4а кл. Рисование 24-25 уч.год

Пояснительная записка
Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с
интеллектуальными нарушениями, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
В процессе занятий изобразительной деятельностью происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и
явлениях, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус, поддаются исправлению недостатки
развития наглядного мышления. Проводимые на уроках изобразительной деятельности многочисленные упражнения в значительной мере
развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют развитию зрительно двигательной координации.
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и
дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на
территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным

общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Цель программы: формирование способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства,
выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру;
Задачи:
-воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);
-воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
-развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;

-развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов или явлений действительности с
целью их изображения;
-формирование практических умений в разных видах художественно изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
-воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
-формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей
деятельности.
Содержание программы учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать
образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии
при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы
квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов
симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка;
использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;
располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года,
передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный уровень:
• знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил
хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
• знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
знание некоторых
выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
• пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
• знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель,
Городец, Каргополь. организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
• владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и
наклеивание);
• рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и
конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
• применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной
поверхности;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
• знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
• знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание
основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
• знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка,
контур, пятно, цвет, объем и др.;
• знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;
• знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

• знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
• нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
• оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец);
• использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
• применение разнообразных способов лепки;
• различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Рисование», относятся:
• положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
• приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
• воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять
возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
• представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности,
способность к оценке результата собственной деятельности;
• стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами,
проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
• умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
• проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
• стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению
творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
• стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
Учебно – методический комплект

4 класс
- Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / Л.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Количество учебных часов
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» - образовательная область «Искусство».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится:
Класс
3

Количество часов в неделю
1

Количество часов в год
34

Количество контрольных работ

Календарно-тематическое планирование
№№

Тема урока

Кол-во
уроков

Содержание

Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой
конструкции
Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной
деятельности и ее результату;
Рисование по памяти после проведенных наблюдений
Ориентироваться на плоскости листа бумаги;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Рисование по памяти после проведенных наблюдений

1 четверть. 8 часов
1

Рисование с натуры листьев

1

2

Рисование на тему «Деревья осенью»

1

3

Рисование на тему «В деревне»

1

4

Лепка: барельеф на картоне «Дерево на
ветру»

1

5

Приёмы работы красками и кистью

1

6

Техника рисования по мокрому листу.
Изображение неба.

1

7

Раскрашивание осенних листьев
акварелью по мокрой бумаге.

1

8

Беседа на тему: «Как и о чём создаются
картины»

1

2 четверть, 8 часов
1
Аппликация: «Улица города: дома,
деревья, машины»

1

2

Аппликация: «Улица города: дома,
деревья, машины»

1

3

Аппликация: «Овальная салфетка»

1

4

Декоративное рисование: «Полотенце»
(элементы узора – листья, цветы)

1

Знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
Умение обращаться за помощью, принимать помощь;
Лепка (барельеф) по памяти после проведенных наблюдений
Различать и называть цвета;
Умение организовать своё рабочее место;
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги
Знать способы работы по мокрой и сухой бумаге
формирование мотивации к творческому труду;
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги
Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры
рисунка и направление штрихов
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметов искусства;
Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов,
животных, растений, известных детям из ближайшего окружения,
сравнивать их между собой.
Знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
Формирование положительного отношения к мнению учителя,
сверстников;
Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений
В работе над аппликацией составлять целое изображение из частей
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной
деятельности и ее результату;
Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений
Ориентировка в пространстве листа;
Умение обращаться за помощью, принимать помощь;
Изготовление аппликации "Овальная салфетка"
Передавать в рисунках основную форму предметов;
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Составление декоративного узора

5

Каргопольская игрушка. Лепка: игрушка
«Лошадка»

1

6

Рисование на тему: «Ёлки в зимнем лесу.
Следы на снегу»

1

7

Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Дед
Мороз у ёлки»

1

8

Аппликация с дорисовыванием:
«Неваляшка»

1

3 четверть, 10 часов
1
Аппликация с дорисовыванием: «Мишка»

1

2

Аппликация с дорисовыванием:
«Чебурашка»

1

3

Зарисовка игрушек по выбору

1

4

Раскрашивание игрушек акварелью

1

Применение приемов лепки
Умение обращаться за помощью, принимать помощь;
Знакомство с понятием каргополская игрушка
Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки
Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности
Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему: "Елки в зимнем
лесу"
Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры
рисунка и направление штрихов
Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметов искусства;
Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему: "Дед Мороз у елки"
В работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
умение организовать своё рабочее место;
Рисование аппликации "Неваляшка"
В работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
умение обращаться за помощью, принимать помощь;
Рассматривание иллюстраций, дорисовка аппликации "Мишка"
Использование разнообразных технологических способов
выполнения аппликации
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной
деятельности и ее результату;
Рассматривание иллюстраций, дорисовка аппликации "Чебурашка"
Передавать в рисунках основную форму предметов;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Свободное рисование
Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки.
Умение обращаться за помощью, принимать помощь;
Раскрашивание игрушек акварелью

5

Беседа на тему: «Знакомство со
скульптурой»

1

6

Лепка фигуры человека в статической позе

1

7

Рисование фигуры человека

1

8

Рисование с натуры «Ваза с цветами»

1

9

Рисование с натуры машинки-игрушки

1

10

Рисование акварелью «Сказочные цветы»

4 четверть, 8 часов
1
Знакомство с гжельской росписью

1

1

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметов искусства;
Беседа, просмотр презентации, видеофильма
Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела
Адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую
эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
Просмотр презентации, лепка фигуры человека
Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности
Рисование фигуры человека
Рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого
объекта
Умение организовать своё рабочее место;
Творческая работа, рисование с натуры
Рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого
объекта;
формирование мотивации к творческому труду;
Рисование с натуры машинки-игрушки
Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
Формирование положительного отношения к мнению учителя,
сверстников;
Рисование акварелью
Знание основных особенностей некоторых материалов, Используемых в
рисовании, лепке и аппликации
Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметов искусства.

2

Рисование элементов росписи посуды
Гжели

1

3

Рисование кистью «Праздничный салют»

1

4

Лепка предметов симметричной формы
«Бабочка»

1

5

Лепка предметов симметричной формы
«Стрекоза»

1

6

Аппликация: «Сказочная птица»

1

7

Мастера народных промыслов

1

8

Рисование на свободную тему

1

Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров».
Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки
Положительное отношение и интерес к процессу изобразительной
деятельности и ее результату;
Рассматривание иллюстраций с применением узора в круге. Рисование
элементов росписи посуды Гжель
Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры
рисунка и направление штрихов
Умение обращаться за помощью, принимать помощь;
Рисование кисть праздничного салюта
Применение приемов лепки
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Лепка бабочки
Применение приемов лепки
Адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую
эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
Лепка стрекозы
Ориентировка в пространстве листа;
Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности
Творческая работа "Сказочная птица"
Передавать в рисунках основную форму предметов;
Умение организовать своё рабочее место;
Знакомство с мастерами народных промыслов
Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры
рисунка и направление штрихов. Приобщение к культуре общества,
понимание значения и ценности предметов искусства; Рисование на
свободную тему, защита своего рисунка. Практическая работа


Наверх

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».