ОСЖ 7 класс (1)

Пояснительная записка
Программа разработана и реализуется в соответствии с ФГОС для учащихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" составлена на основе
следующих нормативно-правовых документов:
1.

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2.
Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об
образовании»;
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)";
4.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
5.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников»;
6.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с
изменениями на 22 ноября 2022 года);
7.

Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»

(с изменениями на 24 мая 2023 года);
8.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в
общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
9.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270- ПП «Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации
и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями на 12.01.2023г.);
10. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1
января 2027 г.;
11. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. №
20-Д;
12.

Локальные акты образовательного учреждения.

В соответствии с годовым календарным графиком ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на 2023-24 учебный
год, учебным планом на изучение учебного предмета «Основы социальной жизни» отводится 68 часов в год, из расчета
2 часа в неделю за счет увеличения на 1 час, части формируемого участниками образовательного процесса.
С учетом особенностей расписания в 2023-2024 учебном году и праздничных дней данное календарнотематическое планирование рассчитано на 66 часов (2 часа в неделю)

Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании
социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.
Основными задачами является овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями,
необходимыми для успешной социализации в современном обществе;
развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к
домашнему труду;
развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;
коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи.
Характерные особенности учебного предмета:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения
задач встречающихся в повседневной жизни;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Программа для 6 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее
полученные сведения учащимися на уроках предмета основы социальной жизни, а также русского языка, чтения,
математики, уроках трудового обучения.

Базовые учебные действия формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в
процессе всей учебной и внеурочной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению и
реализации коррекционно-развивающего потенциала образования школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга;
 способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и

эстетическому ее восприятию;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в современном обществе;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
 сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.










РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ










выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать;
писать;
выполнять арифметические действия;
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).

Распределение по четвертям:
I четверть – 8 недель – 17 часов.
II четверть – 7 недель 5 дней – 15 часов.
III четверть – 10 недель 5 дней – 18 часов.
IV четверть – 8 недель – 16 часов.
Календарно-тематическое планирование
«Основы социальной жизни»
7 класс
№
п/п

Тема занятия

1 четверть

Поурочное
кол-во
часов

17

Формы контроля

Дата
проведения

По
По
плану факту

Примечание

1.

Личная гигиена и здоровье
Значение личной гигиены для здоровья
и жизни человека. Гигиена тела.

10
1

2.

Уход за телом.

1

3.

Уход за кожей рук и ногтями: значение
чистоты рук. Косметические средства
для ухода кожей рук.

1

4.

Уход за кожей ног: необходимость
ежедневного мытья ног. Пр/раб: приемы
обрезания ногтей на руках и на ногах

1

5.

Тестирование

1

6.

Значение закаливания организма для
поддержания здоровья человека.

1

7.

8.
9.
10.

11.

Способы закаливания. Воздушные и
солнечные процедуры. Водные
процедуры для закаливания.
Утренняя гимнастика. Способы и
приемы выполнения различных видов
процедур, физических упражнений.
Пр/раб: составление комплексов
утренней гимнастики
Вредные привычки. Губительное
влияние наркотиков и токсических
веществ
Охрана здоровья
Виды медицинской помощи.
Доврачебная и врачебная помощь

устный опрос;
наблюдение
устный опрос;
наблюдение
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа
самостоятельная
работа;
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.

1

устный опрос

1

устный опрос

1

практическая
работа.

1
устный опрос

4
1

устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;

12.

13.

14.

15.

Виды доврачебной помощи. Пр/раб:
обработка ран, порезов и ссадин.
Измерение температуры

Профилактика вирусных и простудных
заболеваний.
Профилактические средства для
предупреждения вирусных и
простудных заболеваний.
Жилище.
Уход за жилищем. Гигиенические
требования к жилому помещению и
меры по их обеспечению

1

1

1

практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа

14

1

устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа

1

устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа

16.

Виды уборки жилища.

17.

Основной вид деятельности: беседы, презентации, презентация демонстрация, просмотр
видеороликов, практическая работа.
2 четверть
15 часов
Инвентарь, моющие средства,
устный опрос;
1
электробытовые приборы для уборки
наблюдение
помещений.
Правила техники безопасности
использования бытовых
устный опрос;
1
наблюдение
электроприборов по уборке жилого
помещения.

