БИОЛОГИЯ 9 кл.

1

Пояснительная записка
Программа разработана и реализуется в соответствии с ФГОС для учащихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Биология" составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» N 273- ФЗ (с изменениями и
дополнениями);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
3. Приказ Минобразования РФ от 14 апреля 2002 года №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
4. Приказ Министерства Просвещения России от 20.05.2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»;
5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями на 22
ноября 2022 года);
6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями на 24 мая 2023 года);
7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных
организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
8. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
2

оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1
января 2027 г.;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская
школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
10. Локальные акты образовательного учреждения.
Рассчитана: на 9 класс - 68 часов.
Реализация данной программы обеспечит обязательный минимум содержания образования по предмету.
Основные требования к оформлению выполнены. Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой
указаны цели и задачи курса, дается обоснование содержания. В содержании представлены основные блоки и разделы с
указанием количества часов.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 9 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный
год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

Цели и задачи
В разделе «Человек» (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов
человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных
и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть
живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы,
связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о
мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление,
наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию
опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию
3

любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся:
развивать
память
и
наблюдательность,
корригировать
мышление
и
речь.
Всё вышеописанное можно назвать основными целями данной рабочей программы по биологии.
Основные задачи изучения биологии:
― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении организма
человека и его здоровье;
― показать практическое применение биологических знаний: вырабатывать умения ухода за своим организмом,
использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому,
физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа
жизни;
― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты
и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический
запас, развивать связную речь и другие психические функции.

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Курс «Биология» состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию
опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию
любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся:
развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В разделе «Человек» (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов
человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных
и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть
живой природы.
4

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы,
связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о
мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление,
наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.

Место учебного предмета в учебном плане
Обоснование разбивки часов по четвертям
5 класс
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего

Количество часов
18
14
20
16
68

Количество
контрольных работ
1
1
1
1
4

Количество
самостоятельных работ
1
1
1
1
4

Наблюдения и
практические работы
5
5
5
2
17

Учебно-тематический план
Количество часов
№

1
2
3
4

Тема
Введение
Общий обзор строения
организма человека
Опора и движение
Кровь.
Кровообращение

Всего

Теоретических

Практические

1
4

1
3

4

14
7

13
7

5
5
5

5
6
7
8
9
10
11
12

Дыхательная система
Пищеварительная
система
Выделительная
система
Кожа
Нервная система
Органы чувств
Охрана здоровья
Итоговая контрольная
работа

5
12

4
12

3
5

3

2

2

6
7
6
2
1

6
6
6
2

3
3
1

68

68

1
17

Личностные и предметные результаты освоения предмета
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной
деятельности;
6

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
К предметным результатам освоения АООП относят:
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам
Биология:
Минимальный уровень:
представления об организме человека;
знание особенностей внешнего вида человека, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире,
моделях, фотографиях, рисунках;
знание техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
описание особенностей состояния своего организма;
знание названий специализации врачей;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (измерение температуры тела,
правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и
системами органов у человека;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
7

узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки,
схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных
показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых
ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога
(измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.

Формирование базовых учебных действий
V-IXклассы
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою
страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно
эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к
людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно
относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать
доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
8

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на
основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные
существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Содержание образовательной программы
Введение
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
Общее знакомство с организмом человека
Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения,
дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение
внутренних органов в теле человека.
Опора и движение
Скелет человека

9

Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека.
Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних
и нижних конечностей.
Череп.
Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения
искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая
доврачебная помощь при этих травмах.
Практические работы. Определение правильной осанки.
Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.
Мышцы
Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и
человека).
Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота,
мышцы головы и лица.
Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном
формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.
Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц.
Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.
Кровообращение
Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной
клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.
10

Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечнососудистых заболеваний.
Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека.
Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно - сосудистую систему.
Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.
Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления с помощью
учителя в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Обработка царапин йодом.
Наложение повязок на раны. Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов,
тромбоцитов. Запись в «Блокноте на память» своей группы крови, резус-фактора, кровяного давления.
Дыхание
Значение дыхания для растений, животных, человека.
Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель,
чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).
Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и
загазованность воздуха, их вредное влияние.
Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.
Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т.
п.).
Питание и пищеварение
Особенности питания растений, животных, человека.
Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода,
минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.
11

