4б кл. Ручной труд 24-25 уч.год

Пояснительная записка
Учебный предмет «Ручной труд» входит в образовательную область «Технология».
Предмет «Ручной труд» как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее
значение для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нормативными и правовыми основаниями разработки программы по учебному
предмету «Ручной труд» являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения
общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в
том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях,
расположенных на территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП
«Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1
января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Трудовое обучение в 4 классе является завершающей стадией начальной подготовки
обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и переходным
этапом к профессиональному труду.
В 4 классе подытоживаются, обобщаются и добавляются новые технические сведения
и углубляются знания о видах и свойствах материалов, о действиях, производимых с помощью
различных инструментов. Продолжается и расширяется применение на практике знаний,
приобретенных обучающимися на уроках математики, чтения, рисования. Обучающиеся

получают первоначальные сведения и представления, которые затем послужат основой и для
работы на уроках профессионально-трудового обучения.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной
ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда
предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К
общим вопросам таких занятий относятся:
- значение производства товаров для жизни людей;
- сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;
- демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
- соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного
овладения профессией;
- знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в
ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда
используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют
макетами и рисунками.
Основная цель учебного предмета - развитие и воспитание положительных качеств
личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и получение
элементарных знаний по видам труда.
Задачи:
Образовательные:
1.
Обучение доступным приемам труда;
2.
Формирование организационных умений в труде.
Коррекционно-развивающие:
1.
Развитие трудовых качеств;
2.
Коррекция умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия
работы);
3.
Развитие умения планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и
инструменты, нужные для их выполнения);
4.
Контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов,
оценивать качество готовых изделий).
Воспитательные:
1.
Воспитание положительного отношения к труду;
2.
Воспитание уважения к людям труда;
3.
Выработка организационных умений и привычек, необходимых для
продуктивной и безопасной трудовой деятельности.
Коррекционные методы и принципы обучения:
Методы:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (самостоятельные, практические работы, дидактические игры).
Принципы:

1. Принцип развивающего обучения.
2. Принцип воспитывающего обучения.
3. Принцип систематичности и системности в обучении.
4. Принцип научности в обучении.
5. Принцип доступности.
6. Принцип наглядности обучения.
7. Принцип активности и сознательности.
8. Принцип прочности усвоения знаний
9. Принцип индивидуализации обучения.
10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.

Содержание рабочей программы учебного предмета «Ручной труд» 4класс
Работа с бумагой и картоном. Содержание программного материала по этому виду
труда позволяет закреплять знания школьников об уже известных им сортах бумаги (бумага
для печати, письма, рисования, гигиеническая) и знакомить с новыми (наждачная бумага),
расширять представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой
(аппликация, объемное конструирование) и технологических операциях (разметка заготовки,
выделение детали из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей
изделия)
Работа с текстильными материалами. Содержание пополняется новыми техникотехнологическими сведениями о ткачестве, скручивании ткани, отделки изделий. Шитье,
вышивании. Школьники обучаются доступным швейным работам (соединение деталей
изделия строчкой косого стежка и петлеобразного стежка), разным видам ремонта одежды
(пришивание пуговиц, изготовление и пришивание вешалки и др.).у них формируется
представление об отделке изделий аппликацией из пуговиц. В то же время продолжается
работа по закреплению уже приобретенных ранее детьми навыков (намотка ниток на картон,
выкраивание деталей изделия по лекалу, вдевание нитки в иголку, завязывание узла на конце
нитки, соединение деталей строчкой прямого стежка и т.д.).расширяется представление о
функциональном назначении изделий, сделанных из текстильных материалов и
изготовленных на уроках ручного труда. Проводятся экскурсии в школьную швейную
мастерскую, где школьники знакомятся с условиями работы в швейной мастерской.
Сообщаются сведения о профессии швеи (портнихи), наладчика швейного оборудования,
портного по ремонту одежды, утюжильщика. Обращается особое внимание на качество
выполняемых приемов обработки текстильных материалов (ниток, ткани, тесьмы, пуговиц).
Развивается аккуратность при выполнении изделий. Вырабатывается точность, ритмичность
и плавность движений.
Работа с древесиной. Содержание нового вида работ направлено на ознакомление с
назначением и применением древесины. Элементарные теоретические сведения позволят
детям усвоить понятие «дерево» и «древесина». Выполняя задания, школьники знакомятся с
простейшими способами обработки древесины (зачистка, шлифовка) ручными
инструментами и приспособлениями (напильник, наждачная бумага).
Работа с проволокой. Содержание этого вида работ состоит в ознакомлении с
назначением и применением проволоки. Элементарные теоретические сведения позволят
сформировать у детей представления о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная), ее
свойствах (сгибается, ломается, отрезается кусачками; толстая и тонкая, мягкая и жесткая) и
приемах работы с ней (сгибание волной, в кольцо, в спираль, намотка на карандаш, сгибание
под прямым углом плоскогубцами).
Работа с металлом. Особенностями этого вида труда является то, что металл –
малознакомый предмет, при изучении данного вида работы ученики должны получить
элементарные сведения технологического характера (применение, виды металла, свойства,
цвет, применяемые инструменты и т.д., обучиться технологии ручной обработки тонкого
листового металла (сгибать, сминать, сживать и т.д.).особое внимание уделяется
совершенствованию организационных умений (подготовка рабочего места и др.),
общетрудовых умений (анализ объекта, планирование, текущий и заключительный контроль)
и двигательных навыков. Продолжается работа по развитию физической силы рук,
укреплению мышечной системы верхних конечностей, совершенствование умения
регулировать мышечное усилие и координировать работу рук. Отвечать самостоятельно на
вопросы, а ответы должны быть логичными, связными и развернутыми.

