Пояснительная записка Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В процессе занятий изобразительной деятельностью происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус, поддаются исправлению недостатки развития наглядного мышления. Проводимые на уроках изобразительной деятельности многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют развитию зрительно двигательной координации. Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • наглядно-действенный характер содержания образования; • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Цель программы: формирование способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; Задачи: -воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.); -воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью; -развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира; -развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов или явлений действительности с целью их изображения; -формирование практических умений в разных видах художественно изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке); -воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно; -формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности. Содержание программы учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе Декоративное рисование Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. Рисование с натуры Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета. Рисование на темы Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Беседы об изобразительном искусстве Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года. Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Минимальный уровень: • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет; • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь. организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); • рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; • применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); • знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; • знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.; • знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.; • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); • нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; • применение разнообразных способов лепки; • различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Рисование», относятся: • положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; • приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; • умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); • представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности; • стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда; • умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. • проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников; • стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности; • стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта; Учебно – методический комплект 4 класс - Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Л.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. Количество учебных часов Место учебного предмета «Изобразительное искусство» - образовательная область «Искусство». Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится: Класс 3 Количество часов в неделю 1 Количество часов в год 34 Количество контрольных работ Календарно-тематическое планирование №№ Тема урока Кол-во уроков Содержание Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; Рисование по памяти после проведенных наблюдений Ориентироваться на плоскости листа бумаги; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Рисование по памяти после проведенных наблюдений 1 четверть. 8 часов 1 Рисование с натуры листьев 1 2 Рисование на тему «Деревья осенью» 1 3 Рисование на тему «В деревне» 1 4 Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру» 1 5 Приёмы работы красками и кистью 1 6 Техника рисования по мокрому листу. Изображение неба. 1 7 Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге. 1 8 Беседа на тему: «Как и о чём создаются картины» 1 2 четверть, 8 часов 1 Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» 1 2 Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» 1 3 Аппликация: «Овальная салфетка» 1 4 Декоративное рисование: «Полотенце» (элементы узора – листья, цветы) 1 Знание видов аппликации (предметная, сюжетная); Умение обращаться за помощью, принимать помощь; Лепка (барельеф) по памяти после проведенных наблюдений Различать и называть цвета; Умение организовать своё рабочее место; Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги Знать способы работы по мокрой и сухой бумаге формирование мотивации к творческому труду; Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. Знание видов аппликации (предметная, сюжетная); Формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений В работе над аппликацией составлять целое изображение из частей положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений Ориентировка в пространстве листа; Умение обращаться за помощью, принимать помощь; Изготовление аппликации "Овальная салфетка" Передавать в рисунках основную форму предметов; Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Составление декоративного узора 5 Каргопольская игрушка. Лепка: игрушка «Лошадка» 1 6 Рисование на тему: «Ёлки в зимнем лесу. Следы на снегу» 1 7 Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Дед Мороз у ёлки» 1 8 Аппликация с дорисовыванием: «Неваляшка» 1 3 четверть, 10 часов 1 Аппликация с дорисовыванием: «Мишка» 1 2 Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка» 1 3 Зарисовка игрушек по выбору 1 4 Раскрашивание игрушек акварелью 1 Применение приемов лепки Умение обращаться за помощью, принимать помощь; Знакомство с понятием каргополская игрушка Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему: "Елки в зимнем лесу" Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему: "Дед Мороз у елки" В работе над аппликацией составлять целое изображение из частей; умение организовать своё рабочее место; Рисование аппликации "Неваляшка" В работе над аппликацией составлять целое изображение из частей; умение обращаться за помощью, принимать помощь; Рассматривание иллюстраций, дорисовка аппликации "Мишка" Использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; Рассматривание иллюстраций, дорисовка аппликации "Чебурашка" Передавать в рисунках основную форму предметов; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Свободное рисование Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки. Умение обращаться за помощью, принимать помощь; Раскрашивание игрушек акварелью 5 Беседа на тему: «Знакомство со скульптурой» 1 6 Лепка фигуры человека в статической позе 1 7 Рисование фигуры человека 1 8 Рисование с натуры «Ваза с цветами» 1 9 Рисование с натуры машинки-игрушки 1 10 Рисование акварелью «Сказочные цветы» 4 четверть, 8 часов 1 Знакомство с гжельской росписью 1 1 Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; Беседа, просмотр презентации, видеофильма Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела Адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); Просмотр презентации, лепка фигуры человека Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности Рисование фигуры человека Рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта Умение организовать своё рабочее место; Творческая работа, рисование с натуры Рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; формирование мотивации к творческому труду; Рисование с натуры машинки-игрушки Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; Формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; Рисование акварелью Знание основных особенностей некоторых материалов, Используемых в рисовании, лепке и аппликации Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства. 2 Рисование элементов росписи посуды Гжели 1 3 Рисование кистью «Праздничный салют» 1 4 Лепка предметов симметричной формы «Бабочка» 1 5 Лепка предметов симметричной формы «Стрекоза» 1 6 Аппликация: «Сказочная птица» 1 7 Мастера народных промыслов 1 8 Рисование на свободную тему 1 Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров». Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки Положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; Рассматривание иллюстраций с применением узора в круге. Рисование элементов росписи посуды Гжель Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов Умение обращаться за помощью, принимать помощь; Рисование кисть праздничного салюта Применение приемов лепки Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Лепка бабочки Применение приемов лепки Адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); Лепка стрекозы Ориентировка в пространстве листа; Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности Творческая работа "Сказочная птица" Передавать в рисунках основную форму предметов; Умение организовать своё рабочее место; Знакомство с мастерами народных промыслов Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов. Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; Рисование на свободную тему, защита своего рисунка. Практическая работа