Чтение 4 кл

Пояснительная записка
Учебный предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика».
Чтение является важным учебным предметом в программе школы, реализующей
адаптированные основные общеобразовательные программы.
Его направленность на
социализацию личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, на коррекцию и
развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения
детей к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает
значимость обучения чтению обучающихся с нарушением интеллекта.
Нормативными и правовыми основаниями разработки программы по предмету «Чтение»
являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего
образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе
достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся
в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на
территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению и учебный
предмет является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое
значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только
отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации,

добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица
различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
Основная цель учебного предмета – создание условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального
и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у учащихся интерес к языку и первоначальные языковые обобщения;
- Знакомить детей со связной письменной речью как видом общения;
- Обучать школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных им
пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения; Обучать
грамотному и аккуратному письму.
Развивающие:
- Развивать умение пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации
этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении
предложения, связность устного высказывания; Развивать концентрацию и переключение внимания
на основе специальных упражнений
Воспитательные:
- Воспитывать положительную мотивацию к учению.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратности при работе в тетради.
Коррекционная направленность для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
на
уроках
чтения
предполагает
применение
здоровьесберегающих и игровых образовательных технологий, что способствует разностороннему
развитию личности обучающихся, их умственному развитию,
Основные направления коррекционной работы:
 развитие артикуляционной моторики;
 формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
 развитие высших психических функций;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 развитие речи, владение техникой речи;
 расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Формирование жизненно - необходимых компетенций:
- о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания
в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы
ценностей и социальных ролей.
Межпредметные связи. Занятия на уроках чтения продуктивны в том случае, когда они тесно
связаны с другими учебными предметами: русским языком, речевой практикой, математикой,
рисованием, музыкой и ручным трудом.
В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую,
ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать расширению,
повторению и закреплению элементарных представлений, умений работать по образцу, по памяти,
по словесной инструкции, развивать зрительное и слуховое восприятие.
2

Содержание рабочей программы учебного предмета «Чтение» в 4 классе
Процесс чтения: чтение без искажения звуко - слогового состава слов с правильной
постановкой ударения. Орфоэпическое чтение двухсложных и трехсложных слов с усвоенными
слоговыми структурами. Орфографическое чтение малознакомых слов, сложных по звуко-слоговой
структуре (со стечением более трех согласных).
Беглость чтения: чтение целыми словами после предварительной подготовки. Чтение про
себя с выполнением заданий учителя.
Осознанность чтения: Установление причинно-следственных связей между событиями и
поступками героев. Определение эмоционального состояния героев и выбор слов и предложений,
характеризующих его. Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка
характера героев и их поступков с опорой на содержание текста, вопросы учителя, личный опыт.
Объяснение нравственного смысла поступков героев. Коллективная работа по определению идеи
произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя. Толкование смысла пословиц и
поговорок. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения.
Подбор иллюстраций подходящего отрывка из рассказа.
Работа с текстом. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений; объяснение их
значения с опорой на материал учебника, на дополнительный иллюстративный материал;
обращение за помощью в их толковании к учителю и одноклассникам. Нахождение в тексте ответов
на вопросы учителя или на вопросы, представленные в учебнике. Элементарные рассуждения на
материале прочитанных произведений. Определение эмоционального состояния героев
произведения. Коллективное деление текста на части с помощью готового плана. Подбор
заголовков, представленных в учебнике или данных учителем, к иллюстрациям или отдельным
частям текста. Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. Составление
рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Подробный пересказ текста своими
словами. Пересказ текста с опорой на картинный план. Работа с картинными и словеснологическими планами. Выборочный пересказ с использованием слов и выражений авторского
текста. Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам. Составление
рассказа по картинке. Продолжение рассказа по аналогии. Определение черт характера персонажа.
Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Ориентировка в книге по
оглавлению.
Выразительное чтение. Определение настроения автора, подтверждение вывода строчками
из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к художественным
образам, воссозданным в лирических стихотворениях. Эмоциональная оценка содержания текста (с
помощью ответов на вопросы: «Какое настроение возникает, когда читаешь стихотворения?
Почему?).
Чтение текста с
интонацией и паузами, соответствующие знакам препинания.
Определение подходящего тона голоса для передачи эмоционального содержания текста.
Нахождение в тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона голоса и темпа речи.
Чтение по ролям. Драматизация текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей на основе
рекомендаций, представленных в учебнике, уголке внеклассного чтения и т.д. регулярное
посещение школьной библиотеки. Название автора и заглавия; ориентировка в книге по
оглавлению. Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения;
пересказ отдельных эпизодов. Отчет о прочитанной книге.
Основные разделы программы:
Школьная жизнь
Время листьям опадать
Делу – время, потехе – час
В мире животных
Жизнь дана на добрые дела
Зима наступила
Веселые истории,
3

Полюбуйся, весна наступает…
В мире волшебной сказки,
Родная земля,
Лето пришло.
Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету
«Чтение» к концу 4 класса
Предметные результаты
Читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и
структуре слова) с соблюдением паузы соответствующим тоном голоса и темпом речи.
Отвечать на вопросы по прочитанному.
Определение основной мысли текста после предварительного анализа.
Читать «про себя» выполняя задания учителя.
Выделять главных действующих лиц, давать оценки их поступкам.
Читать диалоги по ролям.
Пересказать прочитанное по частям.
Выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса.
Личностные результаты:
Эмоциональное восприятие художественного произведения.
Эмоциональное отношение к поступкам героев прочитанных произведений.
Первоначальные представления о нравственном смысле некоторых понятий (доброта,
сострадание, уважение к старшим и некоторые другие), отраженных в литературных
произведениях. Чувство любви к Родине и малой Родине.
Ориентация в нравственном содержании поступков героев прочитанных произведений (с
помощью учителя).
Учебно - методический комплект
Ильина С.Ю., «Чтение», 4 класс, учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; в 2 частях; 5 – е
издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2019, 1 часть – 111 с., 2 часть – 111 с.
Количество учебных часов
Место учебного предмета «Чтение»: образовательная область «Язык и речевая практика».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на изучение предмета
«Чтение» в 4 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год, урок длится 40 минут.

4

№

Учебно-тематический план программы по учебному предмету
«Чтение» 4 класс
В том числе
Кол
Теоретиче
-во
ские
Практические
Наименование
час
занятия
занятия
раздела
ов

Школьная жизнь
Время листьям опадать
Делу – время, потехе – час
В мире животных
Жизнь дана на добрые дела
Зима наступила
Веселые истории
Полюбуйся, весна
8 наступает…
9
В мире волшебной сказки
1
0
Родная земля
1
1
Лето пришло
1
2
3
4
5
6
7

12
17
7
13
9
24
8

3
5
2
3
2
7
2

9
12
5
10
7
16
6

13
11

3
3

10
8

10

2

8

11

2

9

Способы и формы оценки образовательных результатов освоения учебного предмета
«Чтение» в 4 классе
Цель
Форма
№
Дата
Тема
проведения
1
Конец
Техника
Выявить
Чтение
триместра
чтения
уровень
техники контрольного текста
чтения обучающихся
Образовательные компетенции обучающихся по предмету «Чтение» оцениваются по
результатам индивидуального и фронтального опроса, итоговых контрольных чтений.
Характеристика цифровой оценки образовательных результатов для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и
пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность
овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и
содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с
программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных
умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая
форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных
педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других. Их
ответы должны быть более или менее полными, а оценка мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке
техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего
объема (на конец года):
I класс – 10 слов;
5

II – 15-20 слов;
III – 25-30 слов;
IV - 35-40 слов;
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения
(правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого ( выделение главной мысли,
ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году
обучения.
Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения
каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной
коррекционной помощи.
В 4 классе:
оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной - двумя
самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и
смысловых пауз,
оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова —
по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз,
оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова —
по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых
пауз,
оценка «2 и 1» не ставится.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации обучения чтению является урок.
Для проведения занятий по чтению в 4 классе используется следующая наглядный материал:
настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы,
индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Каждый урок Чтения оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и
дидактическим материалом, техническими средствами обучения.
Перечень учебно-методических средств обучения
Наименование объектов и средств
Ильина С.Ю., «Чтение», 4 класс, учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы; в 2 частях; 5 – е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2019, 1 часть
– 111 с., 2 часть – 111 с.
Книга для чтения: 4 кл./Авт.-сост. Ильина С.Ю. - СПб.: «Просвещение»,2005
Букварь.1 кл. /Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.-М.:
Просвещение, 2012
1. Агеева И.Д. Загадки про слова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2.Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах
вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.:
Просвещение, 1991.
3.Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов.- М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4.Бурау И.Я. Загадки мира букв.- Д.: Сталкер, 1997.
5.Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
6.Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1994.