18.

19.

Пр/раб: сухая и влажная уборка
помещения

1

20.

Уход за различными видами напольных
покрытий.

1

21.

Виды покрытий, правила уборки

1

22.

Пр/раб : мытье полов

1

23.

Комнатные растения. Особенности
ухода: температурный и световой
режим.

1

24.

25.
26.

27.

28.

Пр/раб: уход за растениями
Кухня. Нагревательные
приборы: виды плит.
Кухня. Нагревательные
приборы: правила техники
безопасности.
Электробытовые приборы на кухне.
Холодильник, морозильник, мясорубка,
овощерезка и др.
Назначение, правила использования и
ухода, техника безопасности.
Электробытовые приборы на кухне.
Назначение, правила использования и
ухода, техника безопасности.
Одежда и обувь

1

1

наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
устный опрос;
наблюдение
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение

1

устный опрос;
наблюдение

1

устный опрос;
наблюдение

1

устный опрос;
наблюдение

6

29.

Одежда. Уход за одеждой. Правила и
приемы повседневного ухода за
одеждой: стирка, глажение, чистка,
починка.

1

30.

Тестирование

1

31.

Пр/раб: ручная стирка х/б изделий.
Выбор моющих средств для стирки

1

32.

33.

Наблюдение,
практическая
работа.
самостоятельная
работа;
Наблюдение,
практическая
работа.
Наблюдение,
практическая
работа.

Пр/раб: глажение одежды. Утюжка
1
фартуков, салфеток
Основной вид деятельности: беседы, презентации, презентация демонстрация, просмотр
видеороликов, практическая работа.
3 четверть
18 часов
Пр/раб: чистка одежды

1

Наблюдение,
практическая
работа.
Наблюдение,
практическая
работа.

Пр/раб: починка одежды. Пришивание
пуговиц, крючков, кнопок, вешалки
Питание.
Крупы. Правила хранения круп. Виды
круп. Вредители круп.

15

36.

Каши.

1

37.

Ужин. Блюда для холодного ужина

1

38.

Пр/раб: составление меню, расчет ,
отбор продуктов. Составление меню для
холодного ужина.

1

Наблюдение,
практическая
работа.

39.

Пр/раб: приготовление блюд на ужин

1

Наблюдение,
практическая
работа.

34.

35.

1

1

Устный опрос;
наблюдение
Устный опрос;
наблюдение
устный опрос;
наблюдение

40.
41.

42.

Пр/раб: приготовление несложных
салатов. Овощной.
Пр/раб: приготовление несложных
салатов. Винегрет.
Ужин. Блюда для горячего ужина
Пр/раб: Составление меню, расчет
продуктов

1

1

1

43.

Пр/раб: приготовление гречневой каши.

1

44.

Пр/раб: приготовление рыбных блюд.

1

45.

Пр/раб: приготовление мясных блюд.

1

46.

Супы

1

47.

Пр/раб: приготовление супов.

1

48.

Пр/раб: приготовление супов.

1

Наблюдение,
практическая
работа.
Наблюдение,
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа.
Наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
Наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
Наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
Наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
Наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая

49.

50.

51.

52.
53.

54.

55.

Сервировка стола

1

Транспорт

4

Городской транспорт.

1

работа.
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
Устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.

Основной вид деятельности: беседы, презентации, презентация демонстрация, просмотр
видеороликов, практическая работа.
4 четверть
16 часов
Выбор рационального маршрута
устный опрос;
проезда из дома в разные точки
наблюдение
1
самостоятельная
населенного пункта. Расчет стоимости
работа;
проезда.
Пригородный транспорт.
Виды: автобусы пригородного
сообщения. Стоимость проезда.
Расписание.
Средства связи
Основные средства связи: Почта,
телефон, телевидение, радио,
компьютер. Назначение, особенности
использования.
Почта. Виды почтовых отправлений.
Работа почтового отделения связи
«Почта России». Виды почтовых
отправлений: письмо, бандероль,

1

устный опрос;
наблюдение

1

устный опрос;
наблюдение

4

1

устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;

1

устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;.

посылка.
56.

Письма. Деловые письма: заказное, с
уведомлением. Личные письма.

1

57.

Пр/раб: заполнение адреса на посылке,
бандероли, конверте.

1

Предприятия, организации,
учреждения

2

58.