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи.
Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в
кишечнике.
Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура
поведения во время еды.
Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и
признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему.
Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
Демонстрация правильного поведения за столом вовремя приема пищи, умения есть красиво.
Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки,
мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.
Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
Практические работы. Зарисовка почки в разрезе.
Простейшее чтение с помощью учителя результатов анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).
и человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.
Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении,
поражении электрическим током.
Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины
их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к
одежде и обуви.
12

Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок
кожи.
Нервная система
Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение
перегрузок, чередование труда и отдыха.
Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и
заболеваний нервной системы.
Органы чувств
Значение органов чувств у животных и человека.
Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения.
Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха.
Гигиена.
Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая,
температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Охрана всех органов чувств.
№
Раздел
Количество
п/п
часов
1
Введение
1
2
Общее знакомство с организмом человека
2
3
Опорно – двигательная система (скелет и
14
мышцы)
4
Кровообращение
7
5
Дыхание
5
6
Пищеварение
12
13

7
8
9
10
11

Выделение
Кожа
Нервная система
Органы чувств
Охрана здоровья

3
6
7
6
3

Календарно – тематическое планирование
№
Раздел
Методы и формы
урока, программы. работы.
дата
Тема урока Количество часов
1.

Рассказ учителя.
Введение.
Науки,
1 час
изучающие
человека.
Место
человека в
живой
природе.
Заметные
черты
сходства и
различия в
строении тела
человека и
животных.

Оборудование

Введение (1 час)
Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь.

Домашнее
задание

Коррекционные задачи

Стр. 4-9,
вопросы

Развитие кругозора.
Знакомство учащихся с
признаками сходства и
различия человека и
млекопитающих.

14

2.

3.

4.

5.

Общий обзор
строения
организма
человека.
Клетка, её
состав.
Общий обзор
строения
организма
человека.
Ткани.

Общий обзор
строения
организма
человека.
Органы.
Системы
органов.
Обобщающий
урок.

Общий обзор строения организма человека (4 часа)
Объяснения
Таблица «Строение
Стр. 9-10
учителя,
клетки», микроскоп,
Лабораторная
микропрепараты,
работа №1, работа с учебник, тетрадь, рабочая
оборудованием. 1
тетрадь, работа с
час
интерактивной доской.
Объяснение
Таблица «Ткани»,
Стр. 11-12,
учителя.
микроскоп,
вопросы стр. 13
Лабораторная
микропрепараты,
работа№2, работа с диапроектор, слайд —
оборудованием. 1
альбом «Человек —
час
ткани», учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, работа с
интерактивной доской.
Рассказ с
Таблица "Строение тела Стр. 13-16,
элементами беседы, человека", «Ткань —
вопросы стр. 16
работа с учебником орган — система
и таблицами. 1 час органов», учебник,
тетрадь, рабочая тетрадь,
работа с интерактивной
доской.
Самостоятельная
работа учащихся. 1
час
Опора и движение. (14 часов)

Развитие умений работы с
учебником, тетрадью,
таблицей.

Развитие умения работы с
лабораторным
оборудованием.

Развитие познавательных
процессов.

Закрепление ранее
полученных знаний.

15

Опора и
движение.
Значение
опорнодвигательной
системы.
Основные части
скелета.
Опора и
движение.
Строение и
состав костей.

Объяснение
учителя, работа с
оборудованием. 1
час

Таблица «Скелет
Стр. 17-21,
Развитие умения выделять
человека», наглядный
вопросы стр. 21 главное в теме.
материал «Скелет»,
учебник, тетрадь, рабочая
тетрадь.

Объяснения
учителя. 1 час

8.

Опора и
движение.
Соединение
костей.

Объяснение
учителя, работа с
учебником и
таблицей. 1 час

9.

Опора и
движение.
Скелет головы.
Череп.
Опора и
движение.
Скелет
туловища.

