Профильный труд Цветоводство 7 а класс

2

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту (ФГОС) образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы являются следующие документы:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на
территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на
дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Труд занимает ведущее место среди различных видов деятельности человека. Он служит важным средством развития всех способностей
человека, выступает способом удовлетворения его потребностей, фактором социального прогресса.

3

Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Задачи изучения предмета:
1.
развитие социально ценных качеств личности;
2.
обучение обязательному общественно полезному производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и
доступных видов труда дома;
3.
расширение знаний о материалах, их свойствах, технологии использования;
4.
ознакомление с ролью человека-труженника и его местом на современном производстве;
5.

формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;

6.
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
7.

коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

8.

коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

9.

коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;

Рабочая программа в 7А классе рассчитана на 7 часов неделю, 238 часов в год.
Ориентирована на учебник: Карман Н.М. Цветоводство и декоративное садоводство. 7 класс: учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательны программы/ Н.М. Карман, Г.Г. Зак. - М.: Просвещение, 2023. - 207 с.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм органи-зации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

4

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции,
необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
К личностным результатам обучающихся относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, необходимыми в повседневной жизни;
6) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

5

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Предметные результаты представлены двумя уровнями : минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня обучающегося по отдельным предметам не является препятствием к
получению им образования по этому варианту программы.

Минимальный уровень.
1. Знание названий некоторых материалов-картон, полотно (плотная
льняная ткань), древесина, поролон, дренаж,сок, глина, бетон,
щебень.
Знание изделий, которые из них изготавливают и применяют в
быту, игре, учёбе, отдыхе: бумажный пакет, бумажные салфетки,
картонные коробки, открытки, альбомная бумага, почтовая марка,
верёвка, полотняный мешочек, деревянные колышки, поролоновая
губка, глиняные горшки, кашпо, садовые вазы и вазоны;
2. Представления о некоторых свойствах
используемых материалов:
— бумага — гладкий, пластичный, впитывающий материал;
— картон — гладкий, впитывающий материал;
— полотно (плотная льняная ткань) —гладкий, впитывающий
материал;
— поролон — лёгкий, пористый, впитывающий материал;
— дренаж (в растениеводстве и цветоводстве) —
водопроницаемый, рассыпчатый материал;
— песок — водопроницаемый, рассыпчатый материал;
— глина — водонепроницаемый, пластичный материал;
— бетон — прочный, плотный, водонепроницаемый материал;
— щебень — сыпучий, прочный, плотный, водопроницаемый
материал;
3. Знание и употребление понятия «подсобное помещение».

Достаточный уровень.
1. Определение (с помощью учителя) возможностей различных
материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в
соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметнопрактической деятельности;

2. Экономное расходование материалов при проведении
практических работ: бумаги, картона, верёвки, полотна (плотная
льняная ткань), поролона, дренажа, песка, удобрений и др.

6

Знание и употребление понятия «инвентарь» и правил хранения
материалов в подсобном помещении: инвентаря, почвенных
смесей, удобрений, воды.
Знание и употребление понятий «специальная одежда», «виды
специальной одежды».
Знание и выполнение санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами в специальной одежде.
Знание и выполнение санитарно-гигиениxеских требований при
работе с удобрениями (органические удобрения, минеральные
удобрения);
4. Отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов
(инвентаря), необходимых для работы:
— знание и употребление названий, относящихся к понятию
«инвентарь»: лопаты, грабли, мотыга-бороздовичок, скребки,
садовые ножницы, мётлы, садовые совки, мешки для мусора, баки,
цветочные горшки, почвенное сито, лейки, пульверизатор,
пикировочные колышки, рыхлитель-кошка, верёвка, шнур, мерная
лента;
— умение показать инвентарь по просьбе учителя: лопаты, грабли,
мотыгу-бороздовичок, скребки, садовые ножницы,
мётлы, садовые совки, мешки для мусора, баки, цветочные горшки,
почвенное сито, лейки, пульверизатор, пикировочные колышки,
рыхлитель-кошку, верёвку, шнур, мерную ленту;
— умение отбирать (с помощью учителя) инвентарь, необходимый
для выполнения практических работ: лопаты, грабли, мотыгубороздовичок, скребки, садовые ножницы, мётлы, садовые совки,
мешки для мусора, баки, цветочные горшки, почвенное сито, лейки,
пульверизатор, пикировочные колышки, рыхлитель-кошку, верёвку,
шнур, мерную ленту;
5. Представления о правилах безопасной работы с инструментами и
оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при
выполнении работы в мастерской с клеем, ножницами; с