%
оснащен
ности
100

100
100

6

7.Гостинская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение. Дидактический
материал 1 кл., М., 2005.
8. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению
грамоте: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2006.
9.Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей
с ОНР. / Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель»,
2003
10.Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось –
89, 2004.
11.Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по
литературному чтению. М.; Вако, 2007.
12. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.128с.
13.Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для
учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1992.
14.Светловская Н.Н. Джжелей О.В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие
для учителя. М., Просвещение, 2003.
Дидактические игры и материалы:
«Школьная жизнь», «Поиграем в сказку», «Мои игрушки», «Цвет и форма
геометри-ческих фигур», Наглядные карточки по развитию речи;
Наглядный, демонстративный и дидактический материал по темам:
«Русские народные сказки, герои этих сказок», «Портреты русских и других
поэтов, писателей»; «Растения», «Животные дикие, домашние, лесные и др.», «Карта
мира, РФ», Музыкальные детские инструменты, маленькие мячики, кубики, мозаики,
пазлы.
Карточки со словарными словами, предметные картинки по темам.

100

7

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Чтение», 4 класс
№ Дат
п/п
а

Содержание,
(тема, раздел)

Кол-во
часов

Тип
урока

1

Инструктаж по
ТБ. Снова в
школу. По
Н.Носову

1

Комб
тип

2

Жил-был
учитель.
Э.Мошковская

1

Комб
тип

3

Чему учат в
школе.
М.Пляцковский

1

Комб
тип

4

Поздравление.
По
Ю.Ермолаеву

1

Комб
тип

Коррекционная
направленность

Содержание

Школьная жизнь (12 часов)
Коррекция
Рассматривание иллюстрации. Составление небольшого
мышления, речи рассказа по иллюстрации. Определение и элементарная
на основе упр-я оценка
эмоционального
состояния
персонажей,
«Составь
изображенных
на
иллюстрации.
Определение
рассказ»
эмоционального состояния героя рассказа. Нахождение в
тексте ответов на вопросы учителя или вопросы,
представленные в учебнике. Объяснение образцового
выражения. Составление устного рассказа на тему,
близкую теме прочитанного произведения.
Корригировать Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
устную речь,
Установление смысловых связей между поступками
память через
героев; эмоциональным состоянием героя и причинами,
систему
его вызвавшими.
вопросов.
Коррекция
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
памяти и
словами. Объяснение образного выражения. Составление
развитие связной устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного
устной речи на произведения. Заучивания стихотворения наизусть.
основе упр-я
«Перескажи».
Коррекция
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
мышления, речи, словами. Установление смысловых связей между
внимании на
поступками героев.
основе упр-я
«Читай по

Методическое
обеспечение

Сюжетная
картинка
«Первое
сентября»;
презентация.

Карточки для
словарной
работы;
иллюстрация
учебника.
Карточки для
словарной
работы;
иллюстрация
учебника.
Карточки для
словарной
работы;
иллюстрация
учебника.

5

Как Маруся
дежурила. По
Е.Шварцу.

1

Комб
тип

6

Шум и Шумок.
По Е.Ильиной.

1

Комб
тип

7

Почему
сороконожки
опоздали на
урок. В.Орлов

1

Комб
тип

8

Три желания
Вити. По
Л.Каминскому

1

Комб
тип

9

Читалочка.
В.Берестов.

1

Комб
тип

10

Зарубите на

1

Комб

ролям».
Коррекция
логического
мышления на
основе упр-я
«Выбери
картину»

Прогнозирование содержания текста по его названию.
Нахождение в тексте ответов на вопросы, представленные
в учебнике. Установление причинно-следственных связей
между поступками героев; эмоциональным состоянием
героя и причинами, его вызвавшими. Составление
устного рассказана тему, близкую теме прочитанного
произведения.
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Нахождение в тексте ответов на вопросы
учителя или вопросы, представленные в учебнике.
Установление причинно-следственных связей между
поступками героев. Пересказ текста по картинному плану.

Карточки для
словарной
работы;
иллюстрация
учебника.

Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Нахождение в тексте ответов на вопросы
учителя или вопросы, представленные в учебнике.
Выразительное
чтение
диалога
с
интонацией,
соответствующей знакам препинания. Рассматривание
иллюстраций; подбор к иллюстрациям отрывков из текста
или составление к ним предложений.
Коррекция речи, Установление причинно-следственных связей между
мышления на
поступками героев. Объяснение образных выражений.
основе упр-я
Определение (коллективно) идеи произведения (основной
«Объясни»
мысли) с опорой на вопросы учителя.
Коррекция
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
памяти и
словами. Составление элементарных рассуждений на
развитие связной материале прочитанных произведений. Определение тона
устной речи на голоса, подходящего для передачи эмоционального
основе упр-я
состояния персонажей стихотворения. Нахождение в
«Расскажи».
тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона
голоса и темпа речи.
Коррекция
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми

Учебник,
карточки со
словами;
иллюстрации
к рассказам.

Коррекция
вербальной
памяти на
основе упр-й
«Назови словопредмет»
Коррекция
аналитикосинтетической
деятельности на
основе упр-я
«Расшифруй»

Карточки для
словарной
работы;
иллюстрация
учебника.

Иллюстрации
портрет
писателя
Карточки для
словарной
работы;
иллюстрация
учебника;

Портрет

носу. По
М.Бартеневу

тип

11

Загадки

1

Комб
тип

12

Обобщающий
урок по теме
«Школьная
жизнь»

1

Комб
тип

13

«Желтой
краской ктото…».
Н.Антонова

1

Комб
тип

14

Осенняя сказка.
По
Н.Абрамцевой

1

Комб.
тип

15

Подарки осени.
Е.Благинина

1

Комб
тип

мышления, речи, словами. Толкование смысла образных выражений с
внимании на
опорой на текст. Пересказ отрывка из текста с опорой на
основе упр-я
иллюстрации и вопросы.
«Читай по
ролям»
Коррекция
Соотнесение иллюстративного материала (предметных
мышления, речи, картинок) и содержания загадок. Нахождение в тексте
внимании на
слов,
определяющих
признаки
предмета.
основе упр-я
Воспроизведение по памяти загадок на тему «Школьная
«Читай по
вещи»; загадывание их одноклассникам; работа в парах и
ролям»
малой группе.
Коррекция
Определение общей темы раздела с опорой на темы
памяти на
отдельных произведений. Рассказы о своих любимых
основе упр-я
книгах (автор, название, тема, основные события).
«Прочитай
Объяснение нравственного смысла пословиц. Дискуссия
наизусть»
на тему «Зачем людям нужны книги?».
Время листьям опадать (17 часов)
Коррекция
Определение признаков времени года по иллюстрации.
вербальной
Установление причинно-следственных связей на основе
памяти на
анализа иллюстрации. Формулирование элементарных
основе упр-й
суждений и умозаключений. Уточнение названий
«Назови слово- зимующих и перелетных птиц. Объяснение значения
предмет»
непонятных слов с опорой на материал учебника.
Эмоциональная оценка стихотворения. Выразительное
чтение с интонацией, соответствующей настроению
стихотворения.
Коррекция
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
логического
словами. Прогнозирование содержания сказки по
мышления через иллюстрации и названию. Деление текста на части по
отгадывание
представленному плану. Рассказывание сказки по плану.
загадок.
Коррекция
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
вербальной
словами.
Самостоятельный
подбор
названий к

писателя,
карточки для
словарной
работы;
Слоговые
таблицы

Иллюстрация
учебника;
карточки слов
из словаря,

атрибуты для
инсценирован
ия, выставка
книг;
пословицы,
карточки для

16

Лесные
подарки. По
Л.Воронковой

1

Комб
тип

17

Лес осенью.
А.Твардовский

1

Повто
р.обоб
щ.

