Пояснительная записка
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026
"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
и
установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав
ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка
получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в
общеобразовательных
организациях,
расположенных
на
территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г.
№ 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и
дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г.
№ 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10. Устав
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый
приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области 10.01.2020 г. № 20-Д;
11. Локальные акты образовательного учреждения.
Цели и задачи образования
Цель обучения: формирование у обучающихся базовых представлений о
природе.
Задачи:
обогащает и уточняет активный и пассивный словарь;
уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе,
дает новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных
работ, отмечать фенологические данные;
формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую
деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать
несложные причинно-следственные связи;
развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений
природы;
в практической деятельности развивает пространственные представления
о местоположении объектов живой и неживой природы, умение ориентироваться
в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта);
корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы
обучающегося;
формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности
человека, учит детей бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционной работы:
обогащение словаря через уточнение имеющихся понятий, введение
новых терминов, закрепление обобщающих слов;
коррекция связной речи, грамматического строя речи и просодической
стороны ее;
формирование коммуникативных навыков;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
совершенствование сенсорно-перцептивной сферы;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет является важным в обучении младших
школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как у данной группы
детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор
узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В
ходе обучения у обучающихся формируются элементарные представления и
понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит
адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в
процессе
ознакомления
с
предметами
и
явлениями
окружающей
действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за
сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта,
практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов,
предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь
самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей,
активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на
определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать
связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При
формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение
правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о
виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в
естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных
чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить
сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические
работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за
погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об
окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное
восприятие.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы
уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Образовательная область: естествознание.
Предмет «Мир природы и человека». Согласно учебного плана КОУ
«Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих
образование по индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету
рассчитан на 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Планируемые результаты
Личностные:
Содержание учебного материала способствует социализации младших
школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках
трудового обучения позволяет обучающимся:
осознание себя как обучающегося, как члена семьи, как друга и
одноклассника;
адекватность
представлений
о
собственных
возможностях
и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в
школе, своих нуждах в организации обучения;
способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам
помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и
повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации через содержание курса «Мир природы и
человека»;
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
овладение
самостоятельным
выполнением
заданий,
поручений,
инструкций.
Предметные результаты:
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой природы;
выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья,
кусты, травы;
называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей
местности;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.
АООП ОО определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является
обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.
Уровни овладения предметными результатами
Достаточный уровень
узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях;
знать правила гигиены;
знать некоторые правила безопасного поведения
в природе и обществе с учетом возрастных
особенностей;
проявлять
интерес,
активность
и
самостоятельность в работе на уроке;
применять сформированные знания и умения при
решении новых учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач с помощью учителя;
понимать замечания, адекватно воспринимать
похвалу;
адекватно взаимодействовать с объектами
окружающего мира;
совершать действия по соблюдению санитарногигиенических норм;
выполнять доступные природоохранительные
действия;
быть
готовыми
к
использованию
сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых
задач в объеме программы.
Минимальный уровень
узнавать и называть изученные объекты на
иллюстрациях, фотографиях с помощью учителя;
относить изученные объекты к определенным
группам (корова - домашнее животное) с
помощью учителя;
называть сходные объекты, отнесенные к одной
и той же изучаемой группе (фрукты; птицы;
зимняя одежда) с помощью учителя;
знать основные правила личной гигиены;
иметь
представления
об
элементарных
правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
выполнять здания под контролем учителя;
владеть
несложными
санитарногигиеническими навыками (мыть руки, чистить
зубы, расчесывать волосы и т. п.);
составлять
повествовательный
или
описательный рассказ из 1-2 предложений об
изученных объектах по предложенному плану с
помощью учителя;
адекватно вести себя в классе, в школе, на
улице в условиях реальной или смоделированной
учителем ситуации.
Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными
результатами
Достаточный уровень.
Обучающиеся испытывают небольшие трудности. Они в основном
понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материал, сделать элементарные выводы и обобщения самостоятельно не могут.
Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом
обучающиеся снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть
исправлены с незначительной помощью. Эти обучающиеся овладевают связной
устной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна
помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов
наглядности. Различают признаки времён года, объясняют с направляющей
помощью учителя причину сезонных изменений в природе; правильно называют
изученные объекты и явления; различают комнатные растения, их части,
осуществляют уход за комнатными растениями; различают наиболее
распространённые овощи и фрукты; объясняют, где они растут, как используются
человеком; различают домашних и диких животных, рыб, описывают их повадки,
образ жизни; выполняют элементарные гигиенические требования, правила
приёма пищи. При выполнении работ и при даче устных ответов обучающиеся
достаточного уровня нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и
организующей.
Минимальный уровень.