3. Планирование (с помощью учителя) предстоящей практической
работы (в соответствии с программным материалом при проведении
практических работ);

4. Знание оптимальных и доступных технологических приёмов
ручной обработки инструментов (инвентаря) в зависимости от их
свойств и поставленных целей: обработка лопаты, граблей, мотыгибороздовичка, скребка, садовых ножниц, садовых совков,
цветочных горшков, почвенного сита, лейки, пульверизатора,
рыхлителя-кошки и др.;

7

материалами и инструментами (инвентарём) при выполнении
заданий и практических работ:
лопатой, граблями, мотыгой, скребком, садовыми ножницами,
садовыми пилами, метлой, садовым совком, пикировочными
колышками, рыхлителем-кошкой;
6. Владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее
распространённых производственных технологических процессов в
цветоводстве и декоративном садоводстве:
— подбор специальной одежды в зависимости от времени года,
погодных условий, видов выполняемых практических работ;
— уход за комнатными растениями;
— выбор и подготовка однолетних растений для сбора семян;
— сбор семян однолетних и многолетних цветковых растений в
сухую и дождливую погоду;
— работа с инвентарём;
— составление земляной смеси;
— уход за садовыми дорожками и площадкой;
— расфасовка семян по пакетикам;
— обмолот и очистка семян;
— выращивание комнатных бархатцев;
— заполнение цветочного горшка земляной смесью;
— посев семян;
— перевалка комнатного растения;
— пользование мерными инструментами;
— методы борьбы с сорняками;
— отбор удобрений

5. Осуществление текущего самоконтроля выполняемых
практических действий и
корректировка хода практической работы
(в соответствии с программным материалом при проведении практических работ);

7. Чтение (с помощью учителя) технологической карты,
используемой в процессе изготовления изделия.
8. Представления о разных видах профильного труда (в
цветоводстве и декоративном садоводстве): садовник, цветовод,
рабочий зелёного хозяйства;

6. Понимание общественной значимости
своего труда, своих достижений в обла-

8

Проявление критичности трудовой деятельности: проявление
9. Понимание красоты труда и его результатов;
адекватного отношения к результатам собственной и чужой
деятельности («нравится»/«не нравится») при выполнении
10. Заботливое и бережное отношение к общественному достоянию творческих работ; сообщений, альбомов; создании проектов;
и родной природе:
оформлении клумб, цветников.
— знание растений, занесённых в Красную книгу;
— знание и выполнение правил бережного сбора и хранения семян;
— знание и выполнение правил ухода за рассадой;
— знание и выполнение правил бережного расходования
материалов;
— знание и выполнение правил бережного отношения к
инвентарю;
11. Понимание значимости правильной организации школьного
рабочего места, обеспечивающей внутреннюю дисциплину:
— знание о необходимости и потребность в уборке рабочего места
после выполнения работ в мастерской;
— знание и выполнение обязанностей дежурного;
12. Выражение отношения к результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/не нравится):
— при оформлении поздравительных открыток;
— при оформлении стенгазет, сообщений, альбомов;
— при создании проектов;
— при оформлении клумб, цветников;
13. Выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное
реагирование на них; комментирование и оценка в
доброжелательной форме достижений товарищей, высказывание
своих предложений и пожеланий; проявление заинтересованного
отношения к деятельности своих товарищей и результатам их
работы; выполнение общественных поручений по уборке
мастерской после уроков трудового обучения (с помощью учителя);
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий;

9

охране природы и окружающей среды.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления — устные письменные, практические;

по характеру выполнения — репродуктивные,продуктивные, творческие;
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что даёт основание
оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности, оценку письменных ответов целесообразно соотносить с результатами, продемонстрированными
учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«очень хорошо» (отлично) — свыше 65%.
Оценка устных ответов:

Оценка 5 ставится, если ученик отвечает на вопросы правильно, развернутыми предложениями. Использует незначительную помощь
учителя.