18

В осеннем лесу.
По
В.Путилиной.

1

Комб
тип

19

Славная осень!
… Н.Некрасов

1

Комб
тип

20

Отчего Осень

1

Комб

памяти на
основе упр-й
«Назови словопредмет»
Коррекция
мышления, речи,
внимании на
основе упр-я
«Читай по
ролям»
Развитие
мышления,
памяти через
упр-я «Ответь на
вопрос».
Коррекция
мышления, речи,
внимании на
основе упр-я
«Читай по
ролям»

предметным картинкам. Графическое рисование по
представлениям или на основе иллюстрации учебника.

речевой
разминки,

Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Объяснение образных сравнений на основе
имеющихся представлений. Подбор отрывков из текста,
соответствующих содержанию сюжетных картинок.
Деление текста на части с опорой на картинный план.
Пересказ текста на основе картинного плана.
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Объяснение прямого и переносного значения
выражений с опорой на иллюстрации и на текст.
Словесное рисование. Заучивание наизусть.

Иллюстрации
по теме
«Осень»,
карточки слов
из словаря,
презентация

Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Объяснение слов и образных выражений с
опорой на содержание текста и имеющиеся
представления. Нахождение в тексте авторских
сравнений, объяснение их смысла. Графическое
рисование. Свободные высказывания на основе личного
опыта.
Развитие памяти, Объяснение слова с опорой на материал учебника и текст
внимания
стихотворения.
Определение
настроения
автора;
на основе игры подтверждение вывода строчками из стихотворения.
«Кто быстрее». Определение собственного эмоционального отношения к
картинам природы, описываемых в стихотворении.
Нахождение в тексте авторских сравнений; формулировка
элементарных суждений об уместности их использования.
Определение тона голоса, подходящего для передачи
эмоционального
настроения
произведения.
Выразительное чтение. Заучивание наизусть.
Коррекция
Ответы своими
словами на вопросы по содержанию

Иллюстрации
по теме
«Осень»,
карточки слов
из словаря,
Презентация.
Иллюстрация
учебника;
карточки слов
из словаря.

Иллюстрация

грустна. По
Ю.Шиму

тип

памяти и
развитие связной
устной речи на
основе упр-я
«Расскажи».
Коррекция
мышления на
основе упр-я
«Выбери»

21

Осень.
К.Бальмонт

1

Комб
тип

22

Три сойки. По
Ю.Ковалю

1

Комб
тип

Развитие
кинестетической
памяти на
основе упр-я
«Ухо-нос»

23

Холодная
зимовка. По
Н.Сладкову

1

Комб
тип

Развитие
мышления на
основе упр-я
«Сравни
описание».

24

Скучная
картина!...
А.Плещеев

1

Комб
тип

Отработка
правильного
чтения через
стих «Доскажи
словечко»

текста. Объяснение переносного значения образных
выражений. Ответы на вопросы словами текста.

учебника;
карточки слов
из словаря,

Объяснение значения слова с опорой на материал
учебника и текст. Определение настроения автора;
подтверждение вывода строчками из стихотворения.
Определение собственного эмоционального отношения к
картине природы, описываемой в стихотворении.
Сравнение двух произведений, одинаковых по теме, но
различных по настроению и эмоциональному отношению
автора к описываемым картинам природы. Определение
тона голоса, подходящего для передачи эмоционального
настроя произведения. Выразительное чтение.
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Объяснение слова с опорой на материал
учебника и текст. Выбор из текста отрывков,
подтверждающих суждение. Объяснение образного
выражения. Составление описаний с опорой на
иллюстративный материал.
Узнавание и называние птиц, изображенных на
иллюстрации. Подбор названий к предметным картинкам
с опорой на текст. Формулировка вопросов, обращенных
к учителю. Ответы на вопросы словами текста.
Установление
причинно-следственных
связей.
Объяснение отдельных выражений текста.
Объяснение значения слова с опорой на материал
учебника и текст. Сравнение двух произведений близких,
но не одинаковых по теме; формулировка элементарных
суждений с подтверждением ответа строчками из
стихотворения. Графическое рисование картин природы,
изображенных в стихотворении. Заучивание наизусть.

плакаты с
пословицами
толковый
словарь.

Иллюстрации
по теме
«Осень»,
карточки слов
из словаря,
Учебник,
карточки со
словами
презентация

Предметные
и сюжетные
картинки.

25

Сказка про
маленького
жучка. По
О.Иваненко

1

Комб
тип

26

Пчелы и мухи.
По
К.Ушинскому

1

Повто
робоб
щ.

27

Время листьям
опадать… По
Г.Граубину

1

Комб
тип

28

Загадки

1

Комб
тип

29

Обобщающий
урок по теме
«Время листьям
опадать»

1

Комб
тип

Коррекция
мышления на
основе упр-е
«Замени по
смыслу»
Коррекция
памяти,
внимания на
основе упр-я
«Разминка

Ответы на вопросы своими словами. Выбор отрывков из
слоговая
текста,
соответствующих
содержанию
вопроса. таблица,
Составление рассказа с опорой на серию картинок и текст
произведения.

Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Объяснение образных выражений. Установление
смысловой связи между мотивом и состоянием
персонажа. Сопоставление поведения разных персонажей;
элементарная оценка поведения персонажей с опорой на
текст и личный опыт. Определение собственного
отношения
к
поведению
разных персонажей
произведения. Чтение по ролям.
Коррекция
Ответы на вопросы своими словами. Полный подробный
мышления, речи, пересказ текста своими словами.
внимании на
основе упр-я
«Читай по
ролям».
Коррекция
Соотнесение иллюстративного материала (предметных
мыслительной
картинок) и содержания загадок. Нахождение в тексте
деятельности на слов,
определяющих
признаки
предмета.
основе дид.игры Воспроизведение по памяти загадок; загадывание их
"Найди и
одноклассникам; работа в парах и малой группе.
выбери"
Коррекция
Определение общей темы произведений, представленных
памяти,
в разделе. Ориентировка в учебнике по оглавлению.
восприятия на
Называние предметов, изображенных на картинке; отбор
основе дид.игры предметов по заданию. Определение собственного
"Дополни, чего отношения к прочитанным произведениям; их
не хватает"
элементарная оценка; формулировка доказательных
суждений с опорой на текст. Понимание и объяснение
пословиц;
их соотнесение с содержанием прочитанных

Иллюстрация
учебника;
карточки слов
из словаря,

Электронное
пособие “В
гостях у
сказки”
Компьютер.
Проектор.
Музыкальный
центр.
Иллюстрация
учебника;
карточки слов
из словаря.

30

Пекла кошка
пирожки…
Русская
потешка

1

Комб
тип

31

Сенокос.
Чешская
потешка

1

Комб
тип

32

Карусели. По
Л.Пантелееву

1

Комб
тип

33

Прятки. По
Н.Носову

1

Комб.
тип

34

Считалки

1

Комб
тип

произведений. Пересказ текста по опорным вопросам.
Сопоставления по памяти содержания прочитанных
произведений
и
иллюстративного
материала.
Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Делу – время, потехе – час (7 часов)
Коррекция
Объяснение значения слова с опорой на материал
мышления, речи учебника. Определение тона голоса, подходящего для
на основе упр-я передачи эмоционального настроя произведения.
«Расскажи»
Выразительное чтение по ролям. Заучивание наизусть.
Развитие
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».
Коррекция
мышления,
внимания на
основе упр-я
«Разминка
Коррекция
внимания,
наблюдательнос
ти через упр-е
“Квадрат из
букв”.
Коррекция
восприятия на
основе упр-я
«Посмотри,
прочитай»

Иллюстрация
учебника;
карточки слов
из словаря;
толковый
словарь.
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
Иллюстрация
словами. Самостоятельный рассказ по картинке. Выбор
учебника;
заголовка, подходящего к иллюстрации, из
нескольких карточки слов
из словаря.
предложенных. Драматизация потешки.
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Прогнозирование содержания рассказа по
иллюстрации и вопросам. Продолжение рассказа по
аналогии. Драматизация рассказа.
Ответы на вопросы словами из текста. Соотнесение
иллюстрации со смыслом прочитанной части рассказа.
Элементарная оценка героев и их поступков с опорой на
личный опыт и вопросы учителя. Объяснение
нравственного смысла поступков героев. Коллективное
определение идеи (основной мысли) рассказа. Пересказ
текста по картинному плану.
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Составление рассказа по иллюстрации с опорой
на личный опыт. Распределение ролей и работа в малых
группах и парах при использовании считалки.

