Пояснительная записка Программа разработана и реализуется в соответствии с ФГОС для учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями). Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»; 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 5. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 6. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями на 22 ноября 2022 года); 7. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями на 24 мая 2023 года); 8. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 9. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270- ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями на 12.01.2023г.); 10. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 11. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 12. Локальные акты образовательного учреждения. В соответствии с годовым календарным графиком ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на 2023-24 учебный год, учебным планом на изучение учебного предмета «Основы социальной жизни» отводится 68 часов в год, из расчета 2 часа в неделю за счет увеличения на 1 час, части формируемого участниками образовательного процесса. С учетом особенностей расписания в 2023-2024 учебном году и праздничных дней данное календарнотематическое планирование рассчитано на 66 часов (2 часа в неделю) Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни. Основными задачами является овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе; развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду; развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач; формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе; формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства; коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи. Характерные особенности учебного предмета: - практико-ориентированная направленность содержания обучения; - применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения задач встречающихся в повседневной жизни; - применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. Программа для 6 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения учащимися на уроках предмета основы социальной жизни, а также русского языка, чтения, математики, уроках трудового обучения. Базовые учебные действия формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в процессе всей учебной и внеурочной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению и реализации коррекционно-развивающего потенциала образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях). Распределение по четвертям: I четверть – 8 недель – 17 часов. II четверть – 7 недель 5 дней – 15 часов. III четверть – 10 недель 5 дней – 18 часов. IV четверть – 8 недель – 16 часов. Календарно-тематическое планирование «Основы социальной жизни» 7 класс № п/п Тема занятия 1 четверть Поурочное кол-во часов 17 Формы контроля Дата проведения По По плану факту Примечание 1. Личная гигиена и здоровье Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Гигиена тела. 10 1 2. Уход за телом. 1 3. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук. Косметические средства для ухода кожей рук. 1 4. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног. Пр/раб: приемы обрезания ногтей на руках и на ногах 1 5. Тестирование 1 6. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. 1 7. 8. 9. 10. 11. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Утренняя гимнастика. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Пр/раб: составление комплексов утренней гимнастики Вредные привычки. Губительное влияние наркотиков и токсических веществ Охрана здоровья Виды медицинской помощи. Доврачебная и врачебная помощь устный опрос; наблюдение устный опрос; наблюдение устный опрос; наблюдение, практическая работа устный опрос; наблюдение, практическая работа самостоятельная работа; устный опрос; наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. 1 устный опрос 1 устный опрос 1 практическая работа. 1 устный опрос 4 1 устный опрос; наблюдение самостоятельная работа; 12. 13. 14. 15. Виды доврачебной помощи. Пр/раб: обработка ран, порезов и ссадин. Измерение температуры Профилактика вирусных и простудных заболеваний. Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний. Жилище. Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению 1 1 1 практическая работа. устный опрос; наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. устный опрос; наблюдение, практическая работа устный опрос; наблюдение, практическая работа 14 1 устный опрос; наблюдение, практическая работа 1 устный опрос; наблюдение, практическая работа 16. Виды уборки жилища. 17. Основной вид деятельности: беседы, презентации, презентация демонстрация, просмотр видеороликов, практическая работа. 2 четверть 15 часов Инвентарь, моющие средства, устный опрос; 1 электробытовые приборы для уборки наблюдение помещений. Правила техники безопасности использования бытовых устный опрос; 1 наблюдение электроприборов по уборке жилого помещения. 18. 19. Пр/раб: сухая и влажная уборка помещения 1 20. Уход за различными видами напольных покрытий. 1 21. Виды покрытий, правила уборки 1 22. Пр/раб : мытье полов 1 23. Комнатные растения. Особенности ухода: температурный и световой режим. 1 24. 25. 26. 27. 28. Пр/раб: уход за растениями Кухня. Нагревательные приборы: виды плит. Кухня. Нагревательные приборы: правила техники безопасности. Электробытовые приборы на кухне. Холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка и др. Назначение, правила использования и ухода, техника безопасности. Электробытовые приборы на кухне. Назначение, правила использования и ухода, техника безопасности. Одежда и обувь 1 1 наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. устный опрос; наблюдение устный опрос; наблюдение наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. устный опрос; наблюдение наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. устный опрос; наблюдение 1 устный опрос; наблюдение 1 устный опрос; наблюдение 1 устный опрос; наблюдение 6 29. Одежда. Уход за одеждой. