часов
1 История
– 2ч
история,
1 наука
о
исторические
прошлом.
события
Какие
науки
археология,
помогают ей.
этнография,
1
0

сменяемости
времен года.

Работа
в
тетради,
игра
«Путешествие в
страну
Историю»

Коррекция
мыслительной
деятельности
через
оформление
17

1
2

Как работают 1ч
археологи.

1
3

Историческое
пространство.

2ч

геральдика,
нумизматика
вещественные
устные
письменные
памятники,
архив,
музей,
библиотека

карта,
историческое
пространство

выводов.
Работа в тетради
(составление
таблицы
«Исторические
па- мятники»),
ознакомление с
историческими
памятниками
(иллюстрациями
),
Работа
в
тетради,
сравнение
географической
карты
и
исторической

Коррекция
мыслительной
деятельности
через
анализ,
сравнение,
оформление
выводов.

Коррекция
пространственн
ой ориентации
через работу с
картой.
Коррекция
мыслительной
деятельности
через
анализ,
18

сравнение,
оформление
выводов.
История Древнего мира- 10 часов
Планируемые результаты: знать историю: появления человека на Земле,
изменения его образа жизни из – за климатических условий, развития земледелия,
скотоводства, совершенствования орудий труда, появления денег, возникновения
древнейшей цивилизации
1 История
1ч
эволюция,
Работа
в Коррекция
4 древнего мира.
космос планета группах: чтение мыслительных
Земля, космос.
Земля
операций через
статей,
сравнение,
выделение
анализ,
главного,
оформление
сравнение.
выводов.
1 От
кого 2ч
каменный век
Составление
Коррекция
5 произошел
стадный
образ рассказа
по монологической
человек.
жизни
иллюстрациям
речи
через
«Жизнь людей в составление
каменном веке» рассуждения.
1 Человек
2ч
скотоводство
Составление
Коррекция
19

6

умелый.
Человек
прямоходящий

1
7

Наступление
3ч
ледников.
Как
жили
древние
охотники,
собиратели,
кочевники.
Человек
разумный
Новые занятия 2ч
людей.
Тест по теме
«История
Древнего

1
8

земледелие,
орудия труда

рассказа
по
плану
«Конец
ледникового
периода»

мыслительной
деятельности
через
установление
причинноследственных
связей.
бронзовый век
Составление
Коррекция
семья, община, схемы
мыслительной
род, племя
«Коллективы
деятельности
древних людей» через сравнение,
оценочную
характеристику,
оформление
выводов.
цивилизация,
инструменты

Работа
с Коррекция
иллюстрациями мыслительной
деятельности
через
установление
20

мира»

причинноследственных
связей.

История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
Планируемые результаты: знать историю освоения огня, использования воды в
земледелии, для получения энергии, виды жилищ древнего человека, основные
архитектурные памятники, назначение и виды мебели, способы добычи пищи и
способы ее хранения, виды и назначение посуды, виды одежды и обуви древнего
человека, профессии людей.
История освоения человеком огня, энергии – 3час
1 Огонь в жизни 3ч
очаг
Составление
Коррекция
9 древнего
культ,гончар,пи рассказа
по мыслительной
человека.
ща
иллюстрациям. деятельности
Огонь, глина,
через
гончар.
оформление
Новая эпоха в
выводов,
жизни людей.
История использования человеком воды- 3час
2 Вода
в 3ч
вода
Работа

в Коррекция
21

природе.
Значение воды
в
жизни
человека.
Вода
и
земледелие.
Вода как вид
энергии.
История жилища человека – 2часа
2 Дома древних 2ч
Пещеры, шалаш,
1 людей. Виды
чум,
яранга,
домов.
вигвам,
юрта,
изба,
мазанка,
землянка
0

тетради,
мыслительной
иллюстрациями, деятельности
презентацией
через
установление
причинноследственных
связей.
Составление
таблицы «Жилье
древних людей»
и рассказа по
ней.

Коррекция
мыслительной
деятельности
через
анализ,
сравнение,
оформление
выводов.

История появления мебели-1час
2 История
1ч
трон,
табурет, Работа
в Коррекция
2 появления
кушетка, сундук, тетради,
мыслительной
первой мебели.
ларец
иллюстрациями деятельности
через
анализ,
22

сравнение,
оформление
выводов.
История питания человека -3 часа
2 Каша и хлеб.
2ч
питание,
3 История
витаминизация,
появления
хлебопечение,
картофеля.
культуры с/х

2
4

Чем питались 1ч
древние люди.

охота
рыболовство
собирательство,
бортничество

Работа
в
тетради,
иллюстрациями,
презентация.

Формировать
умения
находить ответы
на
вопросы;
самостоятельно
работать
с
учебником.
Составление
Коррекция
рассказа
«Еда мыслительной
древнего
деятельности
человека»
через
анализ,
сравнение,
оформление
выводов.

История появления посуды- 2час
2 Посуда и ее 2ч
домашняя утварь Составление
5 назначение.
таблицы

Коррекция
мыслительных
23

Материалы для
ее
изготовления.

операций через
сравнение,
анализ,
оформление
выводов.

История появления одежды и обуви – 5 часа
2 Положение
1ч
одежда, обувь
6 человека
в
обществе.

2
7

Виды одежды и 2ч
обуви древнего
человека.
Способы
изготовления
одежды
и
обуви.

Работа
в
тетради,
иллюстрациями,
презентацией

Коррекция
пространственн
ой ориентации
через работу с
текстом
учебника.
Туника, пончо, Составление
Развивать
рубаха, бурка
рассказа «Мода познавательные
Древнего мира» способности,
память,
внимание,
умение
анализировать,
сравнивать,
24

обобщать.
2 Украшения
2ч
серебро, золото, Работа
в Коррекция
8 людей.
бронза
тетради,
мыслительной
Обобщающий
иллюстрациями, деятельности
тест по теме
презентацией
через
«История
установление
вещей и дел
причинночеловека»
следственных
связей.
История человеческого общества- 14 часов
2 Славяне
и 3ч
окружающий
Работа
с Формировать
9 родовой строй.
мир,
община, текстом,
умения
Восточные
старейшина, род составление
находить ответы
славяне.
вопросов
на
вопросы;
Общинное
самостоятельно
хозяйство.
работать
с
учебником.
3 Кому
3ч
мировая религия Работа
с Коррекция
0 поклонялись
текстом,
мыслительной
славяне.
составление
деятельности
Истоки
вопросов
через
25

возникновения
мировых
религий.
Значение
религии
для
духовной
жизни
человечества.
3 Искусство
и 3ч
1 культура.
Народное
творчество.
Письмо
и
первые книги.
3 От колеса
2 новым
открытиям

к 1ч

установление
причинноследственных
связей.

книгопечатание, Составление
Формировать
исскуство
плана пересказа умения
находить ответы
на
вопросы;
самостоятельно
работать
с
учебником.
наука.
Составление
Коррекция
кигопечатание
таблицы «Виды пространственн
искусства»
ой ориентации
через работу с
текстом
учебника.
26

Условия
для 2ч
3 возникновения
3 государства.
Виды
государств.
Человечество
стремится
к
миру.

монархия,
диктатура,
демократия

Работа
текстом,
составление
таблицы

3 Повторительно 2ч
4 -обобщающий
урок по теме
«История
человеческого
общества».
Тест.

Изученный
словарь

Работа в
тетради,
карточками
заданиями,
тестовыми
заданиями.

с Коррекция
мыслительной
деятельности
через
установление
причинноследственных
связей.
Развитие умения
применять,
полученные
знания в
практической
деятельности
через
самостоятельное
выполнение
заданий.

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».