Мир природы 1 класс

1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и
дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в
общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и
родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в
части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января
2027 г.;

10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. №
20-Д;
11. Локальные акты образовательного учреждения.
Цели и задачи образования
Цель обучения: формирование у обучающихся базовых представлений о природе.
Задачи:
 обогащает и уточняет активный и пассивный словарь;
 уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее
элементах;
 на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и
неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
 вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания,
использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
 формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
 конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на
основе предоставляемого материала;
 вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
 развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы;
 в практической деятельности развивает пространственные представления о местоположении объектов живой и
неживой природы, умение ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта);
 корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы обучающегося;
 формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному
отношению к природе.
Основные направления коррекционной работы:

3

 обогащение словаря через уточнение имеющихся понятий, введение новых терминов, закрепление
обобщающих слов;
 коррекция связной речи, грамматического строя речи и просодической стороны ее;
 формирование коммуникативных навыков;
 развитие основных мыслительных операций;
 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 совершенствование сенсорно-перцептивной сферы;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями
здоровья, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор
узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у обучающихся
формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам,
происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными
изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных
кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих
обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит
сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи,
выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся
закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они
учатся связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных
уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить
сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению

4

полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют
представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также
средства обучения и технологии.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Образовательная область: естествознание.
Предмет «Мир природы и человека». Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану
на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Планируемые результаты
Личностные:
Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников. Выбор форм, способов,
методов и приемов работы на уроках трудового обучения позволяет обучающимся:
 осознание себя как обучающегося, как члена семьи, как друга и одноклассника;
 адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
 способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания
специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;
 способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в
совместной деятельности;
 владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой
поведения, его социальным рисунком);
 осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание
курса «Мир природы и человека»;

5

 осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
 овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Предметные результаты:
 правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
 различать объекты живой и неживой природы;
 выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
 называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;
 называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.
АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.
Уровни овладения предметными результатами
Достаточный уровень
 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
 знать правила гигиены;
 знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе
с учетом возрастных особенностей;
 проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;
 применять сформированные знания и умения при решении новых
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач с помощью учителя;
 понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
 адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
 совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;
 выполнять доступные природоохранительные действия;
 быть готовыми к использованию сформированных умений при решении
 учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме
программы.

Минимальный уровень
 узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях
с помощью учителя;
 относить изученные объекты к определенным группам (корова домашнее животное) с помощью учителя;
 называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда) с помощью учителя;
 знать основные правила личной гигиены;
 иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения
в природе и обществе;
 выполнять здания под контролем учителя;
 владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки,
чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
 составлять повествовательный или описательный рассказ из 1-2
предложений об изученных объектах по предложенному плану с
помощью учителя;
 адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной
или смоделированной учителем ситуации.

Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатами
6

Достаточный уровень.
Обучающиеся испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя,
неплохо запоминают изучаемый материал, сделать элементарные выводы и обобщения самостоятельно не могут.
Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом обучающиеся снижают темп работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Эти обучающиеся овладевают
связной устной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде
наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности. Различают признаки времён года, объясняют
с направляющей помощью учителя причину сезонных изменений в природе; правильно называют изученные объекты
и явления; различают комнатные растения, их части, осуществляют уход за комнатными растениями; различают
наиболее распространённые овощи и фрукты; объясняют, где они растут, как используются человеком; различают
домашних и диких животных, рыб, описывают их повадки, образ жизни; выполняют элементарные гигиенические
требования, правила приёма пищи. При выполнении работ и при даче устных ответов обучающиеся достаточного
уровня нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.
Минимальный уровень.
Обучающиеся с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словеснологической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от
понимания обучающимися того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание
вновь сообщаемого материала. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей,
отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в
дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся
значительно ниже, чем у обучающихся, отнесенных к достаточному уровню. Несмотря на трудности усвоения
материала, обучающиеся в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении
аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это
свидетельствует о низкой способности обучающихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и
умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Эти обучающиеся различают признаки времен
года; знают, как ухаживать за комнатными растениями; различают наиболее распространённые овощи и фрукты;
классифицируют изученных диких и домашних животных, рыб; способны выполнять элементарные гигиенические

7

требования. При выполнении работ и при даче устных ответов обучающиеся минимального уровня нуждаются в
активной помощи учителя.
Является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если
обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству
учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на
АООП (вариант 2).