Иллюстрация
учебника;
карточки слов
из словаря.

Предметные
картинки;
иллюстрация
учебника,

35

Жмурки. По
М.Булатову

1

Комб
тип

36

Обобщающий
урок по разделу
«Делу – время,
потехе – час»

1

Комб
тип

37

Инструктаж по
ТБ. Бодливая
корова. По
К.Ушинскому

1

Комб
тип

38

Упрямый
котенок. По
В.Бирюкову

1

Комб
тип

39

Пушок. По
В.Гаранжину

1

Комб
тип

Коррекция
мышления, речи,
внимании на
основе упр-я
«Читай по
ролям».
Коррекция
мышления, речи,
внимании на
основе упр-я
«Читай по
ролям».

Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Объяснение слов с опорой на текст. Ответы на
вопросы своими словами. Сравнение содержания
отдельных частей текста; выявление в них сходства и
различия. Составление свободных рассказов с опорой на
текст и личный опыт.
Определение общей темы произведений, представленных
в разделе. Понимание и объяснение (с помощью учителя)
значения слов «потешки», «считалки», «загадки»;
формулировка уточняющих вопросов, обращенных к
учителю. Определение основных правил, используемых в
играх (договор, распределение ролей). Инсценировка игр.

В мире животных (13 часов)
Коррекция
Название животных, изображенных на иллюстрации.
мышления на
Составление рассказа по иллюстрации и вопросам
основе упр-е
учебника. Чтение трудных по структуре слов по слогами
«Замени по
и целыми словами. Пересказ части текста с опорой на
смыслу»
иллюстрацию. Установление причинно-следственных
связей между событиями и поступками героев.
Элементарная оценка поступков героев; выявление
собственного отношения к поступку героев.
Коррекция
Выявление с опорой на текст и вопросы учителя
внимания,
нравственного
смысла
понятия
«упрямство».
мышления на
Коллективное определение идеи (основной мысли)
основе упр-я
текста; подтверждение ответов примерами из текста.
«Найди и
Восстановление деформированного картинного плана.
прочитай»
Рассказывание сказки с опорой на картинный план.
Корригировать Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение.
устную речь,
Определение черт характера персонажа. Элементарная
память через
оценка нравственного смысла поступка персонажа.
систему
Коллективное определение идеи (основной мысли)
вопросов.
текста. Ответы
на вопросы словами
из текста.

Иллюстрация
учебника;
карточки слов
из словаря.
Иллюстрация
учебника;
карточки слов
из словаря.

Сюжетные
картинки:
профессии;
карточки со
словами;

Пословицы о
труде;
иллюстрации
учебника;
карточки со
словами.
карточки с
пословицами,
игровое
оборудование
для дид.игр

40

Томка. По
Е.Чарушину

1

41

Охотник и
собаки. По
Б.Житкову

1

42

Чук заболел. По
Л.Матвеевой

1

43

Хитрый
бурундук.
Г.Снегирев

1

44

Барсучья
кладовая. По

1

Комб
Коррекция
тип мышления, речи,
внимании на
основе упр-я
«Читай по
ролям».
Комб Развитие памяти,
тип
внимания в
процессе
нахождения
материала в
учебнике на
основе игры
«Кто быстрее».
Комб
Коррекция
тип
памяти и
развитие связной
устной речи на
основе упр-я
«Перескажи».
Комб
Способствовать
тип
коррекции
мышления, через
упр-е
«Пословицы».

Комб
тип

Коррекция
памяти и

Восстановление деформированного картинного плана.
Пересказ текста с опорой на картинный и словеснологический виды планов.
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Сравнение черт характера отдельных
персонажей. Выбор из текста примеров, подтверждающих
оценку характера героя. Установление причинноследственных связей между поступками героев.

книга с
иллюстрация
ми, учебники,
словапомощники.

Установление причинно-следственных связей между
поступками героев. Предположение о возможных
вариантах развития событий, изложенных в тексте. Выбор
из текста отрывка, подходящего по смыслу к
иллюстрации.

Карточки со
словами;
иллюстрации
учебника.

Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Объяснение новых слов и отдельных выражений
с опорой на текст. Выявление эмоционального отношения
к героям и их поступкам. Элементарная оценка характера
героев.

Предметные
картинки
инструментов
; кроссворд;
портрет
писателя.
Иллюстрация
учебника;
карточки слов
из словаря.

Объяснение значения слова с опорой на материал
учебника и иллюстрации. Ответы на вопросы словами из
текста. Установление причинно-следственных связей
между поступками героев. Определение черт характера
героев с опорой на текст. Выбор из двух предложенных
заголовка, подходящего по смыслу к иллюстрации.
Пересказ текста с опорой на картинный и словеснологический планы.
Ответы на вопросы словами из текста. Установление
причинно-следственных связей между поступками героев.

Карточки,
схемы,

А.Баркову

45

Гостья. По
А.Дорохову

1

Комб
тип

46

Игрушки лисят.
Г.Корольков

1

Комб
тип

47

Лиса. По
Ю.Дмитриеву

1

Комб.
тип

48

Загадки

1

Комб
тип

49

Обобщающий
урок по разделу
«В мире
животных»

1

Комб
тип

развитие связной
устной речи на
основе упр-я
«Перескажи».
Корригировать
устную речь,
память через
систему
вопросов.
Коррекция
вербальной
памяти на
основе упр-й
«Назови словопредмет»
Коррекция
мышления на
основе упр-е
«Замени по
смыслу»
Коррекция
эмоциональной
сферы через упр.
«Улыбка»
Коррекция
внимания,
памяти на
основе игры
«Угадай-ка»

Объяснение смысла образных выражений. Выбор из
текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации.

картинки,
лента букв.

Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Выбор из текста отрывков, подходящих по
смыслу к иллюстрации. Определение (с помощью
учителя) отношения автора к героям и событиям.
Определение (коллективно) идеи произведения (основной
мысли).
Ответы на вопросы словами из текста. Установление
причинно-следственных связей между поступками героев.
Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к
иллюстрации. Выбор заголовка, подходящего к
иллюстрации, из нескольких предложенных.

Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

Ответы на вопросы словами из текста. Доказательство
суждений примерами из текста. Установление причинноследственных связей между поступками героев.

толковый
словарь
русского
языка;
выставка книг
по теме урока.
Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.
Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

Выбор загадок по заданию; объяснение своего выбора.
Объяснение новых слов и образных выражений.
Графическое иллюстрирование.
Определение общей темы раздела с опорой на темы
отдельных произведений. Ориентировка в учебнике с
помощью оглавления. Выявления нравственного смысла
выражения «Человек и животные – друзья» с опорой на
вопросы учителя, содержание прочитанных текстов,
личный опыт. Узнавание животного на основе анализа
загадок, воспроизведение по памяти и вопросам

Аудио запись
сказки;
иллюстрация
учебника.