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. 1 30. Тестирование 1 31. Пр/раб: ручная стирка х/б изделий. Выбор моющих средств для стирки 1 32. 33. Наблюдение, практическая работа. самостоятельная работа; Наблюдение, практическая работа. Наблюдение, практическая работа. Пр/раб: глажение одежды. Утюжка 1 фартуков, салфеток Основной вид деятельности: беседы, презентации, презентация демонстрация, просмотр видеороликов, практическая работа. 3 четверть 18 часов Пр/раб: чистка одежды 1 Наблюдение, практическая работа. Наблюдение, практическая работа. Пр/раб: починка одежды. Пришивание пуговиц, крючков, кнопок, вешалки Питание. Крупы. Правила хранения круп. Виды круп. Вредители круп. 15 36. Каши. 1 37. Ужин. Блюда для холодного ужина 1 38. Пр/раб: составление меню, расчет , отбор продуктов. Составление меню для холодного ужина. 1 Наблюдение, практическая работа. 39. Пр/раб: приготовление блюд на ужин 1 Наблюдение, практическая работа. 34. 35. 1 1 Устный опрос; наблюдение Устный опрос; наблюдение устный опрос; наблюдение 40. 41. 42. Пр/раб: приготовление несложных салатов. Овощной. Пр/раб: приготовление несложных салатов. Винегрет. Ужин. Блюда для горячего ужина Пр/раб: Составление меню, расчет продуктов 1 1 1 43. Пр/раб: приготовление гречневой каши. 1 44. Пр/раб: приготовление рыбных блюд. 1 45. Пр/раб: приготовление мясных блюд. 1 46. Супы 1 47. Пр/раб: приготовление супов. 1 48. Пр/раб: приготовление супов. 1 Наблюдение, практическая работа. Наблюдение, практическая работа. устный опрос; наблюдение, практическая работа. Наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. Наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. Наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. Наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. Наблюдение самостоятельная работа; практическая 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. Сервировка стола 1 Транспорт 4 Городской транспорт. 1 работа. наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. Устный опрос; наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. Основной вид деятельности: беседы, презентации, презентация демонстрация, просмотр видеороликов, практическая работа. 4 четверть 16 часов Выбор рационального маршрута устный опрос; проезда из дома в разные точки наблюдение 1 самостоятельная населенного пункта. Расчет стоимости работа; проезда. Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения. Стоимость проезда. Расписание. Средства связи Основные средства связи: Почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования. Почта. Виды почтовых отправлений. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, 1 устный опрос; наблюдение 1 устный опрос; наблюдение 4 1 устный опрос; наблюдение самостоятельная работа; 1 устный опрос; наблюдение самостоятельная работа;. посылка. 56. Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. 1 57. Пр/раб: заполнение адреса на посылке, бандероли, конверте. 1 Предприятия, организации, учреждения 2 58. Образовательные учреждения. Школы и дошкольные образовательные учреждения. 1 59. Учреждения дополнительного образования. Виды, особенности работы, основные направления работы. Виртуальная экскурсия. 1 Семья 3 устный опрос; наблюдение самостоятельная работа;. устный опрос; наблюдение, практическая работа. устный опрос; наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. устный опрос; наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. 60. Родственные отношения в семье. Состав семьи. 1 устный опрос; наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. 61. Права и обязанности в семье. Место работы членов семьи. 1 устный опрос; 62. Тестирование 1 Самостоятельная работа Культура поведения 4 Поведение в гостях. 1 63. устный опрос; наблюдение самостоятельная 64. Подарки. 1 65. Практическая работа: изготовление неложных сувениров. 1 66. Итоговое тестирование по итогам года 1 работа; практическая работа. устный опрос; наблюдение самостоятельная работа; практическая работа. устный опрос; наблюдение, практическая работа. самостоятельная работа Приложение 1 КРИТЕРИЙ ОЦЕНОК Оценка устных ответов: Оценка «5» ставится за полный устный ответ на заданную тему. Оценка «4» ставится за неполное раскрытие темы, при условии раскрытия понятий определений. Допускается 2-3 неполных ответа. Оценка «3» ставится за устный ответ, сформулированный с помощью учителя, допускает, неточности в формулировке понятий, определений. Оценка «2» ставится, когда ответ совсем не отвечает предъявляемым к нему требований. Оценка за практическую работу: Оценка «5» ставится за правильное и точное выполнение заданий учителя. Оценка «4» ставится за выполнение заданий учителя с 2-3 ошибками. Оценка «3» ставится за выполнение задания с помощью учителя. Оценка «2» ставится, когда работа совсем не отвечает предъявляемым к ней требованиям. Оценка за работу с перфокартой: Оценка «5» ставится за правильное и точное выполнение заданий учителя. Оценка «4» ставится за выполнение заданий учителя с 1 -2 ошибками. Оценка «3» ставится за выполнение задания с помощью учителя. Оценка «2» ставится, когда работа совсем не отвечает предъявляемым к ней требований. Приложение 2 Примерное распределение практических работ и экскурсий Класс Тема 1 6 График работ п те / ма п д а т а Питание 14 Личная гигиена Культура поведения Одежда и обувь Семья Жилище Транспорт Торговля Средства связи Медицинская помощь Учреждения, предприятия и организации Экономика домашнего хозяйства Практическая работа 2 3 4 год 1 2 Экскурсия 3 4 год контрольных 2 5 4 2 1 2 1 1 3 3 2 2 1 Контроль знаний. Тестирование 13.09.2023 2 Обобщенное повторение за полугодие. тестирование 14.12.2023 3 Контроль знаний (практическая работа): заполнение телеграфных бланков, составление текстов телеграмм. 