Оценка 4 ставится, если ученик допускает незначительные ошибки, неточности. Использует направляющую помощь учителя.

Оценка 3 ставится, если в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (
наводящие вопросы учителя), при ответе допускает ошибки.
Оценка практической работы:

Оценка 5 ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 погрешностей;

оценка 4 ставится при наличии 1-2 недочета или одной ошибки;

оценка 3 ставится при выполнении ½ от объема предложенных заданий.

10

Формирование базовых учебных действий.
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и
достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную
деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для
решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные
учебные
действия
представлены
умениями:
дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временнопространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения
обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого
действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического
работника, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;

11

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию педагогического работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического
работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении
конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе
осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру
оценки БУД.

12

Cодержание учебного предмета «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство».
Содержание учебного предмета «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» в 7 классе представлено следующими
разделами:
Раздел 1. Осенние работы в цветнике.
Раздел 2. Благоустройство участков с зелёными насаждениями.
Раздел 3. Удобрения для цветочно-декоративных растений.
Раздел 4. Классификация цветковых растений.
Раздел 5. Размножение комнатных растений.
Раздел 6. Выращивание рассады однолетних цветочных растений.
Раздел 7. Весенние работы в цветнике.
Формы организации учебных занятий — классно-урочная, групповая, индивидуальная.
Номер темы

1.

2

Название темы
Содержание
Основные виды учебной деятельности
Введение.
Вводное Знакомство с правилами Чтение текста учебника. Ответы на вопросы.
занятие.
работы
с
учебником. Выполнение заданий.
Условные обозначения.
Выбор и подготовка Понятие
«здоровое Повторение материала.
однолетних цветочных растение».
Чтение текста учебника.
растений
к
сбору Признаки выбора растений Запись словарных слов в тетрадь.
семян.
для сбора семян.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Выполнение творческого задания.
Заполнение таблицы.
Чтение раздела «Это интересно...»
Практическая работа Сбор семян циннии,
Подготовка материалов и инструментов. Срезка плодов с
№1
василька,львиного зева.
цветоножкой. Снятие плода вручную.
Укладка плодов в картонную коробку для просушивания.
Связка растений в пучки. Подвешивание пучков.
Петуния
Характеристика петунии.
Повторение материала.
крупноцветковая.
Правила сохранения
Чтение текста учебника.
петунии в зимний период.
Запись словарных слов в тетрадь.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.

13

3

4

5

6

Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Практическая
Выкопка петунии
Повторение правил работы с материалами и
работа No 2
крупноцветковой
садовыми инструментами. Выкопка петунии
крупноцветковой
Красоднев —
Характеристика
Повторение материала.
зимующий
красоднева. Уход и
Чтение текста учебника. Запись словарных слов в
многолетник.
размножение красоднева.
тетрадь.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...». Выполнение
творческого задания.
Практическая
Деление красноднева.
Повторение правил работы с материалами и садовыми
работа No 3.
инструментами. Выкопка куста красоднева.
Кустарники, исВиды кустарников,
Повторение материала.
пользуемые в
используемых в озеленении. Чтение текста учебника.
озеленении.
Чубушник.
Запись словарных слов
Калина. Акация жёлтая.
в тетрадь. Ответы
на вопросы. Выполнение заданий. Чтение раздела «Это
интересно...».
Выполнение творческого
задания. Заполнение таблицы «Характеристики жасмина,
калины и акации»
Осенний уход за
Уход за почвой.
Повторение материала.
кустарниками.
Прополка кустарников.
Чтение текста учебника.
Обрезка кустарников.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
Санитарная и формовочная Выполнение
обрезка.
заданий. Чтение раздела «Это интересно...». Выполнение
творческого задания.
Инвентарь и
Инвентарь для ухода за
Повторение материала.
инструменты для
кустарниками. Правила
Чтение текста учебника.
ухода за кустарниками. безопасной работы с
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
садовыми пилами.
Выполнение
заданий. Чтение раздела «Это интересно...». Выполнение
творческого задания.