8

Содержание учебного предмета
1 класс
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима - солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето - солнце
долго светит, греет сильно, всё оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года:
холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек,
появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Берёза, клён, мать-и-мачеха".
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днём и ночью: солнце, облака, луна, звёзды.
Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце - источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о
влиянии солнца на смену времён года.
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения
(различия этих групп не разбираются).
9

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост,
цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времён года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран,
растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы,
насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких
стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене
времён года (1-2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение.
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза - орган зрения, ухо - орган слуха и т. д.
Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.

10

Тематическое планирование
Раздел и темы
учебного предмета, курса
Раздел 1. Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе.
Растения и животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей в разное время года.
Раздел 2. Неживая природа
Объекты неживой природы: земля, солнце.
Раздел 3. Живая природа
Растения.
Животные.
Человек.
Раздел 4. Повторение.

Итого

Количеств
о часов

15 ч

7ч

35 ч
9ч

Виды учебной деятельности
(практические и лабораторные работы,
творческие и практические задания,
экскурсии и др. формы занятий,
используемые при обучении)
Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной литературой;
-работа с раздаточным материалом,
опорными схемами;
-выполнение заданий по классификации.

Текущий и
промежуточный
контроль. Формы
контроля
- поурочный устный
контроль - устный
опрос; проведение
наблюдений, работа
по карточкам,
самостоятельная
работа.
- поурочный
письменный
контроль –
практическая работа.
Периодический
(тематический)
контроль
Контрольный тест.

66 ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам
охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.

11

Технические средства обучения
 Компьютер
 ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям
обучающихся.
 Мир природы и человека. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы В 2 ч./ Н. Б. Матвеева, И. Я. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова. – 4-е изд. –
М.: Просвещение, 2020. – 64 с. и 87 с.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия.
В процессе обучения
используются:
 натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
 печатные пособия (таблицы) по разделам программы;
 предметные и сюжетные картинки по темам;
 опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану.
Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном
образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных
результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов,
прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся
и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки
личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки

12

сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве
содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации
учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации
ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы
ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в
виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), самостоятельная
работа.
Контроль и учет предметных достижений обучающихся
№ п/п

№
урока

1.

60

Промежуточная аттестация.
Периодический (тематический) контроль.
Растения в разное время года. Контрольный тест.
Итого: 1 ч

13

Календарно - тематическое планирование
«Мир природы и человека» (2 часа в неделю, всего 66 часов)
№
урока

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы
и приемы

Формируемые
БУД (личностные,
коммуникативные,
регулятивные,
познавательны)

Словарь

1 четверть – 18 ч

-целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве
его
природной
и
социальной частей;
-готовность
к
безопасному
и
бережному

14

поведению
в
природе и обществе;
-вступать в контакт и
работать
в
коллективе (учитель
–обучающийся,
обучающийся
обучающийся,
обучающийся
–
класс, учитель –
класс);-адекватно
использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и
учителем;
-доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с
людьми;
- входить и выходить
из
учебного
помещения
со
звонком;
-ориентироваться в
пространстве класса
(зала, учебного
помещения);
-пользоваться
учебной мебелью;
-адекватно
использовать