Объяснения
учителя, работа с
учебником и
таблицей. 1 час
Объяснение
учителя, работа с
оборудованием. 1
час

Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, таблица
«Строение костей и типы
их соединения», работа с
интерактивной доской.
Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, таблица
«Строение костей и типы
их соединения», работа с
интерактивной доской.
Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, таблица
«Череп человека», работа
с интерактивной доской.
Позвонки, учебник,
тетрадь, рабочая тетрадь,
работа с интерактивной
доской.

6.

7.

10.

Стр. 22-24,
вопросы

Развитие познавательных
процессов.

Стр. 25-28,
вопросы

Усвоение нового материала.

Стр. 29-31,
вопросы

Развитие познавательных
процессов.

Стр. 31-35,
вопросы

Развитие умений сравнивать,
анализировать.

16

11.

12.

13.

14.

15.

Опора и
движение.
Скелет верхних
конечностей.
Опора и
движение.
Скелет нижних
конечностей.
Опора и
движение.
Первая помощь
при растяжении
связок,
переломах
костей, вывихах
суставов.
Опора и
движение.
Значение и
строение мышц.

Беседа, работа с
учебником. 1 час

Учебник, тетрадь,
Стр. 36-38,
рабочая тетрадь, работа с вопросы
интерактивной доской.

Усвоение нового материала.

Рассказ учителя,
работа с учебником
и оборудованием. 1
час
Беседа. 1 час

Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
диапроектор, слайдальбом «Человек».
Работа в мед. Кабинете,
презентация.

Стр. 39-41,
Усвоение нового материала.
вопросы стр. 41
Стр. 42-45,
вопросы

Развитие познавательных
процессов.

Рассказ учителя,
работа с
оборудованием. 1
час

Стр. 46-50,
вопросы стр.50

Развитие наблюдательности.

Опора и
движение.

Объяснение
учителя, работа с

Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, модель
внутреннего строения
человека, микроскоп,
микропрепараты
«Гладкие мышцы»,
«Поперечно — полосатые
мышцы», работа с
интерактивной доской.
Таблица "Основные
группы мышц", учебник,

Стр. 51-53,
вопросы

Развитие мышления.
17

Основные
группы мышц.

учебником. 1 час

16.

Опора и
движение.
Работа мышц.
Утомление.

Беседа, работа с
учебником. 1 час

17.

Опора и
движение.
Предупреждение
искривления
позвоночника.
Плоскостопие.
Опора и
движение.
Значение
опорнодвигательной
системы.

Объяснение
учителя,
лабораторная
работа №3, работа
учащихся. 1 час

18.

Беседа, работа с
оборудованием. 1
час

тетрадь, рабочая тетрадь,
работа с интерактивной
доской.
Демонстрация опыта
"Действие работы на
мышцы", учебник,
тетрадь, рабочая тетрадь,
работа с интерактивной
доской.
Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь.

Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
диапроектор, слайдальбом «Человек».

Стр. 53-56,
вопросы

Развитие наблюдательности,
памяти.

Стр. 57-60,
вопросы

Физическое развитие.

С. 62-64,
вопросы

Обобщение ранее
полученных знаний.

18

19.

20.

21.

22.

Обобщающий
урок.

Самостоятельная
работа учащихся. 1
час

Кровь. Кровообращение. (7 часов)
Рассказ учителя,
Таблица «Кровеносная
Стр. 66-68,
Кровь.
система человека»,
вопросы
Кровообращение. работа с
Значение крови. оборудованием. 1 учебник, тетрадь,
час
рабочая тетрадь,
диапроектор, слайд —
альбом «Человек».
Рассказ учителя,
Учебник, тетрадь,
Стр. 69-72,
Кровь.
рабочая тетрадь,
вопросы
Кровообращение. лабораторная
Состав крови.
работа №4,
микроскоп, стекло
самостоятельная
предметное, стекло
работа учащихся. 1 покровное, вода, игла,
час
таблица «Кровь»
Рассказ учителя. 1 Учебник, тетрадь,
Стр. 73-76,
Кровь.
рабочая тетрадь.
вопросы
Кровообращение. час
Движение крови
по сосудам.