14

Практическая
работа No 4.

7

Многолетники,
не зимующие в
открытом грунте.

Практическая
работа No 5.
8

Уход за молодыми
посадками
зимующих многолетников.

Практическая
работа No 6.

9

Понятие о
благоустройстве.

10

Благоустройство
школьного двора.

Уход за кустарниками.

Повторение правил работы с материалами и садовыми
инструментами. Санитарная обработка кустарников.
Сбор опавших листьев и срезанных веток, упаковка их в
мусорные мешки.
Многолетники,
Повторение материала.
не зимующие в
Чтение текста учебника.
открытом грунте.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
Канна.
Выполнение
заданий. Чтение раздела «Это интересно...». Выполнение
творческого задания.
Выкопка корневища Канны. Повторение правил работы с материалами и садовыми
инструментами. Санитарная обработка кустарников. Выкопка корневища канны. Ответы на вопросы.
Уход за молодыми посадками Повторение материала.
зимующих многолетников. Чтение текста учебника.
Нетканый укрывной
Запись словарных слов
материал.
в тетрадь. Ответы на вопросы. Выполнение заданий.
Решение задач.
Чтение раздела «Это интересно...». Выполнение
творческого задания.
Укрытие молодых
Повторение правил работы с материалами и садовыми
многолетников на зиму.
инструментами. Санитарная обработка кустарников.
Укрытие молодых многолетников на зиму. Ответы на
вопросы.
Понятие о благоустройстве. Повторение материала.
Благоустройство
Чтение текста учебника.
квартир и жилых домов.
Запись словарных слов
Благоустройство двора.
в тетрадь. Ответы на вопросы. Выполнение заданий.
Благоустройство парков и
Чтение раздела «Это интересно...».
скверов. Благоустройство
Выполнение творческого задания.
населённого пункта.
Цель благоустройства
Повторение материала.
школьного двора.
Чтение текста учебника.
Благоприятный
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
микроклимат.
Выполнение заданий. Чтение раздела «Это интересно...».

15

11

Благоустройство
парков.

12

Садовы дорожки.

13

Виды садовых
дорожек.

14

Уход за садовыми
дорожками.
Практическая
работа No 7.

15

Общие сведения
об удобрениях.

16

Виды органических удобрений.

Размещение деревьев и
Выполнение творческого задания.
кустарников на школьном
дворе. Размещение цветников
на школьном дворе.
История благоустройства
Чтение текста учебника. Запись словарных слов в
парков. Благоустройство
тетрадь. Ответы на вопросы. Выполнение заданий.
парков в настоящее время.
Чтение раздела «Это интересно...». Выполнение
Клумба сложной
творческого задания.
конфигурации.
Тропинки (полевые),
Чтение текста учебника.
тротуары (городские),
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
садовые. Тротуар.
Выполнение
Верхнее покрытие дорожки. заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Основание дорожки.
Выполнение творческого задания.
Садовые дорожки с мягким Чтение текста учебника.
покрытием. Грунтовые
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
дорожки.
вопросы. Выполнение заданий. Чтение раздела
Песчано-гравийные дорожки. «Это интересно...». Выполнение творческого
Устройство дорожки.
задания.
Садовые дорожки с твёрдым
покрытием.
Уход за садовыми дорожками Чтение текста учебника.
весной, летом, осенью,
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
зимой.
Выполнение заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Дерновая бровка.
Выполнение творческого задания.
Уход за садовыми
Повторение правил работы с материалами и садовыми
дорожками.
инструментами. Уход за садовыми дорожками.
Ответы на вопросы.
Понятие «удобрение».
Чтение текста учебника.
Органические удобрения.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
Минеральные удобрения.
Выполнение заданий. Решение задач.
Чтение раздела «Это интересно...». Выполнение
творческого задания.
Виды органических
Чтение текста учебника.
удобрений. Торф. Навоз.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.

16

Птичий помёт.
Компост.
Понятие «минеральные
удобрения». Доза удобрения.

17

Минеральные
удобрения.