15

ритуалы школьного
поведения
(поднимать
руку,
вставать и выходить
из-за парты и т. д.);
-работать
с
учебными
принадлежностями;
(инструментами,
спортивным
инвентарем)
и
организовывать
рабочее место;
-принимать цели и
произвольно
включаться
в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе;
-активно участвовать
в
деятельности,
контролировать
и
оценивать
свои
действия и действия
одноклассников;
-соотносить
свои
действия
и
их
результаты
с
заданными
образцами,
принимать
оценку
деятельности,
оценивать
ее
с

16

учетом
предложенных
критериев,
корректировать свою
деятельность
с
учетом выявленных
недочетов;
-выделять
существенные,
общие
и
отличительные
свойства предметов;
-передвигаться
по
школе,
находить
свой класс, другие
необходимые
помещения;
-выделять
существенные,
общие
и
отличительные
свойства предметов;
-устанавливать видородовые отношения
предметов;
-делать простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать на
наглядном
материале;
- читать;
-картинносимволический план;
расширение словаря.

17

-целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве
его
природной
и
социальной частей;
-готовность
к
безопасному
и
бережному
поведению
в
природе и обществе;
-вступать в контакт и
работать
в
коллективе (учитель
–обучающийся,
обучающийся
обучающийся,
обучающийся
–
класс, учитель –
класс);
-адекватно
использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и
учителем;
-доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с
людьми;
- входить и выходить

18

из
учебного
помещения
со
звонком;
-ориентироваться в
пространстве класса
(зала, учебного
помещения);
-пользоваться
учебной мебелью;
-адекватно
использовать
ритуалы школьного
поведения
(поднимать
руку,
вставать и выходить
из-за парты и т. д.);
-работать
с
учебными
принадлежностями;
(инструментами,
спортивным
инвентарем)
и
организовывать
рабочее место;
-принимать цели и
произвольно
включаться
в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе;
-активно участвовать
в
деятельности,
контролировать и

19

оценивать
свои
действия и действия
одноклассников;
-соотносить
свои
действия
и
их
результаты
с
заданными
образцами,
принимать
оценку
деятельности,
оценивать
ее
с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать свою
деятельность
с
учетом выявленных
недочетов;
-выделять
существенные,
общие
и
отличительные
свойства предметов;
-передвигаться
по
школе,
находить
свой класс, другие
необходимые
помещения;
-выделять
существенные,
общие
и
отличительные
свойства предметов;
-устанавливать видородовые отношения

20

предметов;
-делать простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать на
наглядном
материале;
- читать;
-картинносимволический план;
расширение словаря.

1.

2.

Занятиепутешествие в
мир
природы:
Живая и неживая
природа.

Дать обучающимся Вводный Занятие
первоначальное
понятие о мире
живой и неживой
природы.

Создание
увлекательных
ситуаций,
беседа,
игровые приёмы

Сезонные изменения в природе
ЗанятиеПознакомить
с Занятие
новых Загадки,
приём
виртуальное
временами года и знаний
наглядности
и
путешествие в их названиями.
иллюстрированности,
мир
природы
дид. игра
Знакомство
с
временами года
и их названиями.

Природные явления, живая
природа,
неживая природа

Времена года

21

3.

Занятиеэкскурсия:
Осень. Признаки
осени.

4.

Занятие-сказка.
В гости к осени.

5.

Занятие
- Формирование
Занятие
новых
викторина:
представлений
о знаний
Растения:
разнообразии
деревья,
растений;
учить
кустарники,
узнавать
их
в
травы,
природе
и
на
цветковые
рисунках (деревья,
растения.
травы, кусты и т.д.)
ЗанятиеВыявление
Комбинированный
путешествие мир представлений
природы.
обучающихся
о

6.

Дать представление Экскурсия
обучающимся
о
погоде,
ее
изменениях, о роли
погоды в жизни
человека,
других
живых
существ.
Учить наблюдать за
погодой.
Формирование
Комбинированный
первоначальных
представлений
о
явлениях
и
состояниях
неживой природы
осеню:
холодно,
тепло,
облачно,
ветер, дождь.
Уточнить
и
систематизировать
знания
обучающихся
об
осени.