16.05.2024 Приложение 3 Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности Материально – техническая база соответствует нормативным требованиям и позволяет осуществлять учебный процесс на высоком педагогическом уровне. Подробный перечень оборудования и материалов предоставлен в паспорте кабинета. В перечне объектов и средств материально-технического обеспечения представлены не конкретные названия, а лишь общая номенклатура объектов, т.к. многие производимые средства являются взаимозаменяемыми, и их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков обучающихся, воспитанников. Организация учебного кабинета 1. Выбор помещения и его рациональная планировка соответствуют Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. 2. Комплектование учебной мастерской средствами обучения соответствует требованиям. 3. Кабинет укомплектован специализированной мебелью для организации рабочих мест учителя и обучающихся, воспитанников. 4. Создана система хранения и размещения учебного оборудования. 5. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности. Электронные образовательные ресурсы, применяемые при изучении предмета (курса) Темы, в изучении которых № Название ресурса Класс применяется ресурс 4 УчМет и МЦО webinar@uchmet.ru Семья; Питание; Одежда и обувь; Культура поведения; 5-9 5 "ИНФОУРОК" info@infourok.ru Торговля; Жилище; Медицинская помощь; Средства Связи; 5-9 6 Учмаг sale@uchmag.ru Семья; Питание; Одежда и обувь; Транспорт; Медицинская помощь; Культура поведения 5-9 № Название учебного оборудования Темы, в изучении которых применяется оборудование Класс Личная гигиена 5-9 1 Предметы личной гигиены 2 Электрочайник, микроволновая печь, Питание; Одежда и обувь электрическая плита, холодильник, электрический водонагреватель, стиральная машина-автомат. 3 Набор мебели кухонной: мебельная стенка, обеденный стол, учебные столы, стулья. Семья; Питание; Одежда и обувь; Торговля; Жилище; Транспорт; Медицинская помощь; Культура поведения 5-9 5-9 Материально-техническое обеспечение Учебное оборудование 4 5 Наборы столовой и кухонной посуды, столовые приборы, сервизы: чайный, кофейный. Раздаточные и дидактические материалы для уроков СБО: игрушки, муляжи, плакаты по темам программы, стенды. Питание; Культура поведения 5-9 Семья; Питание; Одежда и обувь; Торговля; Жилище; Транспорт; Медицинская помощь; 5-9 Культура поведения 6 Комплекты таблиц по темам СБО, техники безопасности Семья; Питание; Одежда и обувь; Торговля; Жилище; Транспорт; Медицинская помощь; Культура поведения Компьютерная техника и интерактивное оборудование № Название учебного Темы, в изучении которых оборудования применяется оборудование 1 Ноутбук 2 Интерактивная доска 3 Проектор Семья; Питание; Одежда и обувь; Торговля; Жилище; Транспорт; Медицинская помощь; Культура поведения 5-9 Класс 5-9 Приложение 4 Базовые учебные действия На уроках «Основы социальной жизни» формируются следующие базовые учебные действия. Знание названия учебного курса, цель нового учебного предмета, его назначение, правила, обучающихся в кабинете. Слушать собеседника, вступать в контакт. Развитие связной речи через умение вести диалог. Осознанно действовать для решения конкретных задач. Формирование представлений о значения питания в жизни и деятельности людей. Расширение активного словарного запаса и кругозора. Умение аргументировать свое мнение. Воспитание коммуникативных навыков. Развитие логического мышления, эстетического вкуса. Развивать умение планировать свою деятельность. Формирование навыков по приготовлению завтрака. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Развивать умение выполнять упражнения по аналогии, по готовым образцам. Формирование навыков по сервировке стола. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Умение планировать свою работу. Ознакомление с видами бутербродов, технологией их приготовления. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Формирование и развитие умений и навыков по выполнению и соблюдению правил личной гигиены. Развитие гигиенических навыков. Развитие речи. Формирование и развитие эстетических качеств личности. Развитие самостоятельности. Становление мотивационной сферы гигиенического поведения. Выработка навыков ухода за волосами. Расширение активного словарного запаса и кругозора. Воспитание чувства взаимопомощи и самостоятельности. Совершенствование умений по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарногигиенических, эстетических, практических требований. Развитие мышления через решение проблемных ситуаций. Воспитание культуры поведения, чувство коллективизма. Развитие внимания, мышления, связной речи через умение вести диалог. Воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса. Формирование и развитие умений и навыков по выполнению правил и приемов по уходу за обувью. Умение работать в группах. Воспитание аккуратности, опрятности Осознанно действовать для решения конкретных задач. Воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса. Воспитание чувства взаимопомощи и самостоятельности. Развитие представлений о видах жилых помещений. Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи, внимания. Воспитание чувства любви к дому. Ознакомление с правилами написания почтового адреса. Развитие эстетического вкуса. Умение анализировать, обобщать, воображать. Воспитание чувства ответственности, аккуратности, инициативности, трудолюбия. Развитие умения правильно ориентироваться в дорожных ситуациях. Развитие способности к обобщению и классификации. Воспитание культуры поведения. Развитие способности к обобщению и классификации. Развитие наблюдательности, мышления, внимания на дорогах. Формирование системы знаний и умений по правилам дорожного движения. Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи. Осмысление уже известных знаний. Умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы. Воспитание самостоятельности.