50

Миша – мастер.
Г.Ладонщиков

1

Комб.
тип

51

Пичугин мост.
По Е.Пермяку

1

Комб
тип

52

Михаськин
мост.
В.Хомченко

1

Комб
тип

53

Когда люди
радуются по
С.Баруздину

1

Комб
тип

54

Про каникулы и
полезные дела.
По

1

Комб.
тип

содержания прочитанных текстов об этих животных.
Выражение собственного отношения к животным.
Раскрытие смысла выражения «заботиться о животном».
Воспроизведения содержания прочитанных текстов с
опорой на опорные слова и иллюстрации. Составление
рассказов о домашних животных.
Жизнь дана на добрые дела (9 часов)
Коррекция
Установление причинно-следственных связей между
мышления, речи,
поступками
героев. Определение
собственного
внимании на
отношения к героем стихотворения. Формулировка
основе упр-я
элементарных умозаключений и выводов.
«Читай по
ролям».
Коррекция
Объяснение слова с опорой на материал учебника и
памяти,
иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста.
внимания через Коллективное определение идеи (основной мысли)
разгадывание
текста. Уяснение нравственного смысла пословицы.
кроссворда.
Коррекция
Словесное рисование. Формулировка элементарных
логического
рассуждений; подтверждение примерами из текста.
мышления через Коллективное деление текста на части на основе готового
отгадывание
плана. Пересказ текста по плану. Свободные
загадок
высказывания на тему «Как сделать наш двор (улицу,
дом) лучше?».
Коррекция
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
диалогической и словами. Ответы на вопросы словами из текста.
монологической Объяснение образного выражения.
форм устной
речи на основе
чтения по ролям.
Коррекция
Установление причинно-следственных связей между
мышления на
поступками героев. Определение черт характера
основе упр-е
персонажа с опорой на текст. Сравнение поступков двух

Иллюстрации
учебника;
вопросы;
карточки
Выставка
книг;
карточка с
половицей
Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.
Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.
Карточки,
схемы,
картинки,

Ю.Ермолаеву

«Замени по
смыслу»

55

Котенок.
Е.Благинина

1

Комб
тип

56

Птичка.
В.Голявкин.

1

Комб.
тип

5758

Обобщающий
урок по разделу
«Жизнь дана на
добрые дела»

2

Повто
р.обоб
щ.

59

Снег идет. По
Л.Воронковой

1

Комб
тип

героев. Определение собственного отношения к героям и
их поступкам. Определение (с помощью учителя)
нравственного смысла поступков героев. Коллективное
определение идеи (основной мысли) текста.
Коррекция
Выбор отрывков из стихотворения для сравнительного
памяти и
описания. Элементарная оценка поступка героини.
развитие связной Подбор отрывков из текста и иллюстрациям. Нахождение
устной речи на в тексте слов, характеризующих разные состояние
основе упр-я
животных. Определение (с помощью учителя)
«Расскажи».
нравственного смысла поступка героини. Осмысления
понятия «добрый (хороший) поступок». Определение
тона голоса, подходящего для передачи эмоционального
настроения произведения. Выразительное чтение.
Коррекция
Установление причинно-следственных связей между
внимания,
поступками героев. Определение (с помощью учителя)
памяти на
нравственного смысла поступков героя. Осмысления
основе игры
понятия «добрый (хороши) поступок». Словесное
«Угадай-ка»
рисование.
Коррекция
Ориентировка в учебнике с помощью оглавления.
вербальной
Участие в обсуждении проблемной ситуации «Какой
памяти на
поступок мы добрым назовем?» с привлечением
основе упр-й
материала произведений, прочитанных на уроке и во
«Назови слово- внеурочное время, и с опорой на личный опыт. Сравнение
предмет»
произведений, близких по тематике, включенных в
содержание раздела. Объяснение нравственного смысла
пословиц о труде. Соотнесение пословиц с содержанием
прочитанных произведений.
Зима наступила (24 часа)
Коррекция
Выбор к иллюстрации подходящего заголовка.
памяти,
Составление рассказа по сюжетной картинке. Чтение
мышления,
трудных по структуре слов по слогами и целыми словами.
внимания на
Выбор из текста образных сравнений и определений.
основе упр-я
Ответы на вопросы словами из текста. Установление

лента букв.

Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.
Презентация;
слоговые
таблицы.

Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

«Разминка

6061

Снегурочка.
А.Слащёв

2

Комб
тип

62

Зима.
И.Суриков

1

Комб
тип

63

Декабрь.
С.Маршак

1

Комб
тип

64

Елка. По
В.Сутееву

1

Комб
тип

65

Елка. По
В.Сутееву

1

Комб
тип

причинно-следственных связей между поступками героев.
Графическое иллюстрирование.
Коррекция
Объяснение образных выражений (фразеологизмов).
памяти и
Понимание нравственного смысла выражения (выбор
развитие связной одного правильного ответа из 2 предложенных). Выбор из
речи на основе 2 предложенных одного заголовка, подходящего по
упр-я
смыслу содержанию части. Рассказывание сказки
«Перескажи».
поиллюстрациями готовому словесно-логическому плану.
Коррекция
Толкование образных выражений своими словами.
памяти,
Словесное рисование. Нахождение в тексте слов и
мышления,
выражений, с помощью которых автор создает картину
внимания на
зимнего леса. Выразительное чтение.
основе упр-я
«Разминка
Коррекция
Объяснение значения слова с опорой на материал
внимания,
учебника и иллюстрацию. Толкование смысла отдельных
памяти на
выражений текста. Узнавание объекта по образным
основе игры
сравнениям. Словесное рисование. Заучивание наизусть.
«Угадай-ка»
Коррекция
Пересказ отдельных частей текста с опорой на картинный
аналитикои словесно-логический планы. Нахождение ремарок
синтетической
автора для выбора подходящего тона голоса и темпа речи.
деятельности на Знакомство с книгами В.Сутеева (рассматривание
основе упр-я
обложек и иллюстраций). Рекомендации по выбору книг
«Расшифруй»
В.Сутеева в школьной библиотеке.
Коррекция
памяти на
основе чтения
стихотворения
наизусть.

Пересказ отдельных частей текста с опорой на картинный
и словесно-логический планы. Нахождение ремарок
автора для выбора подходящего тона голоса и темпа речи.
Знакомство с книгами В.Сутеева (рассматривание
обложек и иллюстраций). Рекомендации по выбору книг
В.Сутеева в школьной библиотеке.

Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.
Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

презентация,
выставка
книг.

Магнитофон
с записью
музыки
Чайковского
«Времена
года»,

66

Вечер под
Рождество. По
Л.Клавдиной

1

Комб
тип

67

Где лежало
«спасибо»?
Р.Тимершин

1

Комб
тип

68
69

На горке. По.
Н.носову

2

Комб.
тип

70
71

Лисичкасестричка и
серый волк.
Русская
народная сказка.

2

Комб
тип

72

Как Солнце с
Морозом
поссорились.
А.Бродский

1

Комб
тип

73

Зимняя сказка.

1

Комб

Коррекция
мыслительной
деятельности,
памяти на
основе дид.игры
"Найди и
прочитай"
Коррекция
логического
мышления, речи
на основе упр-я
«Закончи
предложения»
Коррекция
мышления, речи
на основе упр-я
«Ответь на
вопрос»
Коррекция
памяти,
мышления на
основе упр-я
«Найди
описание»
Коррекция
памяти на
основе упр-й
«Назови словопредмет»

Коррекция

Ответы на вопросы словами из текста. Установление
причинно-следственных связей между поступками героев.
Понимание мотивов поступков героев. Свободные
высказывания о праздновании Рождества.

Предметные
картинки
птиц;
сюжетная
картинка
«Кормушка»

Объяснение
образных
выражений.
Понимание
нравственного смысла поступков героя. Понимание
нравственного смысла понятия «уважение к старшим».
Выразительное чтение стихотворения с интонацией,
соответствующей знакам препинания.

Портрет
поэта;
сюжетные
картинки
«Зимние
забавы»
Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

Определение отношения автора кгероями событиям.
Элементарная оценка героев и их поступков с опорой на
текст произведения и вопросы учителя. Объяснение
нравственного смысла поступков героев. Пересказ текста
по картинкам. Рекомендации по выбору книг Н.Носова в
школьной библиотеке.
Объяснение слов и образных выражений с опорой на
иллюстрации и текст. Объяснение поступков героев и
мотивов, их вызвавших. Определение основных черт
характера героев. Рассказывание сказки по картинному
плану.
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Ответы на вопросы словами из текста.
Установление причинно-следственных связей между
поступками героев. Элементарная оценка характера .
главного героя. Определение тона голоса, подходящего
для передачи эмоционального содержания текста.
Выразительное чтение слов главного героя.
Объяснение образных выражений текста.
Объяснение

схемы,
картинки,
лента букв
иллюстрация
учебника.
Карточки,
Иллюстрация
учебника.