Беседа, дид. игра

погода

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. игра

листопад
увядание трав

Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. материал

листопад
увядание трав

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,

листопад
увядание трав

22

Растения
осенью.

7.

8.

9.

10.

изменении
растений в разное
время
года
(изменение окраски
листьев, листопад,
увядание трав)
Занятие мастер- Познакомить
Занятие
новых
класс:
Части обучающихся
с знаний
растений:
основными частями
корень, стебель растения.
(ствол),
лист,
цветок.
Занятие-сказка.
Познакомить
Комбинированный
Части растений: обучающихся
с
корень, стебель основными частями
(ствол),
лист, растения.
цветок.
Творческое
Формирование
занятие:
представлений
о Комбинированный
Домашние
и разнообразии
дикие животные. животных;
учить
называть и узнавать
их в природе и на
рисунках наиболее
распространенных.
ЗанятиеФормирование
путешествие в представлений
о Комбинированный
мир
природы. разнообразии
Птицы, рыбы.
животных;
учить
называть и узнавать
их в природе и на
рисунках наиболее
распространенных.

дид. игра

Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. материал

Корень, ствол, лист, цветок

Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. материал

Корень, ствол, лист, цветок

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. игра

Животные

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. игра

Птицы, рыбы

23

11.

Занятие
-игра: Формирование
Насекомые.
представлений
о Комбинированный
разнообразии
животных;
учить
называть и узнавать
их в природе и на
рисунках наиболее
распространенных.

12.

Занятие-сказка.
Знакомство
с
животными
своей местности.
Занятиеэкскурсия
Понятие о месте
обитания
животных,
повадках,
приспособлении
к смене времен
года.

13.

Познакомить
Занятие
обучающихся
с знаний
животными своей
местности.
Формирование
Экскурсия
представлений о их
месте
обитания,
повадках,
приспособлении к
смене времени года.

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. игра

новых Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. материал
Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. материал

Насекомые

Белка, заяц-беляк

Белка, заяц-беляк

Неживая природа
14.

Занятиепутешествие в
мир
природы.
Небо днем и
ночью: солнце,
облака,
луна,
звезды.

15.

Занятиевикторина:
Смена дня
ночи.

и

Формирование
представлений
о Комбинированный
названиях
и
простейших
признаках объектов
неживой природы
(солнце,
облака,
луна, звезды).
Наблюдения
за
сменой дня и ночи. Комбинированный

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. игра

день
ночь
солнце
облака
луна
звезды

Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. материал

день
ночь
солнце
облака

24

луна
звезды

16.

17.

18.

19.

20.

Занятиеинсценировка.
Время
суток:
утро,
день,
вечер, ночь, и их
признаки.
Творческое
занятие:
Деятельность
человека
в
течение суток.
Занятие-игра.
Земля:
песок,
камни, глина.

Формирование
Комбинированный
представлений
о
названиях
и
простейших
признаках объектов
неживой природы.
Учить
Комбинированный
обучающихся
правильно и точно
называть изученные
объекты.
Формирование
Комбинированный
представлений
о
названиях
и
простейших
признаках объектов
неживой природы.
2 четверть – 14 ч
Земля:
песок, Учить
Комбинированный
камни, глина.
обучающихся
правильно и точно
называть изученные
объекты.
Земля:
песок, Обобщить
Обобщающий
камни, глина.
представления
о
названиях
и
простейших
признаках объектов
неживой природы.
Живая природа

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. материал

Утро, день, вечер, ночь

Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. материал

Утро, день, вечер, ночь

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид. материал

Земля, песок, глина, камни

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. материал

Земля, песок, глина, камни

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
использование
опорных схем

Земля, песок, глина, камни

25

21.

22.

23.

24.

25.

Человек.
возраст,
фамилия.