Образовательные учреждения. Школы и
дошкольные образовательные
учреждения.

1

59.

Учреждения дополнительного
образования. Виды, особенности
работы, основные направления работы.
Виртуальная экскурсия.

1

Семья

3

устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;.
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа.

устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.

60.

Родственные отношения в семье. Состав
семьи.

1

устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.

61.

Права и обязанности в семье. Место
работы членов семьи.

1

устный опрос;

62.

Тестирование

1

Самостоятельная работа

Культура поведения

4

Поведение в гостях.

1

63.

устный опрос;
наблюдение
самостоятельная

64.

Подарки.

1

65.

Практическая работа: изготовление
неложных сувениров.

1

66.

Итоговое тестирование по итогам года

1

работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа.
самостоятельная
работа

Приложение 1
КРИТЕРИЙ ОЦЕНОК
Оценка устных ответов:
Оценка «5» ставится за полный устный ответ на заданную тему.
Оценка «4» ставится за неполное раскрытие темы, при условии
раскрытия понятий определений. Допускается 2-3 неполных ответа.
Оценка «3» ставится за устный ответ, сформулированный с помощью учителя, допускает, неточности в формулировке понятий,
определений.

Оценка «2» ставится, когда ответ совсем не отвечает предъявляемым к нему требований.
Оценка за практическую работу:
Оценка «5» ставится за правильное и точное выполнение заданий учителя.
Оценка «4» ставится за выполнение заданий учителя с 2-3 ошибками.
Оценка «3» ставится за выполнение задания с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, когда работа совсем не отвечает предъявляемым к ней требованиям.
Оценка за работу с перфокартой:
Оценка «5» ставится за правильное и точное выполнение заданий учителя.
Оценка «4» ставится за выполнение заданий учителя с 1 -2 ошибками.
Оценка «3» ставится за выполнение задания с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, когда работа совсем не отвечает предъявляемым к ней требований.

Приложение 2
Примерное
распределение практических работ и экскурсий
Класс

Тема
1

6

График
работ
п те
/ ма
п

д
а
т
а

Питание
14
Личная гигиена
Культура поведения
Одежда и обувь
Семья
Жилище
Транспорт
Торговля
Средства связи
Медицинская
помощь
Учреждения,
предприятия и
организации
Экономика
домашнего хозяйства

Практическая работа
2
3
4
год

1

2

Экскурсия
3
4

год
контрольных

2
5
4
2
1
2

1
1

3
3

2

2

1 Контроль знаний. Тестирование

13.09.2023

2 Обобщенное повторение за полугодие. тестирование

14.12.2023

3 Контроль знаний (практическая работа): заполнение
телеграфных бланков, составление текстов телеграмм.

16.05.2024

Приложение 3
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Материально – техническая база соответствует нормативным требованиям и позволяет осуществлять учебный процесс на высоком педагогическом
уровне. Подробный перечень оборудования и материалов предоставлен в паспорте кабинета. В перечне объектов и средств материально-технического
обеспечения представлены не конкретные названия, а лишь общая номенклатура объектов, т.к. многие производимые средства являются
взаимозаменяемыми, и их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но, прежде всего, создание условий
для формирования и развития умений и навыков обучающихся, воспитанников.
Организация учебного кабинета
1. Выбор помещения и его рациональная планировка соответствуют Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
2. Комплектование учебной мастерской средствами обучения соответствует требованиям.
3. Кабинет укомплектован специализированной мебелью для организации рабочих мест учителя и обучающихся, воспитанников.
4. Создана система хранения и размещения учебного оборудования.

5. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты
использования данного учебного оборудования и правил безопасности.
Электронные образовательные ресурсы, применяемые при изучении предмета (курса)
Темы, в изучении которых
№
Название ресурса
Класс
применяется ресурс
4

УчМет и МЦО webinar@uchmet.ru

Семья; Питание; Одежда и обувь;
Культура поведения;

5-9

5

"ИНФОУРОК" info@infourok.ru

Торговля; Жилище; Медицинская
помощь; Средства Связи;

5-9

6

Учмаг sale@uchmag.ru

Семья; Питание; Одежда и обувь;
Транспорт; Медицинская помощь;
Культура поведения

5-9

№

Название учебного оборудования

Темы, в изучении
которых применяется
оборудование

Класс

Личная гигиена

5-9

1

Предметы личной гигиены

2

Электрочайник,
микроволновая
печь, Питание; Одежда и обувь
электрическая
плита,
холодильник,
электрический водонагреватель, стиральная
машина-автомат.

