Пояснительная записка 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020 г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. Цели и задачи образования Цель обучения: формирование у обучающихся базовых представлений о природе. Задачи: обогащает и уточняет активный и пассивный словарь; уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах; на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды; вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края; конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала; вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи; развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы; в практической деятельности развивает пространственные представления о местоположении объектов живой и неживой природы, умение ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта); корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы обучающегося; формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе. Основные направления коррекционной работы: обогащение словаря через уточнение имеющихся понятий, введение новых терминов, закрепление обобщающих слов; коррекция связной речи, грамматического строя речи и просодической стороны ее; формирование коммуникативных навыков; развитие основных мыслительных операций; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; совершенствование сенсорно-перцептивной сферы; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Общая характеристика учебного предмета Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии. Место учебного предмета, курса в учебном плане Образовательная область: естествознание. Предмет «Мир природы и человека». Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 2 часа в неделю, 66 часов в год. Планируемые результаты Личностные: Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках трудового обучения позволяет обучающимся: осознание себя как обучающегося, как члена семьи, как друга и одноклассника; адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения; способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности; владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»; осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций. Предметные результаты: правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; различать объекты живой и неживой природы; выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы; называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности; называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение. АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ. Уровни овладения предметными результатами Достаточный уровень узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; знать правила гигиены; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке; применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач с помощью учителя; понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; совершать действия по соблюдению санитарногигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные действия; быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. Минимальный уровень узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях с помощью учителя; относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное) с помощью учителя; называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда) с помощью учителя; знать основные правила личной гигиены; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; выполнять здания под контролем учителя; владеть несложными санитарногигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.); составлять повествовательный или описательный рассказ из 1-2 предложений об изученных объектах по предложенному плану с помощью учителя; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатами Достаточный уровень. Обучающиеся испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, сделать элементарные выводы и обобщения самостоятельно не могут. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом обучающиеся снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Эти обучающиеся овладевают связной устной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности. Различают признаки времён года, объясняют с направляющей помощью учителя причину сезонных изменений в природе; правильно называют изученные объекты и явления; различают комнатные растения, их части, осуществляют уход за комнатными растениями; различают наиболее распространённые овощи и фрукты; объясняют, где они растут, как используются человеком; различают домашних и диких животных, рыб, описывают их повадки, образ жизни; выполняют элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи. При выполнении работ и при даче устных ответов обучающиеся достаточного уровня нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Минимальный уровень. Обучающиеся с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметнопрактической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания обучающимися того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у обучающихся, отнесенных к достаточному уровню. Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности обучающихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Эти обучающиеся различают признаки времен года; знают, как ухаживать за комнатными растениями; различают наиболее распространённые овощи и фрукты; классифицируют изученных диких и домашних животных, рыб; способны выполнять элементарные гигиенические требования. При выполнении работ и при даче устных ответов обучающиеся минимального уровня нуждаются в активной помощи учителя. Является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2). Содержание учебного предмета 1 класс Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе Влияние солнца на изменения в природе: зима - солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето - солнце долго светит, греет сильно, всё оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня. Растения и животные в разное время года Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Берёза, клён, мать-и-мачеха". Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года Неживая природа Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днём и ночью: солнце, облака, луна, звёзды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина. Солнце - источник тепла и света. Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времён года. Живая природа Растения Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются). Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времён года. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение. Животные Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются). Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времён года (1-2 хорошо знакомых животных). Человек. Безопасное поведение. Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза - орган зрения, ухо - орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека. Тематическое планирование Раздел и темы учебного предмета, курса Раздел 1. Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе. Растения и животные в разное время года. Одежда людей, игры детей в разное время года. Раздел 2. Неживая природа Объекты неживой природы: земля, солнце. Раздел 3. Живая природа Растения. Животные. Человек. Раздел 4. Повторение. Итого Количеств о часов 15 ч 7ч Виды учебной деятельн (практические и лабораторн творческие и практические экскурсии и др. формы з используемые при обуч Формы занятий: -индивидуальная. Виды учебной деятельности -работа с учебником; -дополнительной литературой -работа с раздаточным матери опорными схемами; -выполнение заданий по класс 35 ч 9ч 66 ч Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Требования к материально-техническим условиям Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций. Временной режим образования обучающихся Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года. Технические средства обучения Компьютер ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов) Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся. Мир природы и человека. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы В 2 ч./ Н. Б. Матвеева, И. Я. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 64 с. и 87 с. Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются: натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой; печатные пособия (таблицы) по разделам программы; предметные и сюжетные картинки по темам; опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану. Оценочные материалы Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Оценка предметных результатов Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты. В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся. При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов. Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), самостоятельная работа. Контроль и учет предметных достижений обучающихся № п/п № урока 1. 60 Промежуточная аттестация. Периодический (тематический) контроль. Растения в разное время года. Контрольный тест. Итого: 1 ч Календарно - тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека» дата 1 кол – Тема урока во часов 1 Диагностика знаний и умений обучающихся Цели урока Выявить знания и умения учащихся. 2 1 Введение. Экскурсия наблюдение. Уточнить и расширить представления детей о солнце, земле, небе, облаках, ветре; о многообразии растений и насекомых. Обобщить наблюдения, полученные во время экскурсии. Ввести понятия «живая» и «неживая природа». Закрепить понятия «живая» и «неживая природа». Ввести понятия: «планета», «звезда». Познакомить с деятельностью солнца и его влиянием на изменения, происходящие в природе. 3 1 Объекты живой и неживой природы. 4 1 Земля и солнце. 5 1 Значение солнца. 6 1 Солнце и жизнь растений. 7 1 День и ночь. Смена дня и ночи. Занятия людей днём и ночью. 8 1 Небо днём и ночью. Закрепить понятия «день», «ночь»; «смена дня и ночи». 9 1 Сутки. Восход, закат. Ввести понятия «восход», «закат». 1Формировать понятие «сутки». Закрепить знания о деятельности солнца и его влиянии на жизнь растений. Познакомить с понятиями «день», «ночь»; «смена дня и ночи». методы и приемы Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам; участие в беседе. Участие в беседе; наблюдение за природой. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам; работа в тетрадях. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам; работа по суточным часам. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным 10 1 Занятия людей утром, днём, вечером. Ночной сон. Режим дня. П1ознакомить с занятиями людей в раз1ное время суток. Ввести понятие «режим дня». 11 1 Обобщение знаний по теме «Неживая природа». Обобщить знания учащихся по теме «Неживая природа». 12 1 Осень. 13 1 14 1 Признаки осени. Деятельность солнца. Занятия и одежда детей осенью. Уточнить и расширить знания о временах года, их названиях. Познакомить с признаками осени, с деятельностью солнца. Ввести понятие «сезонная одежда»; занятия детей осенью. 15 1 16 1 17 1 Признаки зимы. Деятельность солнца. 18 1 19 1 20 1 Одежда и занятия детей зимой. Обобщение знаний по теме «Зима». Наблюдения за погодой. Весна. Обобщение знаний по теме «Осень». Наблюдения за погодой. Зима. Признаки зимы. Обобщить знания детей по теме: «Осень». картинкам; работа по суточным часам. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам; работа по суточным часам. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам; участие в беседе. Работа с учебником; работа по картине «Осень». Работа с учебником; работа по сюжетным иллюстрациям. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам. Участие в беседе; наблюдение за природой. Уточнить и расширить знания о временах года; зиме. Уточнить и расширить знания о признаках зимы. Закрепить признаки зимы; познакомить с деятельностью солнца в зимний период; зимними природными явлениями: морозы, снег. Ввести понятие «зимняя одежда»; занятия детей зимой. Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Зима». Работа с учебником; работа по сюжетным иллюстрациям. Уточнить и расширить знания о Работа с учебником; Работа с учебником; работа по сюжетным иллюстрациям. Работа с учебником; работа по сюжетным иллюстрациям. Участие в беседе; наблюдение за природой. временах года; о весне. Познакомить с признаками весны; деятельностью солнца и его влиянием на жизнь растений, птиц, зверей. Ввести понятие « сезонная одежда»; игры и занятия детей весной. Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Весна». работа по картине «Весна». Познакомить с признаками лета. Работа с учебником; работа по картине «Лето». Работа с учебником; работа по сюжетным иллюстрациям. 21 1 Признаки весны. Деятельность солнца. 22 1 23 1 24 1 Одежда и занятия детей весной. Обобщение знаний по теме «Весна». Наблюдения за погодой. Лето. Признаки лета. 25 1 Признаки лета. Деятельность солнца. 26 1 Животные. Уточнить и расширить знания учащихся о разнообразии животного мира. 27 1 Животные. Строение и сходство животных. 