Пол, Формирование
Комбинированный Приём наглядности и
имя, представлений
иллюстрированности,
обучающихся
о
дид.
материал,
человеке
(пол,
использование
возраст,
имя,
опорных схем
фамилия).
Учить
называть свое имя,
фамилию, возраст,
пол.
Человек.
Пол, Формирование
Комбинированный Приём наглядности и
возраст,
имя, представлений
иллюстрированности,
фамилия.
обучающихся
о
дид.
материал,
человеке
(пол,
использование
возраст,
имя,
опорных схем
фамилия).
Учить
называть свое имя,
фамилию, возраст,
пол.
Сезонные изменения в природе
В гости к зиме. Провести
Экскурсия
Беседа, дид. игра
Экскурсия.
наблюдения
за
зимними
изменениями
в
природе;
систематизировать
и обогатить знание
детей о природных
связях.
Животные
Уточнить
и Комбинированный Приём наглядности и
зимой. Медведь. расширить знания
иллюстрированности,
детей о зимних
дид. материал
изменениях в жизни
животных.
Животные
Уточнить
и Комбинированный Приём наглядности и
зимой. Заяц.
расширить знания
иллюстрированности,

Человек

Пол, возраст, имя, фамилия

Замерзание рек (ледостав),
иней, изморозь, снегопады.

Медведь

Заяц

26

26.

27.

28.

29.

детей о зимних
изменениях в жизни
животных.
Описание
Уточнить
и Комбинированный
зимующих птиц: расширить знания
ворона.
детей о зимующих
птицах.
Описание
Уточнить
и Комбинированный
зимующих птиц: расширить знания
воробей.
детей о зимующих
птицах.

дид. материал

Внешний облик
человека: голова,
шея, туловище,
руки, ноги.

Выявление
представления
Комбинированный
обучающихся
о
внешнем
облике
человека:
голове,
шеи,
туловище,
руках, ногах. Учить
называть
и
показывать
основные
части
тела.
Внешний облик Выявление
человека: голова, представления
Комбинированный
шея, туловище, обучающихся
о
руки, ноги.
внешнем
облике
человека:
голове,
шеи,
туловище,
руках, ногах. Учить
называть
и
показывать
основные
части
тела.

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид. материал

Ворона

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид. материал

Воробей

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
использование
опорных
схем,
загадки

Облик человека

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
использование
опорных
схем,
загадки

Голова, шея,
руки, ноги

туловище,

27

30.

Гигиенические
навыки.

31.

Осанка. Скелет и Формирование
Комбинированный
мышцы
элементарных
человека.
представлений об
опорнодвигательном
аппарате человека,
его значений и
профилактика
заболеваний
Кожа человека. Формирование
Комбинированный
Порез, ожог.
представлений
о
такой способности
человека,
как
осязание. Значение
этого чувства для
жизни
человека.
Уход.
3 четверть – 20 ч
Первая помощь Научить оказывать Занятие
при
порезах, первую помощь при формирования и
ожогах кожи.
ожогах и порезах закрепления
кожи.
умений и навыков

32.

33.

34.

Лицо человека.

35.

Глаза –
зрения.

Знакомство
основными
гигиеническими
навыками.

с

Комбинированный

Изучение строения Комбинированный
человеческого лица,
основные
части
лица человека.

орган Изучение строения Комбинированный
человеческого лица

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
использование
опорных схем
Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
использование
опорных схем

Гигиена

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
использование
опорных схем

Кожа, ожог

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
использование
опорных схем
Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
использование
опорных схем
Приём наглядности и
иллюстрированности,

Скелет, мышцы

Глаза, уши, нос, рот, лоб,
брови, щёки, подбородок

Глаза

28

– глаз.

36.

Ухо –
слуха.

орган

37.

Нос
орган
обоняния.

38.

Профилактика
травматизма
и
заболеваний
органов чувств.

39.

Признаки зимы.
Изучение
признаков зимы.

40.

Наблюдения
погодой.