18

Простые минеральные Простые минеральные
удобрения.
удобрения. Азотные
удобрения. Хлороз листьев.
Калийные удобрения.
Фосфорные
удобрения.
Комплексные
Комплексные
минеральные
минеральные удобрения.
удобрения.
Способы внесения
минеральных
удобрений. Правила
безопасной работы с
удобрениями.
Практическая
Приготовление
работа No 8.
раствора для
подкормки растений.
Система
Понятие «классификация
классификации
растений».
цветковых растений.

19

20

21

Производственная
классификация
цветочнодекоративных
растений

Производственная
классификация цветочнодекоративных
растений. Признаки
классификации растений.
Место выращивания.
Продолжительность

Выполнение заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Чтение текста учебника. Запись словарных слов в
тетрадь. Ответы на вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздел«Это интересно...». Выполнение
творческого задания.
Чтение текста учебника. Запись словарных слов в
тетрадь. Ответы на вопросы. Выполнение заданий.
Чтение раздел«Это интересно...». Выполнение
творческого задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...». Выполнение
творческого задания.
Повторение правил работы с материалами и садовыми
инструментами. Приготовление раствора для подкормки
растений. Ответы на вопросы.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...». Выполнение
творческого задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.

17

22

23

24

25

26

27

жизненного цикла. Сходство
по некоторым
биологическим свойствам.
Декоративные
качества.
Ботанико-систеНаучная система
матическая
классификации
классификация
растений. Вид.
цветковых растений. Род. Семейства.
Классы.
Двулетние цветочно- Настоящие двулетники.
декоративные растения Места обитания анютиных
глазок.

Чтение текста учебника. Запись словарных слов в
тетрадь. Технологическая карта. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.

Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы. Выполнение заданий. Чтение
раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Двулетники весеннего Анютины глазки.
Чтение текста учебника.
цветения.
Маргаритка многолетняя.
Запись словарных слов в тетрадь. Технологическая карта.
Незабудка лесная.
Ответы на вопросы. Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Двулетники летКолокольчик
Чтение текста учебника.
него цветения.
средний. Гвоздика турецкая. Запись словарных слов в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Сорные растения.
Понятие «сорные растения» Чтение текста учебника.
или «сорняки». Дернина.
Запись словарных слов в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы. Выполнение заданий. Чтение
раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Методы борьбы
Главный способ
Чтение текста учебника.
с сорняками
борьбы с сорняками —
Запись словарных слов
прополка. Виды пров тетрадь. Технологическая карта. Ответы на вопросы.
полки
Выполнение заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.

18

28

29

30

31

32

Вред и польза
сорняков

Вред сорняков.
Ядовитые растения. Польза
сорняков

Чтение текста учебника.
Запись словарных слов
в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Вегетативное
Понятие «вегетативное
Чтение текста учебника.
размножение
размножение растений».
Запись словарных слов
комнатных растений Случаи вегетативного
в тетрадь. Технологическая карта.
размножения. Материнское Ответы на вопросы.
растение, жизнеспособные Выполнение заданий.
семена.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Размножение
Размножение черенками.
Чтение текста учебника.
комнатных растений Понятие «черенок».
Запись словарных слов в тетрадь. Технологическая карта.
черенками.
Верхушечные и
Ответы на вопросы.
стеблевые черенки. Правила Выполнение заданий.
среза черенка.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Размножение
Понятие «размножение
Чтение текста учебника.
комнатных растений растений листовыми
Запись словарных слов
листовыми черенками. черенками».
в тетрадь. Технологическая карта.
Заготовка черенков из Сансевиерия. Заготовка
листьев
черенков из листьев на
примере сансевиерии.

Практическая
работа No 9.
Подготовительная
работа.
Практическая

Нарезка черенков
сансевиерии
из картона.
Черенкование

Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Подготовка материалов и инструментов (картон,
карандаш, линейка или шаблон, ножницы). Нарезка на
черенки листа сансевиерии. Установка в сосуд с водой
для проращивания.
Подготовка материалов

19

работа No 9.

33

34

35

36

37

комнатного растения
делением листа.