Сюжетные

П.Головкин

тип

74
75

Митины друзья.
Г.Скребицкий

2

Комб
тип

76

Снежная шапка.
В.Бирюков

1

Комб
тип

77

В шубах и
шапках. По
А.Тумбасову

1

Комб
тип

78

Не ветер бушует
над бором…
Н.Некрасов

1

Комб
тип

упр-е «Назовите

памяти,
мышления на
основе упр-я
«Перескажи по
плану»
Коррекция
памяти и
развитие связной
речи на основе
упр-я
«Расскажи».
Коррекция
памяти и
развитие связной
устной речи на
основе упр-я
«Расскажи».
Развитие
логического
мышления на
основе игры
«Угадай»

поступков герое и мотивов, их вызвавших. Коллективное
определение основной мысли сказки. Восстановление
деформированного картинного плана. Рассказывание
сказки по картинному плану.
Объяснение слова с опорой на текст, иллюстрации к
тексту и личный опыт. Установление причинноследственных связей между поступками героев.
Элементарная оценка характера главного героя.
Определение собственного отношения к поступкам героя.
Выбор отрывков текста, подходящих по смыслу к
иллюстрации. Составление рассказа с опорой на
иллюстрацию.
Узнавание объектов по образным сравнениям,
используемые в стихотворении и загадках.

Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Объяснение слова с опорой на материал
учебника. Нахождение в тексте образных сравнений.
Объяснение образных сравнений, используемых в тексте.
Выбор заголовка к тексту из нескольких предложенных.
Разгадывание загадки.
Коррекция
Объяснение слова с опорой на материал учебника.
памяти на
Нахождение образных сравнений в тексте стихотворения.
основе упр-я
Словесное описание образа – Мороза воеводы.
«Назови клички» Заучивание стихотворения наизусть.

картинки по
теме «Зима»

карточки
со словами.

Иллюстрации
учебника;
вопросы;
карточки
Мультимеди
йная
презентация;
пословицы о
зиме, загадки
о зиме,
Предметные
картинки
березы в
разное время
года.

79

Находчивый
медведь.
По В. Бианки

1

Комб. Коррекция
тип логического
мышления через
упр-е «Назовите
лишний предмет»

80

Зимние
приметы.
По А. Спирину

1

8182

Обобщающий
урок по разделу
«Зима
наступила»

2

Комб. Коррекция
тип логического
мышления через
отгадывание
загадок.
Комб. Коррекция памяти
тип на основе чтения
стихотворения
наизусть.

83

Как Винтик и
Шпунтик
сделали
пылесос.
Н. Носов

1

84

Одни
неприятности.
Г. Остер

1

Установление причинно-следственных связей между
поступками героев. Элементарные рассуждения на
основе анализа прочитанного текста. Словесное
рисование.
Объяснение
смысла
выражения,
использованного в тексте.

Иллюстрация
учебника;
карточки
слов из
словаря.

Объяснение слов «примета», «народная примета» с Иллюстрация
опорой на текст научно-популярной статьи. Ответы на учебника;
вопросы к тексту своими словами и словами автора.
карточки
слов из
словаря.
Свободное высказывание о зимних праздниках на Иллюстрация
основе личного опыта. Подбор слов, обозначающих учебника;
признак и действие предмета, образных сравнений с карточки
использованием
прочитанных
произведений. слов из
Воспроизведение содержания сказок, по опорным словаря.
словам; серии сюжетных картинок; одной сюжетной
картинке. Воспроизведение прочитанных произведений
на одну из тем, относящихся к разделу (зимние забавы,
жизнь животных в зимнее время и т.д.). Объяснение
смысла пословицы; сопоставление смысла пословицы с
содержанием прочитанного рассказа, его пересказ.
Веселые истории (8 часов)
Комб. Коррекция
Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из Карточки,
тип внимания, памяти рассказа.
Составление
рассказа
по
картинке. схемы,
на основе игры
Установление причинно-следственных связей между картинки,
«Угадай-ка»
поступками героев. Анализ содержания иллюстрации с лента букв.
опорой на текст и вопросы. Рассматривание
иллюстрации к другим частям книги Н. Носова
«Приключения Незнайки и его друзей».
Комб. Коррекция
Установление причинно-следственных связей между
Портрет
тип логического
поступками героев. Определение тона голоса,
писателя;
мышления через
подходящего для передачи эмоционального содержания карточки со
отгадывание
текста. Выразительное чтение диалогов.
словами

загадок.
85

Однажды утром.
М. Пляцковский

1

Комб. основе упр-я
тип «Выбери
правильный
ответ».

учебник,
Определение отношения к поведению и поступкам
главного героя. Словесное рисование. Выборочный
пересказ с опорой на иллюстрацию. Пересказ текста на
основе готового плана.

выставка
книг,
рисунок
воробья.
Аудио
запись,

86

Почему комары
кусаются.
В.Бирюков

1

Комб
тип

87

Вот какой
рассеянный.
С.Маршак

1

Комб
тип

88

Две лишние
коробки. По
О.Кургузову

1

Комб
тип

89

Отвечайте,
правда ли?
Г.Чичинадзе

1

Комб
тип

90

Обобщающий
урок по разделу
«Веселые
истории»

1

Комб
тип

Коррекция
логического
мышления на
основе игры
«Лишнее буква,
слог, слово».
Коррекция
мыслительной
деятельности на
основе дид.игры
"Найди и
прочитай"
Развитие памяти,
внимания на
основе игры
«Кто быстрее».

Объяснение слова с опорой на иллюстрацию.
Установление причинно-следственных связей между
поступками героев. Восстановление деформированного
картинного плана. Полный подробный пересказ.

Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

Объяснение слова с опорой на материал учебника.
Составление рассказа с опорой на иллюстрацию.
Определение собственного эмоционального отношения к
художественному образу главного героя.

Иллюстрация
учебника;
карточки
слов из
словаря.

Установление причинно-следственных связей между
поступками героев. Установление мотивов поступков
героев. Словесное рисование.

Коррекция
памяти,
мышления на
основе дид.игры
«Угадай, какой
это месяц».
Коррекция
мыслительной
деятельности на
основе дид.игры
"Найди и
прочитай"

Рассматривание иллюстраций. Выбор из текста отрывков,
подходящих по смыслу к иллюстрации.

Иллюстрация
учебника;
карточки
слов из
словаря.
Карточки со
словами;
иллюстрация
учебника.

Воспроизведение текстов прочитанных произведений, по
вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Ответы на
вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного
произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его
друзей»; пересказ отдельных эпизодов. Отчет о
самостоятельно прочитанной книге. Рекомендации по

Пейзажные
картины всех
времен год;
слайд-шоу
«Весенние
воды»

91

Март.
В.Алферов

1

Комб.
тип

92

Восьмое марта.
По М.Фроловой

1

Комб
тип

93

Инструктаж по
ТБ. Восьмое
марта. По
М.Фроловой

94

Забота.
Е.Благинина

95

Бабушкина
вешалка. По
А.Соколовскому

внеклассному чтению стихотворения С.Марашака «Вот
какой рассеянный» (рассматривание иллюстраций).
Полюбуйся, весна наступает… (13 часов)
Коррекция
Установление смысловых связей между отдельными
мышления,
предметами
и
объектами,
изображенными
на
внимания на
иллюстрации. Составление рассказа по сюжетной
основе упр-я
картинке. Объяснение образных выражений текста.
«Раздели на
Определение собственного эмоционального отношения к
части»
художественным
образам,
воссозданным
в
стихотворении. Эмоциональная оценка текста.
Коррекция
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
мышления на
словами. Установление причинно-следственных связей
основе упр-я
между поступками героев. Выбор из текста отрывков,
«Озаглавь
подходящих к иллюстрации. Рисование открыток на
части»
заданную тему: работа в парах и малой группе.