Обучающиеся с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в
разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметнопрактической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от
понимания обучающимися того, что им сообщается. Для этих обучающихся
характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала. Им трудно
определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить
второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они
нуждаются
в
дополнительном
объяснении.
Их
отличает
низкая
самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно
ниже, чем у обучающихся, отнесенных к достаточному уровню. Несмотря на
трудности усвоения материала, обучающиеся в основном не теряют
приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении
аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание
воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности
обучающихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений
выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Эти обучающиеся
различают признаки времен года; знают, как ухаживать за комнатными
растениями; различают наиболее распространённые овощи и фрукты;
классифицируют изученных диких и домашних животных, рыб; способны
выполнять элементарные гигиенические требования. При выполнении работ и
при даче устных ответов обучающиеся минимального уровня нуждаются в
активной помощи учителя.
Является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не
является препятствием к получению ими образования по этому варианту
программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня
овладения предметными результатами по всем или большинству учебных
предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с
согласия родителей (законных представителей) школа может перевести
обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Содержание учебного предмета
1 класс
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима - солнце светит мало, греет
слабо, жизнь замирает; лето - солнце долго светит, греет сильно, всё оживает.
Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой
природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь,
снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний
покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы,
цветение деревьев. Берёза, клён, мать-и-мачеха".
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днём и
ночью: солнце, облака, луна, звёзды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время
суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце - источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни
растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времён года.
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья,
кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за
жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян;
приспособление к смене времён года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным
условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом,
их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и
дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным
условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом,
их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания,
повадках, приспособлении к смене времён года (1-2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение.
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза - орган
зрения, ухо - орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний
органов чувств человека.
Тематическое планирование
Раздел и темы
учебного предмета, курса
Раздел 1. Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе.
Растения и животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей в разное время года.
Раздел 2. Неживая природа
Объекты неживой природы: земля, солнце.
Раздел 3. Живая природа
Растения.
Животные.
Человек.
Раздел 4. Повторение.
Итого
Количеств
о часов
15 ч
7ч
Виды учебной деятельн
(практические и лабораторн
творческие и практические
экскурсии и др. формы з
используемые при обуч
Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности
-работа с учебником;
-дополнительной литературой
-работа с раздаточным матери
опорными схемами;
-выполнение заданий по класс
35 ч
9ч
66 ч
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда
работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.
Технические средства обучения
Компьютер
ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий,
учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым
образовательным потребностям обучающихся.
Мир природы и человека. 1 класс: учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы В 2 ч./ Н.
Б. Матвеева, И. Я. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова. – 4-е изд. – М.:
Просвещение, 2020. – 64 с. и 87 с.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные
пособия. В процессе обучения используются:
натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
печатные пособия (таблицы) по разделам программы;
предметные и сюжетные картинки по темам;
опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану.
Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает
описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе
требований,
сформулированных
в
федеральном
государственном
образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны
индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом
психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных
результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают
в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся
и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в
таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки
личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки
сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что
позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития
ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости регламентирована и организована в
соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве
содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные
результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать
гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению
учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует
более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая
психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп
работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических
процессов.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного
образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в
следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный),
самостоятельная работа.
Контроль и учет предметных достижений обучающихся
№ п/п
№
урока
1.
60
Промежуточная аттестация.
Периодический (тематический) контроль.
Растения в разное время года. Контрольный тест.
Итого: 1 ч
Календарно - тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека»
дата
1
кол –
Тема урока
во
часов
1
Диагностика знаний и
умений обучающихся
Цели урока
Выявить знания и умения учащихся.
2
1
Введение. Экскурсия наблюдение.
Уточнить и расширить
представления детей о солнце, земле,
небе, облаках, ветре; о многообразии
растений и насекомых.
Обобщить наблюдения, полученные
во время экскурсии. Ввести понятия
«живая» и «неживая природа».
Закрепить понятия «живая» и
«неживая природа». Ввести понятия:
«планета», «звезда».
Познакомить с деятельностью солнца
и его влиянием на изменения,
происходящие в природе.
3
1
Объекты живой и неживой
природы.
4
1
Земля и солнце.
5
1
Значение солнца.
6
1
Солнце и жизнь растений.
7
1
День и ночь. Смена дня и
ночи. Занятия людей днём и
ночью.
8
1
Небо днём и ночью.
Закрепить понятия «день», «ночь»;
«смена дня и ночи».
9
1
Сутки. Восход, закат.
Ввести понятия «восход», «закат».
1Формировать понятие «сутки».
Закрепить знания о деятельности
солнца и его влиянии на жизнь
растений.
Познакомить с понятиями «день»,
«ночь»; «смена дня и ночи».
