Рисование 3 а (1)

Рисование (изобразительное искусство)
Пояснительная записка
Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное
воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с
интеллектуальными нарушениями, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
В процессе занятий изобразительной деятельностью происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах
и явлениях, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус, поддаются исправлению недостатки
развития наглядного мышления. Проводимые на уроках изобразительной деятельности многочисленные упражнения в значительной мере
развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют развитию зрительно двигательной координации.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Цель программы: формирование способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства,
выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру;
Задачи:
-воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);
-воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
-развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;

-развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов или явлений действительности с целью
их изображения;
-формирование практических умений в разных видах художественно изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
-воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
-формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей
деятельности.
Содержание программы учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец;
определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при
рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы
квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов
симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка;
использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать
изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые
средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года. Планируемые
результаты освоения программы
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы. Минимальный уровень:

• знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения,
обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
• знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.; знание некоторых выразительных
средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
• пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
• знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец,
Каргополь. организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
• владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
• рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции;
передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
• применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной
поверхности;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
• знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
• знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание
основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
• знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур,
пятно, цвет, объем и др.;
• знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;
• знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
• знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
• нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
• оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно,
похоже на образец);
• использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
• применение разнообразных способов лепки;
• различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу.

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Рисование», относятся:
• положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
• приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
• воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую
эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
• представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности,
способность к оценке результата собственной деятельности;
• стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению
дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
• умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
• проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания
удачам/неудачам одноклассников;
• стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению
творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
• стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
Учебно – методический комплект
3 класс
- Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / Л.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Количество учебных часов
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» - образовательная область «Искусство».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится:
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Количество контрольных работ

3

1

34

Календарно-тематическое планирование
№

Дата

1

2

3

4

5

Тема

Кол-во
Планируемые результаты
уроков
Предметные
Личностные
1 четверть 8 недель,8 часов
Рисование с натуры осенних листьев.
1
Уметь планировать деятельность при положительное отношение и
к
процессу
выполнении частей целой конструкции; интерес
изобразительной
деятельности и ее результату;
к
культуре
Беседа по картинам об осени
1
Уметь рассказать, что изображено на приобщение
общества,
понимание
значения
и
картине,
перечислить
характерные
(И.Левитан «Золотая осень»,
ценности
признаки изображенного времени года.
В.Поленов «Золотая осень»).
предметов искусства;
Уметь соотносить форму предметов с отношение к
Рисование с натуры предметов
1
собственной
геометрическими эталонами (на
различной формы и цвета (яблоко,
изобразительной деятельности
что похожа форма?);
груша, огурец, морковь)
как к одному из возможных
путей передачи представлений о
мире и человеке в нем,
выражения настроения,
переживаний, эмоций;
Рисование узора в полосе из веток с
1
Знать правила построения узора.
воспитание эстетических
листочками.
потребностей, ценностей и
чувств;
Беседа по картине И. Хруцкого
1
Знать о существующем в природе умение обращаться за помощью,
«Цветы и плоды»
явлении осевой симметрии;
принимать помощь;

адекватно
реагировать
на
Уметь находить правильное
воспринимаемое,
проявлять
изображение знакомого предмета среди
возникающую эмоциональную
выполненных ошибочно;
реакцию (красиво/некрасиво);
Рисование
с
натуры
морских
1
Уметь изображать от руки предметы
представление о собственных
сигнальных флажков.
разной формы, передавая их
возможностях, осознание своих
характерные особенности.
достижений
в
области
изобразительной деятельности.
Рисование с натуры досок (с узором)
1
Знать правила построения узора на листе стремление к организованности
для резания овощей.
бумаги.
и аккуратности в процессе
деятельности с разными
материалами и инструментами,
проявлению дисциплины и
выполнению правил личной
гигиены и безопасного труда;
2 четверть 8 недель,8 часов
Рисование с натуры ветки дерева с
простыми по форме листьями (н-р,
ветка вишневого дерева).

1

9

Рисование шахматного узора в
квадрате.

1

Уметь исправлять свой рисунок,
пользуясь ластиком.

10

Рисование с натуры игрушечного
домика.

1

Уметь планировать деятельность при
выполнении частей целой конструкции

11

Рисование
геометрического
орнамента в квадрате.

1

6

7

8

умение выражать своё отношение
к результатам собственной и
чужой творческой деятельности.

проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи.
Уметь достигать в узоре при составлении стремление к использованию
аппликации ритм повторением или приобретенных знаний и умений
предметно-практической
чередованием формы и цвета его в
деятельности, к проявлению
элементов;
творчества в самостоятельной
изобразительной

деятельности;

12

13

14

15
16

17

Иллюстрирование рассказа,
прочитанного учителем.

1

Уметь владеть приемами посветления стремление
к
дальнейшему
цвета (разбавлением краски водой или развитию
собственных
добавлением белил);
изобразительных навыков и
накоплению
общекультурного
опыта;
Знать названия некоторых народных и владение
Знакомство с работами гжельских
1
навыками
национальных
промыслов,
мастеров. Беседа.
коммуникации и принятыми
изготавливающих игрушки (Дымково,
нормами
социального
Городе ц и др.);
взаимодействия для решения
практических и творческих задач.
Узор для гжельской тарелки.
1
Уметь передавать основные смысловые умение
организовать своё
рабочее
связи в несложном рисунке на тему
место;
Рисование на тему «Нарядная ёлка»
1
Уметь рисовать предметы округлой
формирование
мотивации
к
формы.
творческому труду;
Рисование с натуры будильника
1
Уметь рисовать предметы округлой
формирование положительного
круглой формы.
формы.
отношения к мнению учителя,
сверстников;
3 четверть 10 недель, 10 часов
Рисование с натуры теннисной
ракетки.

1

Уметь самостоятельно размещать
изображение отдельно взятого предмета
посередине листа бумаги.

Приобщение к культуре
общества,
понимание
значения
и
ценности
предметов искусства.

18

Рисование с натуры молотка.

1

мотивации
Уметь видеть и выделять существенные формирование
творческому
труду;
признаки предмета.

19

Декоративное рисование –
оформление поздравительной
открытки «23 февраля»

1

20

Декоративное рисование —
оформление поздравительной
открытки к 8 Марта.
Рисование по образцу орнамента из
квадратов.

1

Рисование с натуры
игрушкивертолета.
Рисование с натуры постройки из
элементов строительного материала.

1

24

Рисование узора из растительных
форм в полосе.

1

Уметь правильно размещать элементы положительное отношение и
рисунка на альбомном листе.
интерес
к
процессу
изобразительной деятельности и
ее результату;
Уметь правильно размещать элементы осознание себя как ученика,
рисунка на альбомном листе.
формирование интереса
(мотивации) к учению;
Уметь рисовать по образцу орнамент из воспитание эстетических
квадратов;
потребностей, ценностей и
чувств;
Уметь работать по образцу.
Выполнять правила безопасного
поведения в школе.
Уметь работать по образцу.
приобщение к культуре
общества,
понимание
значения
и
ценности
предметов искусства;
Знать правила построения узора в
полосе.

25

Рисование с натуры двухцветного
мяча.

1

26

Рисование на свободную тему.

1

21

22
23

1

1

мотивации
Уметь видеть и выделять существенные формирование
творческому труду;
признаки предмета.

к

к

Выполнять правила безопасного
поведения в школе.

4 четверть 8 недель,8 часов
27

Беседа по картинам о весне
И.Левитан «Март», А.Саврасов
«Грачи прилетели».

1

28

Рисунок на тему «12 апреля – День
космонавтики»

1

29

Рисование с натуры весенней веточки.

1

Уметь работать по образцу.

30

Рисование на тему «Деревья весной»

1

31

Рисование орнамента из квадратов
(крышка для коробки квадратной
формы)

1

32

Рисование с натуры куста земляники
с цветами.
Рисование с натуры цветов.
Беседа по картинам на тему:
«Разноцветные краски лета»
(А.Пластов «Сенокос», А.Куиджи
«Березовая роща»).

1

Уметь рисовать акварельными красками. осознание себя как ученика,
формирование интереса
(мотивации) к учению;
Уметь работать по образцу.
приобщение к культуре
общества,
понимание
значения
и
ценности
предметов искусства;
Уметь рисовать акварельными красками. Выполнять правила безопасного
поведения в школе.
Уметь работать по образцу.
Уметь достигать в узоре при составлении положительное отношение и
аппликации ритм повторением или интерес
к
процессу
чередованием формы и цвета его изобразительной деятельности и
элементов;
ее результату;

33
34

1
1

Уметь планировать деятельность при
выполнении частей целой конструкции

приобщение к культуре
общества,
понимание
значения
и
ценности
предметов искусства;
воспитание эстетических
потребностей, ценностей и
чувств;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».