Предметные
картинки
домашних
животных;
иллюстрация
учебника
Картинывесны; слова
для
словарной
работы.

Комб
тип

Коррекция
мышления на
основе упр-я
«Озаглавь
части»

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми
словами. Установление причинно-следственных связей
между поступками героев. Выбор из текста отрывков,
подходящих к иллюстрации. Рисование открыток на
заданную тему: работа в парах и малой группе.

1

Комб
тип

1

Комб
тип

Коррекция
памяти на
основе чтения
стихотворения
наизусть.
Развитие памяти,
на основе игры
«Кто быстрее».

Ответы на вопросы по содержанию текста. Понимание
Иллюстрация
нравственного смысла понятий
«забота о близких», учебника;
«внимание к близким».
карточки
слов из
словаря;
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
Предметные
словами. Установление причинно-следственных связей
картинки
между поступками героев. Понимание мотивов поступков птиц;
героев. Выявление собственного отношения к поступку
сюжетная
героя. Понимание нравственного смысла понятий «забота картинка.пре
о близких», «внимание
к близким». Выбор одного зентация.

1

Картинывесны; слова
для
словарной
работы.

96

Последняя
льдина. По
В.Бианки

1

Комб
тип

Коррекция
мышления на
основе упр-е
«Замени по
смыслу»

97

Весна.
А.Плещеев

1

Комб
тип

98

Скворцы
прилетели. По
А.Баркову

1

Комб.
тип

99

Всему свой срок.
По Э.Шиму

1

Комб
тип

100

Полюбуйся,
весна
наступает…
И.Никитина

1

Комб
тип

101

Весенний вечер.

1

Комб

Коррекция
мышления,
памяти на
основе упр-я
«Расположи в
нужной последсти»
Коррекция
мышления, речи,
памяти на
основе упр-я
«Опиши»
Коррекция
памяти,
мышления,
внимания на
основе упр-я
«Разминка»
Коррекция
мышления, речи,
внимании на
основе упр-я
«Читай по
ролям».
Коррекция

заглавия к рассказу из нескольких предложенных.
Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Объяснение значения трудных слов и смысла
образных выражений с опорой на текст и имеющиеся
представления. Установление причинно-следственных
связей между названием текста и его содержанием.
Нахождение и объяснение образных сравнений в текстах
загадок.
Объяснение отдельных слов с опорой на материал
учебника. Нахождение в тексте образных выражений
сравнений. Графическое иллюстрирование. Заучивание
стихотворения наизусть.

Презентация;
сюжетные
картинки;
карточки со
словами
Выставка
книг;
иллюстрации
колчана со
стрелами;

Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми
словами. Нахождение в тексте рассказа образных
сравнений. Ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста. Пересказ текста по иллюстрациям.
Свободные рассказы о весенних птицах.
Объяснение смысла образных выражений своими
словами. Выбор из текста отрывков, подходящих по
смыслу к иллюстрациям.

Иллюстрация
учебника;
карточки со
словами.

Определение настроения автора; подтверждение вывода
строчками из стихотворения. Объяснение смысла
образных выражений своими словами. Выразительное
чтение. Заучивание стихотворения наизусть.

слова для
словарной
работы.

Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми

Выставка

фоторепроду
кции бри на
море.

По Ю.Ковалю

тип

102

Опасная
красавица. По
Ю.Дмитриеву

1

Комб
тип

103

Обобщающий
урок по разделу
«Полюбуйся,
весна
наступает…»

1

Комб
тип

104
105

Хаврошечка.
Русская
народная сказка.

2

Комб
тип

106
107

Сказка о
серебряном
блюдечке и
наливном
яблочке. Русская
народная сказка.

2

Комб
тип

аналитикосинтетической
деятельности на
основе упр-я
«Расшифруй»

словами.
Составление
рассказов-описаний
по книг
иллюстрациям. Сравнение иллюстрации с картиной
природы, представленной в тексте. Воссоздание звуков,
запахов, цветовой гаммы весеннего леса. Свободные
рассказы на тему «Ранняя весна»; обмен впечатлениями
об увиденном с опорой на вопросы учителя.
Способствовать Описания растения на основе иллюстрации и
Карточки со
коррекции
прочитанного текста. Объяснение слова с опорой на
словами;
мышления, через текст. Формулировка элементарных суждений и
иллюстрация
упр-е
доказательств.
учебника.
«Пословицы».
Коррекция
Ориентировка в учебнике по оглавлению. Соотнесения
Иллюстрация
внимания,
название раздела с текстом стихотворения, включенного в учебника;
памяти на
его содержание. Соотнесение текста прочитанных
сюжетные
основе игры
произведений с народными приметами. Воспроизведение картинки.
«Угадай-ка»
текста прочитанных произведений по вопросам,
иллюстрациям, опорным словам. Объяснение пословицы;
соотнесение ее смысла с содержанием одного из
прочитанных рассказов.
В мире волшебной сказки (11 часов)
Коррекция
Ответы на вопросы словами текста. Объяснение
Презентация;
мышления, речи,
отдельных выражений сказки. Элементарная оценка
портрет
внимании на
поступков героев. Определение основных черт героев с
писателя;
основе упр-я
опорой на картинки.
иллюстрация
«Читай по
учебника
ролям».
Коррекция речи, Объяснение слова с опорой на материал учебника и
Карточки,
памяти на
иллюстрацию. Рассказывание сказки по частям с опорой
схемы,
основе упр-я
на
серию
сюжетных картинок.
Формулировка картинки,
«Расскажи»
элементарных суждений и доказательств. Определение
лента букв.
основных черт характера героев. Элементарная оценка
поступков героев. Определение волшебного и реального в
сказке.

108

У лукоморья дуб
зеленый…
А.Пушкин

1

Комб
тип

109
110

Подарки феи. По
Ш.Перро

2

Комб
тип

111

Горшочек каши.
Братья Гримм

1

Комб
тип

112

Наши сказки. По
В.Порудоминско
му

1

113
114

Обобщающий
урок по разделу
«В мире
волшебной
сказки»

2

115

Царь-колокол.

1

Коррекция
памяти,
мышления на
основе упр-я
«Объясни»
Коррекция
аналитикосинтетической
деятельности на
основе упр-я
«Расшифруй»

Коррекция
внимания,
памяти на
основе игры
«Угадай-ка»
Комб
Коррекция
тип мышления, речи,
внимании на
основе упр-я
«Читай по
ролям».
Комб
Коррекция
тип
мышления на
основе игры
«Лишнее буква,
слог, слово»».

Комб.

Объяснение слова с опорой на материал учебника.
Словесное рисование. Составление рассказа по
иллюстрации. Заучивание стихотворения наизусть.

Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

Ответы на вопросы словами текста. Установление
причинно-следственных связей между поступками героев.
Сравнение поступков героев. Сравнение основных черт
характера героя. Определение волшебного и реального в
сказке. Объяснение основной мысли сказки с опорой на
содержание. Рассказывание сказки по иллюстрациям и
словесно-логическому плану.
Формулировка элементарных суждений и доказательств.
Определение волшебного и реального в сказке.
Выборочный пересказ. Подбор отрывков из текста,
соответствующих сюжетным картинкам.

Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

Установление причинно-следственных связей. Ответы на
вопросы словами текста.

Рассказывание прочитанных сказок по вопросам,
иллюстрациям, опорным словам. Определение характеров
героев прочитанных сказок. Определение собственного
отношения к героям сказок и их поступкам. Обсуждение в
парах (малых группах) отношения к героям и их
поступкам. Чтение диалогов и сказок по ролям. Отчет о
сказке, прочитанной во внеурочное время. Игравикторина «В гостях у сказки».
Родная земля (10 часов)
Коррекция
Рассматривание иллюстрации; ответы на вопросы по ее

цветок –
ноготок (с
отрывными
лепестками);
презентация.
Карточки со
словами;
иллюстрация
учебника.
Презентация;
иллюстрация
учебника

Карточки со

М.Ильин

тип

116

Город на Неве.
С.Васильева

1

Комб
тип

117

Где всего
прекрасней на
земле.
Д.Павлычко
Сочинение на
тему. С.Вербова

1

Комб
тип

1

Комб
тип

119

Какое это слово?
По Л.Кассилю

1

Повто
р.обо
бщ.