методы и приемы
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам;
участие в беседе.
Участие в беседе;
наблюдение за природой.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам;
работа в тетрадях.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам;
работа по суточным часам.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
10
1
Занятия людей утром, днём,
вечером. Ночной сон. Режим
дня.
П1ознакомить с занятиями людей в
раз1ное время суток. Ввести понятие
«режим дня».
11
1
Обобщение знаний по теме
«Неживая природа».
Обобщить знания учащихся по теме
«Неживая природа».
12
1
Осень.
13
1
14
1
Признаки осени.
Деятельность солнца.
Занятия и одежда детей
осенью.
Уточнить и расширить знания о
временах года, их названиях.
Познакомить с признаками осени, с
деятельностью солнца.
Ввести понятие «сезонная одежда»;
занятия детей осенью.
15
1
16
1
17
1
Признаки зимы.
Деятельность солнца.
18
1
19
1
20
1
Одежда и занятия детей
зимой.
Обобщение знаний по теме
«Зима».
Наблюдения за погодой.
Весна.
Обобщение знаний по теме
«Осень». Наблюдения за
погодой.
Зима. Признаки зимы.
Обобщить знания детей по теме:
«Осень».
картинкам;
работа по суточным часам.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам;
работа по суточным часам.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам;
участие в беседе.
Работа с учебником;
работа по картине «Осень».
Работа с учебником;
работа по сюжетным иллюстрациям.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам.
Участие в беседе;
наблюдение за природой.
Уточнить и расширить знания о
временах года; зиме.
Уточнить и расширить знания о
признаках зимы.
Закрепить признаки зимы;
познакомить с деятельностью солнца
в зимний период; зимними
природными явлениями: морозы,
снег.
Ввести понятие «зимняя одежда»;
занятия детей зимой.
Обобщить и систематизировать
знания детей по теме «Зима».
Работа с учебником;
работа по сюжетным иллюстрациям.
Уточнить и расширить знания о
Работа с учебником;
Работа с учебником;
работа по сюжетным иллюстрациям.
Работа с учебником;
работа по сюжетным иллюстрациям.
Участие в беседе;
наблюдение за природой.
временах года;
о весне.
Познакомить с признаками весны;
деятельностью солнца и его
влиянием на жизнь растений, птиц,
зверей.
Ввести понятие « сезонная одежда»;
игры и занятия детей весной.
Обобщить и систематизировать
знания детей по теме «Весна».
работа по картине «Весна».
Познакомить с признаками лета.
Работа с учебником;
работа по картине «Лето».
Работа с учебником;
работа по сюжетным иллюстрациям.
21
1
Признаки весны.
Деятельность солнца.
22
1
23
1
24
1
Одежда и занятия детей
весной.
Обобщение знаний по теме
«Весна». Наблюдения за
погодой.
Лето. Признаки лета.
25
1
Признаки лета. Деятельность
солнца.
26
1
Животные.
Уточнить и расширить знания
учащихся о разнообразии
животного мира.
27
1
Животные. Строение и
сходство животных.
28
1
Различие животных.
Уточнить и расширить знания
учащихся о разнообразии
животного мира. Познакомить со
строением и сходством животных.
Познакомить с признаками разных
групп животных.
29
1
Детёныши животных.
30
1
Домашние животные.
Закрепить знания о летних
признаках; деятельностью солнца и
его влиянием на жизнь растений,
птиц, зверей.
Познакомить с тем, как разные
животные заботятся о своём
потомстве.
Уточнить и расширить знания о
домашних животных.
Работа с учебником;
работа по сюжетным иллюстрациям.
Работа с учебником;
работа по сюжетным иллюстрациям.
Участие в беседе;
наблюдение за природой.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам;
работа с презентацией.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам.
31
1
Дикие животные.
Уточнить и расширить знания о
диких животных.
32
1
Приспособление животных к
различным условиям жизни.
33
1
Приспособление животных к
временам года.
34
1
Обобщение знаний по теме:
«Животные».
Сформировать представление о
связи внешнего облика, размера,
окраски, образа жизни животного и
его среды обитания.
Сформировать представления о
приспособлении животных к
разным временам года.
Обобщить и систематизировать
знания по теме «Животные»
35
1
Человек.
Формировать представления о
внешнем облике человека.
36
1
Части тела человека.
37
1
Гигиенические навыки.
38
1
Лицо человека.
39
1
Глаза.
40
1
Уши.
41
1
Нос.
Формировать представления о
строение тела человека,
название частей тела.
Познакомить с основными
гигиеническими навыками.
Познакомить со строением
человеческого лица, основными
частями лица человека.
Формировать представления о
глазах – органе зрения, их значении
для человека.
Формировать элементарные
представления о строении, работе и
значении органов слуха для
человека.