28 1 Различие животных. Уточнить и расширить знания учащихся о разнообразии животного мира. Познакомить со строением и сходством животных. Познакомить с признаками разных групп животных. 29 1 Детёныши животных. 30 1 Домашние животные. Закрепить знания о летних признаках; деятельностью солнца и его влиянием на жизнь растений, птиц, зверей. Познакомить с тем, как разные животные заботятся о своём потомстве. Уточнить и расширить знания о домашних животных. Работа с учебником; работа по сюжетным иллюстрациям. Работа с учебником; работа по сюжетным иллюстрациям. Участие в беседе; наблюдение за природой. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам; работа с презентацией. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам. 31 1 Дикие животные. Уточнить и расширить знания о диких животных. 32 1 Приспособление животных к различным условиям жизни. 33 1 Приспособление животных к временам года. 34 1 Обобщение знаний по теме: «Животные». Сформировать представление о связи внешнего облика, размера, окраски, образа жизни животного и его среды обитания. Сформировать представления о приспособлении животных к разным временам года. Обобщить и систематизировать знания по теме «Животные» 35 1 Человек. Формировать представления о внешнем облике человека. 36 1 Части тела человека. 37 1 Гигиенические навыки. 38 1 Лицо человека. 39 1 Глаза. 40 1 Уши. 41 1 Нос. Формировать представления о строение тела человека, название частей тела. Познакомить с основными гигиеническими навыками. Познакомить со строением человеческого лица, основными частями лица человека. Формировать представления о глазах – органе зрения, их значении для человека. Формировать элементарные представления о строении, работе и значении органов слуха для человека. Формировать элементарные представления об органе обоняния (и дыхания), значении этого органа для жизни человека. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным картинкам; Работа с учебником; Работа с таблицами «Времена года». Участие в беседе; Работа по презентации; с предметными картинками. Работа с учебником; работа по таблице; по предметным картинкам. Работа с учебником; работа по таблице; по предметным картинкам. Работа с учебником; работа по сюжетным картинкам. Работа с учебником; работа по таблице; по предметным картинкам. Работа с учебником; работа по таблице; по предметным картинкам. Работа с учебником; работа по таблице; по предметным картинкам. Работа с учебником; работа по таблице; по предметным картинкам. 42 1 Рот. 43 1 Кожа. 44 1 Осанка. Скелет и мышцы человека. 45 1 Обобщение знаний по теме: «Человек». 46 1 Растения. Экскурсия в природу. 47 1 Строение и сходство растений. 48 1 Различие растений. 49 1 Разнообразие цветов. 50 1 Семена. 51 1 Плоды растений. Овощи и фрукты. Формировать элементарные представления о строении ротовой полости. Формировать представления о такой способности человека, как осязание. Формировать элементарные представления об опорнодвигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний. Обобщить и закрепить знания по теме: «Человек и его безопасное поведение». Расширять представления детей о весне; учить сравнивать зиму и весну; продолжать наблюдать за растениями; различать растения: дерево, кустарник, цветы, травы. Познакомить со строением растений; их сходством, наличием у каждого из них стебля, корня, листьев, цветов. Познакомить с отличительными признаками растений. Работа с учебником; работа по таблице; по предметным картинкам. Работа с учебником; работа по таблице; по предметным картинкам; игра «моя кожа». Работа с учебником; работа по таблице; по предметным картинкам. Работа с учебником; работа по таблице; по предметным картинкам; участие в беседе. Участие в беседе; наблюдение за природой. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным иллюстрациям. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным 49иллюстрациям. Познакомить с понятием «цветы»; Работа с учебником; их разнообразием. работа по предметным и сюжетным иллюстрациям. Познакомить с разными видами Работа с учебником; семян. работа по предметным картинкам; практическая работа с семенами. Познакомить с понятиями «овощи», Работа с учебником; «фрукты»; с разнообразием плодов; работа по предметным картинкам; Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Приспособление растений к разным условиям жизни. 52 1 53 1 54 1 55 1 56 1 Строение и сходство растений. 57 1 Различие растений. 58 1 Разнообразие цветов. 59 1 Семена. 60 1 Плоды растений. Овощи и фрукты. 61 1 Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Обобщение знаний по теме: «Растения». Растения. Экскурсия в природу. с использованием человеком плодов растений. Познакомить с влиянием света, тепла, воды на жизнь растений. практическая работа с овощами и фруктами. Познакомить с условиями жизни растений в разных климатических поясах. Закрепить знания по теме «Растения». Расширять представления детей о весне; учить сравнивать зиму и весну; продолжать наблюдать за растениями; различать растения: дерево, кустарник, цветы, травы. Познакомить со строением растений; их сходством, наличием у каждого из них стебля, корня, листьев, цветов. Познакомить с отличительными признаками растений. Работа с учебником; по сюжетным иллюстрациям. Работа с учебником; по сюжетным иллюстрациям. Участие в беседе; наблюдение за растениями в природе. Участие в беседе; наблюдение за природой. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным иллюстрациям. Работа с учебником; работа по предметным и сюжетным иллюстрациям. Познакомить с понятием «цветы»; Работа с учебником; их разнообразием. работа по предметным и сюжетным иллюстрациям. Познакомить с разными видами Работа с учебником; семян. работа по предметным картинкам; практическая работа с семенами. Познакомить с понятиями «овощи», Работа с учебником; «фрукты»; с разнообразием плодов; работа по предметным картинкам; с использованием человеком практическая работа с овощами и фруктами. плодов растений. Познакомить с влиянием света, Работа с учебником; по сюжетным тепла, воды на жизнь растений. иллюстрациям. 61 1 Приспособление растений к разным условиям жизни. 63 1 64 3 Обобщение знаний по теме: «Растения». Признаки лета. Деятельность солнца. Познакомить с условиями жизни растений в разных климатических поясах. Закрепить знания по теме «Растения». Закрепить знания о летних признаках; деятельностью солнца и его влиянием на жизнь растений, птиц, зверей. Работа с учебником; по сюжетным иллюстрациям. Участие в беседе; наблюдение за растениями в природе. Работа с учебником; работа по сюжетным иллюстрациям.