и инструментов (картон,
карандаш, линейка или шаблон, ножницы). Нарезка на
черенки листа сансевиерии. Установка в сосуд с водой
для проращивания.
Практическая
Посадка листовых черенков в Подготовка материалов и инструментов (картон,
работа No 10.
горшок.
карандаш, линейка или шаблон, ножницы). Посадка
листовых черенков в горшок.
Размножение
Понятие «корневище».
Чтение текста учебника.
комнатных растений Корневищные растения.
Запись словарных слов в тетрадь. Технологическая карта.
делением корневищ
Корневищные побеги.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Технология деления
Спатифиллум.
Чтение текста учебника.
корневища.
Размножение
Запись словарных слов в тетрадь. Технологическая карта.
растений делением корневищ Ответы на вопросы.
на примере спатифиллума. Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Практическая
Деление корневищного
Подготовка инвентаря.
работа No 11.
растения.
Деление корневищного растения.
Выбор растений
Аэрофитомодуль.
Чтение текста учебника.
для оформления
Понятие «фитонциды».
Запись словарных слов в тетрадь. Технологическая карта.
помещения.
Хлорофитум.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий
Сроки посева
Сроки посева семян на
Чтение текста учебника.
семян на рассаду.
рассаду.
Запись словарных слов
Время посева семян на
в тетрадь. Технологическая карта.
рассаду.
Ответы на вопросы.
Деление летников на группы Выполнение заданий.
по продолжительности
периода от посева до
цветения.
Однолетние растения Львиный зев
Чтение текста учебника.
раннегопосева.
(антирринум большой).
Запись словарных слов

20

Сальвия (шалфей).
Вербена.

38

Почвенные
смеси.

39

Тара (ёмкости)
для посева семян на
рассаду.

40

Особенности
посева семян
львиного зева.

41

Получение
равномерных
всходов.

42

Уход за сеянцами.

в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Почвенные смеси. Состав
Чтение текста учебника.
почвенной смеси.
Запись словарных слов
в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Посевные ящики
Чтение текста учебника.
из пластика. Мини-парники Запись словарных слов в тетрадь. Технологическая карта.
или парники на подоконнике. Ответы на вопросы.
Пластиковые кассеты. Время Выполнение заданий.
на адаптацию.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Способы посева семян
Чтение текста учебника.
львиного зева.
Запись словарных слов
в тетрадь. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Условия для получения
Чтение текста учебника.
равномерных всходов.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий. Чтение раздела
«Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Уход за сеянцами.
Чтение текста учебника.
Прореживание всходов.
Запись словарных слов
в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздела
«Это интересно...».

21

Практическая
работа No 12.

Посев семян
львиного зева.

Самостоятельная
работа

Прореживание
всходов львиного зева.

Практическая
работа No 13

Пикировка львинного зева.

43

Подготовка корневища Характеристика канны.
канны к высадке.
Подготовка корневища
канны к высадке.

44

Подращивание
канны.

Правила подращивания
канны.

Практическая
работа No 14.

Подращивание
канны.

45

Цветковые растения Цинния. Василёк
более поздних сроков Астра.
посева.

46

Астра
однолетняя.

47

Характеристика астры.
Однолетние астры.
Различия астр по срокам
цветения.
Условия выращивания Условия выращивания
рассады астры
рассады астры.
Прореживание.

Выполнение творческого
задания.
Подготовка материалов и инструментов. Посев
семян львиного зева.
Ответы на вопросы.
Определение густоты всходов, полив, продёргивание
пинцетом густопосеянной части всходов.
Подготовка материалов
и инструментов. Пикировка львиного зева.
Ответы на вопросы.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Подготовка материалов и инструментов. Подращивание
канны.
Ответы на вопросы
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.

22

48

Закаливание
растений
Практическая
работа No 15
Практическая
работа No 16

49

Уход за зимующими
многолетниками из
группы лилейных.
Практическая
работа No 17.

Время для закаливания
растений. Проветривание.
Выращивание
рассады астры
без пикировки.
Пересадка всходов астры в
кассеты.
Прореживание.
Подкопка. Опоры.
Уход за посадками лилий.

50

Цветники.
Понятие «цветник».
Устройство цветника. Устройство цветника.

51

Клумба

Понятие «клумба».
Устройство клумбы

52

Высадка в клумбу
канны

Канна — многолетний цветок.
Лунки для канны.
Высадка канны в
клумбу.