Формировать элементарные
представления об органе обоняния
(и дыхания), значении этого органа
для жизни человека.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
картинкам;
Работа с учебником;
Работа с таблицами «Времена года».
Участие в беседе;
Работа по презентации; с предметными
картинками.
Работа с учебником;
работа по таблице; по предметным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по таблице; по предметным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по сюжетным картинкам.
Работа с учебником;
работа по таблице; по предметным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по таблице; по предметным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по таблице; по предметным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по таблице; по предметным
картинкам.
42
1
Рот.
43
1
Кожа.
44
1
Осанка. Скелет и мышцы
человека.
45
1
Обобщение знаний по теме:
«Человек».
46
1
Растения. Экскурсия в
природу.
47
1
Строение и сходство
растений.
48
1
Различие растений.
49
1
Разнообразие цветов.
50
1
Семена.
51
1
Плоды растений. Овощи и
фрукты.
Формировать элементарные
представления о строении ротовой
полости.
Формировать представления о
такой способности человека, как
осязание.
Формировать элементарные
представления об опорнодвигательном аппарате человека,
его значении и профилактике
заболеваний.
Обобщить и закрепить знания по
теме: «Человек и его безопасное
поведение».
Расширять представления детей о
весне; учить сравнивать зиму и
весну; продолжать наблюдать за
растениями; различать растения:
дерево, кустарник, цветы, травы.
Познакомить со строением
растений; их сходством, наличием у
каждого из них стебля, корня,
листьев, цветов.
Познакомить с отличительными
признаками растений.
Работа с учебником;
работа по таблице; по предметным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по таблице; по предметным
картинкам;
игра «моя кожа».
Работа с учебником;
работа по таблице; по предметным
картинкам.
Работа с учебником;
работа по таблице; по предметным
картинкам; участие в беседе.
Участие в беседе;
наблюдение за природой.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
иллюстрациям.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
49иллюстрациям.
Познакомить с понятием «цветы»;
Работа с учебником;
их разнообразием.
работа по предметным и сюжетным
иллюстрациям.
Познакомить с разными видами
Работа с учебником;
семян.
работа по предметным картинкам;
практическая работа с семенами.
Познакомить с понятиями «овощи», Работа с учебником;
«фрукты»; с разнообразием плодов; работа по предметным картинкам;
Приспособление растений к
сезонным изменениям в
природе.
Приспособление растений к
разным условиям жизни.
52
1
53
1
54
1
55
1
56
1
Строение и сходство
растений.
57
1
Различие растений.
58
1
Разнообразие цветов.
59
1
Семена.
60
1
Плоды растений. Овощи и
фрукты.
61
1
Приспособление растений к
сезонным изменениям в
природе.
Обобщение знаний по теме:
«Растения».
Растения. Экскурсия в
природу.
с использованием человеком
плодов растений.
Познакомить с влиянием света,
тепла, воды на жизнь растений.
практическая работа с овощами и фруктами.
Познакомить с условиями жизни
растений в разных климатических
поясах.
Закрепить знания по теме
«Растения».
Расширять представления детей о
весне; учить сравнивать зиму и
весну; продолжать наблюдать за
растениями; различать растения:
дерево, кустарник, цветы, травы.
Познакомить со строением
растений; их сходством, наличием у
каждого из них стебля, корня,
листьев, цветов.
Познакомить с отличительными
признаками растений.
Работа с учебником; по сюжетным
иллюстрациям.
Работа с учебником; по сюжетным
иллюстрациям.
Участие в беседе;
наблюдение за растениями в природе.
Участие в беседе;
наблюдение за природой.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
иллюстрациям.
Работа с учебником;
работа по предметным и сюжетным
иллюстрациям.
Познакомить с понятием «цветы»;
Работа с учебником;
их разнообразием.
работа по предметным и сюжетным
иллюстрациям.
Познакомить с разными видами
Работа с учебником;
семян.
работа по предметным картинкам;
практическая работа с семенами.
Познакомить с понятиями «овощи», Работа с учебником;
«фрукты»; с разнообразием плодов; работа по предметным картинкам;
с использованием человеком
практическая работа с овощами и фруктами.
плодов растений.
Познакомить с влиянием света,
Работа с учебником; по сюжетным
тепла, воды на жизнь растений.
иллюстрациям.
61
1
Приспособление растений к
разным условиям жизни.
63
1
64
3
Обобщение знаний по теме:
«Растения».
Признаки лета. Деятельность
солнца.
Познакомить с условиями жизни
растений в разных климатических
поясах.
Закрепить знания по теме
«Растения».
Закрепить знания о летних
признаках; деятельностью солнца и
его влиянием на жизнь растений,
птиц, зверей.
Работа с учебником; по сюжетным
иллюстрациям.
Участие в беседе;
наблюдение за растениями в природе.
Работа с учебником;
работа по сюжетным иллюстрациям.