Закрепление знаний.

Развитие внимания и
памяти.

Формирование умения
работы с лабораторным
оборудованием.

Развитие познавательных
процессов.

19

23.

Самостоятельная
Кровь.
Кровообращение. работа учащихся,
Строение сердца. лабораторная
работа №5. 1 час

24.

Кровь.
Кровообращение.
Большой и малый
круги
кровообращения.
Кровь.
Кровообращение.
Сердечно сосудистые
заболевания и их
предупреждения.

25.

26.

Беседа, работа с
оборудованием. 1
час
Беседа, работа с
учебником.

Беседа. 1 час
Кровь.
Кровообращение.
Первая помощь
при кровотечении.

Часы, учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, сердце
на подставке, таблицы
«Сердце», «Фазы работы
сердца», диапроектор,
слайд — альбом
«Человек».
Таблица "Схемы
кровообращения",
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, книга:
Тело человека — Сердце.
Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь.

Стр. 77-80,
вопросы

Развитие умения
самостоятельно выполнять
лабораторную работу.

Стр. 82-84,
вопросы

Развитие познавательных
процессов.

Стр. 85-88,
вопросы

Развитие речи.

Работа в мед кабинете,
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь.

Стр.89-91,
вопросы

Развитие умения
ориентироваться в сложных
ситуациях.

Дыхательная система. (5 часов)

20

27.

28.

29.

30.

31.

Дыхательная
система.
Органы
дыхательной
системы.
Значение
дыхания.
Дыхательная
система.
Строение
лёгких
Газообмен.
Дыхательная
система.
Гигиена
дыхания.
Дыхательная
система.
Болезни
органов
дыхания.
Обобщающий
урок.

Рассказ учителя,
работа с
оборудованием. 1
час

Таблица «Органы
Стр.94-98,
дыхания», учебник,
вопросы
тетрадь, рабочая тетрадь,
муляж гортани, работа с
интерактивной доской.

Развитие познавательных
процессов.

Рассказ учителя,
демонстрация
опыта «Углекислый
газ в виде воздуха».
1 час
Беседа, работа с
учебником. 1 час

Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, таблица
«Органы дыхания»,
диапроектор, слайдальбом «Человек».
Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, работа с
интерактивной доской.

Стр. 99-101,
вопросы

Развитие умений работы с
учебником, тетрадью,
таблицей.

Стр. 102-105,
вопросы

Охрана здоровья.

Беседа, работа с
учебником. 1 час

Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь.

Стр. 106-110,
вопросы

Физическое воспитание.

Самостоятельная
работа учащихся. 1
час
Пищеварительная система. (12 часов)

Закрепление знаний.
Развитие умений
самостоятельной работы.

21

32.

33.

34.

35.

36.

37.

Рассказ с
элементами беседы.
1 час
Рассказ с
элементами беседы,
работа с
оборудованием. 1
час
Пищеварительная Рассказ учителя,
работа с
система.
Витамины.
учебником. 1 час
Пищеварительная Рассказ с
система. Органы элементами беседы.
пищеварения.
1 час
Пищеварительная
система. Значение
и состав пищи.
Пищеварительная
система.
Питательные
вещества.

Объяснение
учителя,
демонстрация
опыта «Действие
слюны на
крахмал».
1 час
Пищеварительная Объяснение
учителя,
система.
Пищеварение в
демонстрация
желудке.
опыта «Действие
Пищеварительная
система.
Пищеварение в
ротовой полости.
Зубы.

Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, работа с
интерактивной доской.
Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
диапроектор, слайд —
альбом «Человек».

Стр. 113-115,
вопросы

Развитие познавательных
процессов.

Стр. 115-118,
вопросы

Развитие речи.

Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь.

Стр. 119-123,
вопросы

Развитие речи.

Таблица "Органы
пищеварения", учебник,
тетрадь, рабочая тетрадь,
работа с интерактивной
доской.
Таблица "Зубы",
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, работа с
интерактивной доской.

Стр.
124-127,
вопросы

Развитие умений
анализировать, выделять
главное в теме.