120

Главное Дело.
По
Б.Никольскому

1

Комб
тип

118

мышления, речи,
внимании на
основе упр-я
«Читай по
ролям».

содержанию. Знание названия страны, в которой мы
живем, столицы, главной площади столицы. Ответы на
вопросы словами из текста. Установление причинноследственных связей между событиями, описанными в
тексте. Свободное высказывание на тему «Москва –
столица нашей Родины» или «Кремль – сердце Москвы».
Коррекция
Чтение трудных по структуре слов слогами и целыми
эмоциональной словами. Рассматривание иллюстраций. Соотнесение
сферы через упр- иллюстраций с отрывками из текста. Знание имени
е «Улыбка»
основателя
Санкт-Петербурга
и
главных
достопримечательностей города.
Развитие памяти,
внимания
на основе игры
«Кто быстрее».
Коррекция
памяти,
мышления на
основе дид.игры
«Угадай, какой
это месяц».
Коррекция
мышления,
внимания на
основе упр-я
«Раздели на
части»
Коррекция
памяти на
основе чтения
стихотворения
наизусть.

Нахождение в стихотворении образных сравнений, их
объяснение. Объяснение значения слов с опорой на текст
стихотворения.
Понимание нравственного смысла понятий «Родина» и
«любовь к Родине» с опорой на содержание рассказа.
Объяснение смысла пословиц о Родине.

Ответы на вопросы словами из текста. Уяснение
нравственного смысла понятия «мир» и образное
выражение «мирное небо».

Установление причинно-следственных связей между
событий, описанными в тексте. Уяснение нравственного
смысла понятия «защитник Родины».

словами,
иллюстрация
учебника;

Аудиозапись
«Утро в
лесу».карточ
ки со
словарными
словами.
Портрет
писателя,
иллюстрации
к тексту;
Карточки с
именами
героев,
карточки для
исключения
лишнего.
Карточки со
словами.

Карточки со
словами;
иллюстрация
учебника.

121

Защита.
А.Усачев

1

Комб
тип

122

Никто не знает,
но помнят все.
По Л.Кассилю

1

Комб
тип

123

День Победы.
Т.Белозеров

1

Комб
тип

124

Обобщающий
урок по разделу
«Родная земля»

1

Повто
робоб
щ.

125

Ливень.
С.Козлов

1

Комб
тип

Коррекция
мышления,
памяти на
основе упр-я
«Сравни»
Коррекция
памяти на
основе упр-я
«Разминка
Коррекция
вербальной
памяти на
основе упр-й
«Назови словопредмет»
Коррекция
мышления на
основе упр-я
«Выбери
картину»

Ответы на вопросы словами из текста. Уяснение значения Карточки со
слов
«Родина»,
«Отчизна».
Формулирование словами;
элементарных суждений и умозаключений.
иллюстрация
учебника.
Ответы на вопросы по содержанию словами из текста.
Объяснение смысла выражения «Имя твое неизвестно,
подвиг твой бессмертен» с опорой на вопросы и тест
рассказа. Объяснение значения слова «подвиг» и
выражения «защитник Родины».
Свободные рассказы о праздновании 9 мая; значение
этого праздника в жизни россиян.

Воспроизведение содержания прочитанных текстов на
основе вопросов. Формулирование элементарных
суждений и умозаключений по содержанию прочитанного
произведения с опорой на начало предложения.
Объяснение смысла пословицы. Объяснение образного
сравнения «Родина – мать» с опорой на тексты
прочитанных произведений. Свободные рассказы о
Родине, родном городе или селе, своих чувствах к месту,
где родился и вырос; любви к своей семье, своим
родителям, братьям и сестрам.
Лето пришло (11 часов)
Коррекция
Рассматривание сюжетной картинки; определение ее
мышления, речи, содержания, определение и объяснение эмоционального
внимании на
состояния отдельных объектов, изображенных на
основе упр-я
картинке. Установление причинно-следственных связей
«Читай по
между событием, изображенным в сказке, и
ролям».
эмоциональным состоянием ее персонажей. Определение

Лента
времени

Карточки со
словами;
иллюстрация
учебника
Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

126

Тучка.
Г.Граубин

1

Комб
тип

Коррекция
аналитикосинтетической
деятельности на
основе упр-я
«Расшифруй»
Коррекция
мышления, речи,
внимании на
основе упр-я
«Читай по
ролям».
Развитие памяти,
внимания
на основе игры
«Кто быстрее».

127
128

Хитрый
одуванчик.
Н.Павлова

2

Комб
тип

129

Одуванчик.
Е.Благинина

1

Комб
тип

130

Встреча со
змеей. По
А.Дорохову

1

Комб
тип

Коррекция
мышления на
основе игры
«Лишнее буква,
слог, слово».

131

Летний снег.
А.Бродский

1

Комб
тип

Коррекция
мышления, речи,
внимании на
основе упр-я
«Читай по
ролям».

тона голоса, подходящего для передачи эмоционального
состояния персонажей сказки. Выразительное чтение
диалогов.
Объяснение смысла образного выражения. Установление
причинно-следственных связей между событиями
стихотворения. Заучивание наизусть.

Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

Выборочный пересказ. Сравнительное описание на
основе иллюстраций. Формулирование элементарных
суждений и умозаключений.

Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

Нахождение в тексте определений, характеризующий
описываемый в стихотворении цветок; объяснение их
смысла. Осмысление художественного образа, созданного
в стихотворении, на основе личного опыта.
Выразительное чтение.
Чтение трудных по структуре слов слогами и целыми
словами. Ответы на вопросы словами из текста;
объяснение отдельных выражений. Установление
причинно-следственных связей между поступками героев.
Описание персонажей рассказа с опорой на иллюстрацию
и текст. Деление текста на части по предложенному
плану. Полный подробный пересказ.
Объяснение образного сравнения, использованного в
стихотворении. Определение эмоционального отношения
к
явлению,
описываемому
в
стихотворении.
Выразительное чтение стихотворения с интонацией,
соответствующей знакам препинания.

Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.
Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

Карточки,
схемы,
картинки,
лента букв.

132

После зимы
будет лето.
В.Голявкин

1

Комб.
тип

133

Хозяюшка.
О.Тарнопольска
я

1

Комб
тип

134

Летние приметы.
По А.Спирину

1

Повто
робоб
щ.

135

Обобщающий
урок по разделу
«Лето пришло»

1

Комб
тип

136

Внеклассное
чтение

1

Комб
тип

Коррекция
мышления на
основе упр-е
«Замени по
смыслу»
Коррекция
внимании на
основе упр-я
«Расшифруй»
Коррекция
мышления, речи,
внимании на
основе упр-я
«Читай по
ролям».
Коррекция
памяти,
мышления,
внимания на
основе упр-я
«Разминка»

Коррекция
мышления, речи,
внимании на
основе упр-я
«Читай по
ролям»

Определение черт характера главного героя рассказа.
Элементарная оценка поведения главного героя рассказа;
выявление собственного отношения к его поведению.

Портрет
писателя;
карточки со
словами

Нахождение в тексте слов, характеризующих признаки
предмета – отгадки. Формулирование элементарных
умозаключений, связанных с объяснением названия
текста. Сравнение сходных по содержанию текстов.
Объяснение значения слова «примета», «примечать».
Соотнесение примет с поведением птиц в природе.

Тексты для
чтения.
Мультимеди
йная
презентация;
загадки о
лете,

Определение названия прочитанной сказки путем
иллюстратив
отгадывания загадки; воспроизведение текста сказки;
ный
графическое иллюстрирование. Объяснение слова
материал
«примета». Воспроизведение известных примет по памяти
или с опорой на прочитанные тексты; объяснение
значения примет в жизни человека. Определение
названий стихотворений и их авторов по отрывкам.
Воспроизведение текстов прочитанных произведений по
вопросам и опорным словам. Свободные рассказы на тему
«Летние каникулы». Обсуждение в парах и группах темы
«Почему я люблю летние каникулы?».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».