за

дид.
материал,
использование
опорных схем
Изучение строения Комбинированный Приём наглядности и
человеческого лица
иллюстрированности,
– ухо.
дид.
материал,
использование
опорных схем
Изучение строения Комбинированный Приём наглядности и
человеческого лица
иллюстрированности,
– нос.
дид.
материал,
использование
опорных схем
Формирование
Занятие
Приём наглядности и
представлений
о формирования и иллюстрированности,
травмах
и закрепления
дид.
материал,
заболеваний
умений и навыков использование
органов чувств.
опорных схем
Сезонные изменения в природе
Формирование
Комбинированный Приём наглядности и
представлений
о
иллюстрированности,
явлениях
и
дид. материал
состояниях
неживой природы:
холодно,
снег,
снегопад,
лед,
мороз.
Формирование
Комбинированный Приём наглядности и
представления
о
иллюстрированности,
погоде,
ее
дид. материал
изменениях, о роли
погоды в жизни
человека,
других
живых
существ.
Учить наблюдать за

Ухо

Нос

Травматизм

Падает, лежит, идёт (снег)

29

погодой.
41.

Зима.
Наблюдения.
Экскурсия.

42.

Солнце
–
источник тепла и
света.

43.

Солнце в жизни
растений,
животных,
человека.

44.

Влияние солнца
на смену времён
года.

45.

Растения и их
сравнение.

46.

Птицы. Голубь и
другие местные
птицы.

Формирование
Экскурсия
представлений
о
мире
живой
и
неживой природы.
Неживая природа
Расширять
Занятие
новых
представления
о знаний
роли
солнечного
тепла и света в
жизни
растений,
животных,
человека.
Дать элементарные Комбинированный
представления
о
роли
солнечного
тепла и света в
жизни растений.
Формировать
Комбинированный
представление
о
влиянии солнца на
смену времён года.
Живая природа
Формирование
Занятие
новых
представления
о знаний
приспособлении
растений к разным
условиям жизни.
Формирование
Комбинированный
представлений
о Занятие
мире
живой
природы.

Беседа, дид. игра

Покой.
Воробей.
Ворона

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид. материал

Солнце

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид. материал

Солнце, растения, животные,
человек

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид. материал

Зима
весна
лето
осень

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид. материал

Растения
Климат

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид. материал

Голубь

30

Домашние
животные.

47.

15.03

48.

Детеныши
животных.

49.

Приспособление
животных
к
временам года
(заяц, медведь).

50.

Насекомые.
Различие
по
внешнему виду.

51.

Сезонные
изменения
неживой
природе
наступлением
весны.

52.

в
с

Одежда людей в
разное
время

Формирование
Комбинированный Загадки,
приём
представлений
о
наглядности
и
разнообразии
иллюстрированности,
животного
мира.
дид. материал
Приспособление
животных
к
различным
условиям обитания,
их повадки.
Формирование
Комбинированный Приём наглядности и
представлений
о
иллюстрированности,
разнообразии
дид.
материал,
животного мира.
использование
опорных схем
Формирование
Занятие
новых Приём наглядности и
представления
о знаний
иллюстрированности,
приспособлении к
дид.
материал,
разным условиям
использование
жизни.
опорных схем
Формирование
Занятие
новых Приём наглядности и
представлений
о знаний
иллюстрированности,
разнообразии
дид.
материал,
животного мира.
использование
опорных схем
Сезонные изменения в природе
Формирование
Комбинированный Приём наглядности и
представлений
о
иллюстрированности,
явлениях
и
дид.
материал,
состояниях
использование
неживой природы.
опорных схем
Потепление,
сосульки,
таяние
снега, прилет птиц.
Обогащение
и Комбинированный Приём наглядности и
уточнение словаря
иллюстрированности,

Повадки
окрас

Потомство

Заяц, медведь

Насекомые

Таяние
Сосулька

Зима
Весна

31

года.

о смене одежды в
разное время года.

53.

4 четверть – 14 ч
Игры детей в Обогащение
и Комбинированный
разное
время уточнение словаря.
года.

54.

В гости к весне.
Экскурсия.

55.

Разнообразие
цветов.