Стр.
128-131,
вопросы

Развитие наблюдательности.

Пробирка, пипетки,
Стр. 131-133,
термометр, хлопья белка вопросы
куриного яйца,
натуральный

Усвоение нового материала.

22

желудочного сока
на белок». 1 час

38.

39.

40.

41.

42.

Пищеварительная
система.
Пищеварение в
кишечнике.
Пищеварительная
система. Гигиена и
нормы питания.

Объяснение
учителя. 1 час
Беседа, работа с
учебником и
доской. 1 час

Пищеварительная Беседа. 1 час
система. Уход за
зубами и ротовой
полостью.
Пищеварительная Беседа. 1 час
система.
Предупреждение
желудочнокишечных
заболеваний.
Пищеварительная Беседа. 1 час
система.
Предупреждение
инфекционных
заболеваний и

желудочный сок, стакан
с водой, водяная баня,
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь.
Учебник, тетрадь,
Стр. 134-137,
рабочая тетрадь, таблица вопросы
«Органы пищеварения».

Развитие мышления.

Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, работа с
интерактивной доской,
презентация.
Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, таблица
«Зубы».

Стр. 137-140,
вопросы

Эстетическое воспитание.

Стр. 141-144,
вопросы

Воспитание бережного
отношения к своему
здоровью.

Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь.

Стр. 145-147,
вопросы

Профилактика здоровья.

Таблица
Стр. 148-150,
" Паразитические черви", вопросы
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь.

Охрана здоровья.

23

глистных
заражений.
43. Пищеварительная Беседа, работа с
Учебник, тетрадь,
Стр. 151-155,
Охрана здоровья.
система. Пищевые учебником. 1 час
рабочая тетрадь.
вопросы
отравления.
Выделительная система. (3 часа)
44. Выделительная
Рассказ учителя,
Таблица «Органы
Стр. 158-161, Усвоение нового материала.
система. Строение работа с
выделения», учебник,
вопросы
почек.
оборудованием. 1 тетрадь, рабочая тетрадь,
Значение
час
работа с интерактивной
выделения.
доской.
45. Выделительная
Беседа. 1 час
Учебник, тетрадь,
Стр. 162- 163, Охрана здоровья.
рабочая тетрадь.
вопросы
система.
Предупреждение
заболеваний
органов
выделительной
системы.
Закрепление знаний.
46. Обобщающий урок. Самостоятельная
работа учащихся. 1
час
Кожа. (6 часов)

47.

Кожа. Строение и

Рассказ учителя,

Таблица «Строение

Стр. 165-168,

Развитие познавательных
24

значение кожи.

работа с
оборудованием. 1
час
Беседа. 1 час

кожи», учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, работа с
интерактивной доской.
Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь,
диапроектор, слайдальбом «Человек».
Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь.

вопросы

процессов.

Стр. 169-171,
вопросы

Воспитание бережного
отношения к своему
здоровью.

Стр. 171-174,
вопросы

Охрана здоровья.

Стр. 176-178,
вопросы
Стр.179-181,
вопросы

Охрана здоровья.

48.

Кожа. Уход за
кожей.

49.

Кожа. Уход за
волосами и
ногтями.

50.

Кожа. Закаливание Беседа, работа с
организма.
учебником. 1 час
Кожа. Первая
Беседа. 1 час
помощь при
тепловых и
солнечных ударах.

Учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь.
Работа в мед кабинете,
учебник, тетрадь, рабочая
тетрадь.

Кожа. Первая
Беседа. 1 час
помощь при ожогах
и обморожениях.

Работа в мед кабинете,
Стр. 181-185,
учебник, тетрадь, рабочая вопросы
тетрадь.

51.

52.

Беседа, работа с
учебником. 1 час

Охрана здоровья.

Охрана здоровья.

Нервная система. (7 часов)
25

53.

Нервная
система.
Головной и
спинной мозг.

54.

Нервная
система.
Нервы.

55.

Нервная
система.
Значение
нервной
системы.
Нервная
система.
Режим дня,
гигиена труда.
Нервная
система. Сон и
его значение.
Нервная

56.

57.

58.