Практическая
работа No 18
53

Рабатка

54

Практическая
работа No 19
Повторение.

Понятие «рабатка».
Односторонние и
двусторонние рабатки.
Посев семян календулы на
рабатку

Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы
Подготовка материалов и инструментов. Выращивание
рассады астры без пикировки.
Ответы на вопросы.
Подготовка материалов и инструментов. Пересадка всходов астры в кассеты.
Ответы на вопросы.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Подготовка материалов и инструментов. Уход за
посадками лилий.
Ответы на вопросы.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение заданий
Подготовка материалов
и инструментов. Высадка канны в клумбу.
Ответы на вопросы
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий
Подготовка материалов и инструментов. Посев
семян календулы на рабатку. Ответы на вопросы.

23

Тематическое планирование ( 7 часов в неделю, 34 недели, 238 часов в год).
Дата

№ п.п

4.09

1

Название темы.
I четверть — 8 недель (56 часов)
Введение. Планирование работы на предстоящую четверть. Общий инструктаж по
технике безопасности во время работы на уроке.
Обязанности рабочего городского озеленительного хозяйства.

2

Раздел 1. Осенние работы в цветнике.
Выбор и подготовка однолетних цветочных растений
к сбору семян.

3

Практическая работа № 1. Сбор семян однолетников.

3

Петуния крупноцветковая. Особенности осеннего ухода.

3

Практическая работа № 2. Выкопка петунии.

3

Красоднев — зимующий многолетник

3

Практическая работа № 3. Деление красоднева.

3

Кустарники, используемые в озеленении.

3

4.09
6.09
6.09
6.09
7.09
7.09
11.09
11.09
13.09
13.09
13.09
14.09
14.09
18.09
18.09
20.09

1

1

3

4

20.09
20.09
21.09
21.09
25.09

Кол-во часов.

5

24

25.09
27.09
27.09
27/09
28.09
28.09
2.10
2.10
4.10
4.10
4.10
5.10
5.10
9.10
9.10
11.10
11.10
11.10
12.10

6

Осенний уход за кустарниками.

3

7

Инвентарь и инструменты для ухода за кустарниками.

3

Практическая работа № 4. Осенний уход за кустарниками.

3

Многолетники, не зимующие в открытом грунте.

3

Практическая работа № 5. Выкопка корневища канны

3

Уход за молодыми посадками зимующих многолетников.

3

8

9

Практическая работа № 6. Укрытие многолетников на зиму.
12.10
16.10
16.10

3
Контрольная работа «Виды осенних работ в цветнике»

18.10
1
18.10
18.10
19.10
19.10
23.10

10

Раздел 2. Благоустройство участков с зелёными насаждениями.
Понятие о благоустройстве.

2

11

Благоустройство школьного двора.

2

12

Благоустройство парков.

3

25

23.10
25.10
25.10
25.10
26.10
26.10

13

Разнообразие садовых дорожек.

2

Повторение раздела «Осенний уход за цветником»

2

Итого за I четверть

8.11
8.11
8.11
9.11
9.11
13.11
13.11
15.11
15.11
15.11
16.11
16.11
20.11
20.11
22.11
22.11
22.11
23.11
23.11
27.11
27.11
29.11
29.11

56

14

II четверть — 8 недель (54часа)
Планирование работы на предстоящую четверть. Общий инструктаж по ТБ.

2

15

Виды садовых дорожек.

3

16

Уход за садовыми дорожками

3

4
Практическая работа № 7.

17

Раздел 3. Удобрения для цветочно - декоративных растений.
Общие сведения об удобрениях.

3

18

Виды органических удобрений.

3

19

Минеральные удобрения.

3

20

Простые минеральные удобрения.

3

26

29.11
30.11
30.11
4.12
4.12
6.12
6.12
6.12
7.12
7.12
11.12
11.12
13.12
13.12
13.12
14.12
14.12
18.12
18.12.
20.12
20.12
20.12
21.12
21.12
25.12
25.12
27.12
27.12
27.12
28.12
28.12

Комплексные минеральные удобрения.

3

Практическая работа № 8.

4

22

Раздел 4. Классификация цветковых растений
Система классификации цветковых растений.