3

Набор мебели кухонной: мебельная стенка,
обеденный стол, учебные столы, стулья.

Семья; Питание; Одежда
и обувь; Торговля;
Жилище; Транспорт;
Медицинская помощь;
Культура поведения

5-9

5-9

Материально-техническое обеспечение
Учебное оборудование

4

5

Наборы столовой и кухонной посуды,
столовые приборы, сервизы: чайный,
кофейный.
Раздаточные и дидактические материалы для
уроков СБО: игрушки, муляжи, плакаты по
темам программы, стенды.

Питание; Культура
поведения

5-9

Семья; Питание; Одежда
и обувь; Торговля;
Жилище; Транспорт;
Медицинская помощь;

5-9

Культура поведения
6

Комплекты таблиц по темам СБО, техники
безопасности

Семья; Питание; Одежда
и обувь; Торговля;
Жилище; Транспорт;
Медицинская помощь;
Культура поведения

Компьютерная техника и интерактивное оборудование
№
Название учебного
Темы, в изучении которых
оборудования
применяется оборудование
1

Ноутбук

2

Интерактивная доска

3

Проектор

Семья; Питание; Одежда и обувь;
Торговля; Жилище; Транспорт;
Медицинская помощь; Культура
поведения

5-9

Класс

5-9

Приложение 4
Базовые учебные действия
На уроках «Основы социальной жизни» формируются следующие базовые учебные действия.
 Знание названия учебного курса, цель нового учебного предмета, его назначение, правила,

обучающихся в кабинете. Слушать собеседника, вступать в контакт. Развитие связной речи через
умение вести диалог. Осознанно действовать для решения конкретных задач.
 Формирование представлений о значения питания в жизни и деятельности людей. Расширение
активного словарного запаса и кругозора.
 Умение аргументировать свое мнение. Воспитание коммуникативных навыков. Развитие
логического мышления, эстетического вкуса.
 Развивать умение планировать свою деятельность. Формирование навыков по приготовлению
завтрака. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса.
 Развивать умение выполнять упражнения по аналогии, по готовым образцам. Формирование
навыков по сервировке стола. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,
эстетического вкуса.
 Умение планировать свою работу. Ознакомление с видами бутербродов, технологией их
приготовления. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса.
 Формирование и развитие умений и навыков по выполнению и соблюдению правил личной
гигиены. Развитие гигиенических навыков. Развитие речи. Формирование и развитие эстетических
качеств личности. Развитие самостоятельности.
 Становление мотивационной сферы гигиенического поведения. Выработка навыков ухода за
волосами. Расширение активного словарного запаса и кругозора. Воспитание чувства
взаимопомощи и самостоятельности.
 Совершенствование умений по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарногигиенических, эстетических, практических требований. Развитие мышления через решение
проблемных ситуаций. Воспитание культуры поведения, чувство коллективизма.
 Развитие внимания, мышления, связной речи через умение вести диалог. Воспитание
аккуратности, опрятности, эстетического вкуса.
 Формирование и развитие умений и навыков по выполнению правил и приемов по уходу за
обувью. Умение работать в группах. Воспитание аккуратности, опрятности
 Осознанно действовать для решения конкретных задач. Воспитание аккуратности, опрятности,
эстетического вкуса. Воспитание чувства взаимопомощи и самостоятельности.
 Развитие представлений о видах жилых помещений. Развитие кругозора, логического
мышления, культуры речи, внимания. Воспитание чувства любви к дому.
 Ознакомление с правилами написания почтового адреса. Развитие эстетического вкуса. Умение
анализировать, обобщать, воображать. Воспитание чувства ответственности, аккуратности,
инициативности, трудолюбия.

 Развитие умения правильно ориентироваться в дорожных ситуациях. Развитие способности к
обобщению и классификации.
 Воспитание культуры поведения. Развитие способности к обобщению и классификации.
 Развитие наблюдательности, мышления, внимания на дорогах. Формирование системы знаний и
умений по правилам дорожного движения.
 Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи. Осмысление уже известных
знаний. Умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.
Воспитание самостоятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».