Рассказ учителя,
Таблица «Головной
работа с
мозг», учебник, тетрадь,
оборудованием. 1 час рабочая тетрадь, таблица
«Спинной мозг»,
фронтальный разрез
головного мозга»,
работа с интерактивной
доской.
Объяснения учителя, Таблица «Нервные
работа с
клетки», учебник,
оборудованием. 1 час тетрадь, рабочая
тетрадь, микроскоп,
микропрепарат
«Нервные клетки».
Объяснения учителя, Учебник, тетрадь,
работа с
рабочая тетрадь,
оборудованием. 1 час диапроектор, слайдальбом «Человек».

Стр. 186- 190,
вопросы

Развитие умения работы с
учебником, таблицами.

Стр. 191-192,
вопросы

Усвоение нового материала.

Стр. 193-194,
вопросы

Формирование умения
сравнивать, анализировать,
выделять главное в теме.

Объяснения учителя. Учебник, тетрадь,
1 час
рабочая тетрадь.

Стр. 195-197,
вопросы

Развитие познавательных
процессов.

Рассказ с элементами Учебник, тетрадь,
беседы. 1 час
рабочая тетрадь.

Стр. 198-199,
вопросы

Развитие мышления.

Беседа. 1 час

Стр. 200-202,

Охрана здоровья.

Учебник, тетрадь,

26

59.

система.
Вредное
влияние
спиртных
напитков и
курения на
нервную
систему.
Обобщающий
урок

рабочая тетрадь.

Самостоятельная
работа учащихся. 1
час

60.

Объяснение учителя,
Органы
чувств. Орган работа с
зрения.
оборудованием. 1 час

61.

Органы
чувств.
Гигиена
зрения.
Органы
чувств. Орган
слуха.

Рассказ с элементами
беседы, работа с
оборудованием. 1 час

Органы

Объяснения учителя

62.

63.

вопросы

Рассказ учителя,
работа с
оборудованием. 1 час

Закрепление знаний.
Органы чувств. (6 часов)
Таблица «Органы
Стр. 205-209,
чувств», учебник,
вопросы
тетрадь, рабочая
тетрадь, работа с
интерактивной доской.
Таблица «Зрительный
Стр. 210-212,
анализатор», учебник,
вопросы
тетрадь, рабочая
тетрадь.
Таблица «Органы
Стр. 213-215,
чувств», учебник,
вопросы
тетрадь, рабочая
тетрадь, работа с
интерактивной доской.
Таблица «Слуховой
Стр. 216-218,

Развитие познавательных
процессов.

воспитание бережного
отношения к своему
здоровью.
Развитие мышления.

Развитие речи. Развитие
27

64.

65.

66.

67.

с элементами беседы,
чувств.
Гигиена слуха. работа с
оборудованием. 1 час
Беседа, работа с
Органы
чувств. Орган оборудованием. 1 час
обоняния.

анализатор», учебник,
вопросы
тетрадь, рабочая
тетрадь.
Таблица «Органы
Стр. 219-221,
чувств», учебник,
вопросы
тетрадь, рабочая
тетрадь, таблица
«Слуховой и зрительный
анализаторы»,
диапроектор, слайдальбом «Человек».
Беседа, работа с
Таблицы «Органы
Стр. 221-224,
Органы
чувств. Орган оборудованием. 1 час чувств», «Зрительный и вопросы
вкуса.
слуховой анализаторы»,
учебник, тетрадь,
рабочая тетрадь, работа
с интерактивной доской,
презентация.
Охрана здоровья. (3 часа)
Беседа. 1 час
Стр. 225-227,
Охрана
вопросы
здоровья
человека.
Беседа. 1 час
Стр. 229-231,
Охрана
вопросы
здоровья
человека.
Система
учреждений

познавательных процессов.
Развитие умений
анализировать, сравнивать,
обобщать.

Закрепление знаний.

Развитие речи.
Охрана здоровья.

28

68.

здравоохранения
в Российской
Федерации.
Повторение
пройденного
материала за
год.
Итоговая
Самостоятельная
контрольная
работа учащихся. 1
работа
час

Обобщение знаний за год.

29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».