56.

Первые
цветы
весной:
подснежники.

57.

Цветение
деревьев. Берёза,
верба.

58.

Влияние солнца
на изменения в
природе.

Наблюдения:
Экскурсия
потепление, таяние
снега, прилет птиц,
набухание
почек,
появление листьев,
рост трав.
Знакомство
с Комбинированный
видами цветов, их
названиями.

дид.
материал,
использование
опорных схем
Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
использование
опорных схем
Беседа, дид. игра

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
загадка
Формирование
Сообщение новых Приём наглядности и
представлений
о знаний
иллюстрированности,
разнообразии
дид.
материал,
цветов.
использование
опорных схем
Формирование
Сообщение новых Приём наглядности и
представлений
о знаний
иллюстрированности,
цветении деревьев.
дид.
материал,
использование
опорных схем
Повторение
Формирование
Комбинированный Приём наглядности и
представлений
о
иллюстрированности,
явлениях
и
дид.
материал,
состояниях
использование
неживой природы.
опорных схем

Лето
Осень

Зима Весна Лето Осень

Почка

Цветок

Подснежники

Берёза, верба

Зима –светит мало,
слабо, жизнь замирает

греет

32

59.

60.

61.

62.

63.

64.

Состояние
неживой
природы
в
разное
время
года.
Контрольный
тест. Растения в
разное
время
года.

Повторить
и Обобщающий
закрепить знания, Занятие
полученные знания.

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
использование
опорных схем
Определение
Занятие проверки Тестовые задания
уровня овладения знаний
вопросы с вариантами
предметными
ответов.
результатами
Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
использование
опорных схем
Животные
в Повторить
и Обобщающий
Приём наглядности и
разное
время закрепить знания, Занятие
иллюстрированности,
года.
полученные знания.
дид.
материал,
использование
опорных схем
Человек.
Закрепить
Комбинированный Приём наглядности и
Внешний облик. представления
иллюстрированности,
обучающихся
о
дид.
материал,
внешнем
облике
использование
человека:
голове,
опорных схем
шеи,
туловище,
руках, ногах.
Лицо человека.
Закрепить строения Комбинированный Приём наглядности и
человеческого лица,
иллюстрированности,
основные
части
дид.
материал,
лица человека.
использование
опорных схем
Органы чувств Закрепить
Комбинированный Приём наглядности и
человека.
представления
о
иллюстрированности,
строении и работе
дид.
материал,
органов чувств.
использование
опорных схем

Холодно,
тепло,
жарко,
облачно, ясно, ветер, дождь,
снег, снегопад, таяние снега,
сосулька
Растения:
кустарники, травы.

деревья,

Животные нашей местности.

Голова, шея, туловище, руки,
ноги

Глаза, уши, нос, рот, лоб,
брови, щёки, подбородок

Глаза, уши, нос, рот, кожа

33

65.

Гигиена тела.

66.

Повторение.
Обобщение
закрепление
знаний.

Закрепить
и Обобщающий
обобщить
Занятие
полученные знания.
Повторить
и Обобщающий
и закрепить знания, Занятие
полученные за год
обучения.

Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
использование
опорных схем
Приём наглядности и
иллюстрированности,
дид.
материал,
использование
опорных схем

Щётка мыло

Список литературы
Основная:
 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова,
Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
 Учебник: Мир природы и человека 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. В 2 ч.
Ч.1/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова. – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2020г. – 64 с.
Ч.2/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова. - 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2020г. – 87 с.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
 Рабочая тетрадь: Мир природы и человека 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова – М.: «Просвещение», 2017г. – 63 с.
Дополнительная:
 Волина В. В. Праздник Букваря / В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.
 Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов: дидактический материал. - Харьков:
ЧП АМГРО ПЛЮС, 2006. – 38 с.
 Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для воспитателей и
родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1996. – 384 с.
 Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.

34

 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М.:
ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.
 Кудрина С.В. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / С.В.
Кудрина. – М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2011. – 111с.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».