3

23

Производственная классификация цветочно-декоративных растений.

3

24

Ботанико-систематическая классификация цветковых растений.

4

25

Двулетние цветочно-декоративные растения.

4

21

Контрольная работа «Классификация цветковых растений».
26

Двулетники весеннего цветения

1
3

27

Двулетники летнего цветения

3

28

Сорные растения.

2
Итого за II четверть

54

27

11/01
11/01
15/11
15/11

29

III четверть — 10 недель (70 часов)
Методы борьбы с сорняками.

30

Вред и польза сорняков.

2

17/01
17/01
17/01
18/01
18/01
22/01
22/01
24/01
24/01
24/01
25/01
25.01

31

Раздел 5. Размножение комнатных растений
Вегетативное размножение комнатных растений.

2

32

Размножение комнатных растений черенками.

2

33

Размножение комнатных растений листовыми черенками.

2

34

Заготовка черенков из листьев.

2

Подготовительная работа. Нарезка черенков из картона.

3

Практическая работа № 9.Черенкование сансевиерии.
Практическая работа № 10. Посадка черенков в горшки.
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

Размножение комнатных растений делением корневищ.
Технология деления корневища.
Практическая работа № 11.
Выбор растений для оформления помещения.
Раздел 6. Выращивание рассады однолетних цветочных растений.
Сроки посева семян на рассаду.
Однолетние растения раннего посева.
Почвенные смеси.
Тара (ёмкости для посева семян на рассаду)
Особенности посева семян львинного зева.
Получение равномерных всходов.
Уход за сеянцами.
Практическая работа № 12 Посев семян львиного зева
Самостоятельная работа по уходу за сеянцами львиного зева.

2

3
3
2
3
3
1
3
3
3
2
3
3
3
3
3

28

Практическая работа № 13 пикировка львиного зева.
45
13.03
46
47

Подготовка корневищ канны к высадке.
Контрольная работа «Выращивание рассады»
Подращивание канны.
Практическая работа № 14.
Цветковые растения более поздних сроков посева.
Итого за III четверть

3
2
1
2
3
3
70

IV четверть — 8 недель (54часа)
1/04
1.04

48

Астра однолетняя.

3

49
50

Условия выращивания рассады астр
Закаливание растений.
Практическая работа № 15.
Практическая работа № 16
Раздел 7. Весенние работы в цветнике
Уход за зимующими многолетниками из группы лилейных.
Практическая работа № 17

3
3
4
6

51

52
53
54
55
56

Цветники. Устройство цветника.
Клумба
Высадка канны в клумбу.
Практическая работы № 18.
Рабатка.
Практическая работа № 19
Повторение.
Практическая польза от работы озеленителя на участке.
Итого за IV четверть
Итого за год

3
6
3
3
3
6
3
6
2
1
56
238

29

По окончании курса обучающиеся 7 класса должны знать:
1.
Правила организации рабочего места.
2.
Значение цветковых растений в жизни человека.
3.
Правила безопасного труда.
4.
Терминология работ по профилю.
5.
Технологические сведения об оборудовании и инструментах.
6.
Виды комнатных и декоративных цветковых растений.
Должны уметь:
1.
Владеть приемами работы ручным инструментом.
2.
Соблюдать безопасность и культуру труда.
3.
Различать виды цветковых растений.
4.
Организовывать рабочее место.
5.
Давать самооценку своей работе.
6.
Выращивать цветочную рассаду .
Виды контроля.
В ходе реализации программы проводятся следующие виды контроля:
1.
Текущий ( в течении всего обучения, на каждом уроке);
2.
Тематический (после изучения раздела по определенной тематике);
3.
Итоговый (в конце каждой четверти, года).
Формы и методы контроля:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Беседа;
Фронтальный и индивидуальный опрос;
Проверочная (контрольная работа);
Работа по индивидуальным заданиям;
Проверка тетрадей учащихся;
Выполнение практических работ.

30

Учебно-методическая литература.
Карман Н.М. Технология. Цветоводство и декоративное садоводство: 7-й класс :учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Н.М. Карман, Г.Г. Зак.- М: Просвещение, 2023. - 207 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».