Работа с тканью. Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о
получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в
ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ
демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения.
Устройство и правила безопасной работы с ножницами.
Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету
«Ручной труд» к концу 4-б класса
Предметные результаты
Минимальный уровень
Правила организации рабочего места.
Виды трудовых работ.
Названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления
поделок; правила их хранения, санитарно-гигиенические требования. Названия и назначение
инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.
Приемы работы (приемы разметки деталей, приемы выделения деталей из заготовки,
приемы формообразования, приемы соединения деталей, приемы отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда.
Уметь:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления
на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте.
Анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности
соединения.
Составлять стандартный план работы по пунктам.
Владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочными
материалами.
Работать с доступными материалами (глиной и пластилином. Природными
материалами, бумагой и картоном, с нитками и тканью, с проволокой и с металлом, с
древесиной, с металлоконструктором).
Выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень:
Правила рациональной организации труда, включающий в себя упорядоченность
действий и самодисциплину.
Об исторической, культурной и эстетической ценности вещей.
Виды художественных ремесел.
Уметь:
Находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими
инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требования при выполнении
трудовых работ.
На основе полученных представлений о материалах осознанно подбирать их по
физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Отбирать в зависимости от свойства материала и поставленных целей оптимальные и
доступные технологические приемы их ручной обработки; экономно расходовать материалы.

Работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с
опорой на предметно-операционные, графические планы, распознавать простейшие
технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия.
Осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, похоже,
не похоже на образец, аккуратно); устанавливать причинно-следственные связи между
выполняемыми действиями и их результатами.
Выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков
ручного труда.
Личностные результаты:
Положительное отношение и интерес к труду.
Понимание значения и ценности труда.
Отношение к труду, как к первой жизненной необходимости.
Понимание красоты в труде, окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции "красиво" или «некрасиво».
Осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к
самооценке.
Умение выражать свое отношение к результатам своей и чужой творческой
деятельности «нравится» или «не нравится».
Привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических
видов деятельности.
Установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным
видам творческой предметно-практической деятельности.
Одной из наиболее важных технологий, применяемых в своей работе, являются
элементы технологии коррекционно-развивающего обучения, которая направлена на
разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию,
здоровьесберегающих образовательных технологий, игровых технологий.

Учебно - методический комплект
- Кузнецова Л.А., Симукова Я.С., «Технология. Ручной труд», 4 класс, учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы; – Москва: Просвещение, 9-е издание, 2019, 143 с.
- Кузнецова Л.А., «Технология. Ручной труд», 4 класс, рабочая тетрадь; – Москва:
Просвещение, 2-е издание, 2018, 64 с.
Количество учебных часов
Место учебного предмета «Ручной труд» - образовательная область «Технология».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на изучение
предмета «Ручной труд» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, урок длится 40 минут.
Учебно – тематический план программы по учебному предмету
«Ручной труд» 4 класс
Наименование
Краткое содержание раздела
раздела

Работа с
бумагой
Работа с
тканью

Работа с
бумагой и
картоном

Работа с
тканью
Работа с
металлом

Что ты знаешь о бумаге?
Складывание из треугольников. Геометрическая фигурараскладка.
Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка»
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра
«Геометрический конструктор».
Что ты знаешь о ткани?
Бумажная схема полотняного переплетения нитей.
Технологические операции при работе с нитками и тканью.
Игрушка «Кукла-скрутка»
Отделка изделий из ткани
Разметка округлых деталей по шаблонам.
Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок»
Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Экономное использование бумаги при вычерчивании
нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов
«Попугай».
Развёртка изделия. Изготовление «Конверта для писем» с
клеевым соединением деталей.
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям
Конверт без клеевого соединения деталей
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям
Конверт с замком без клеевого соединения деталей
Разметка геометрического орнамента с помощью угольника.
Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»
Разметка прямоугольника с помощью угольника. Закладка для
книг из зигзагообразных полос.
Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка
для книг со «свободным плетением».
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка
«Салфетка – прихватка»
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка.
«Рукавица - прихватка»
Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги.
Изделие «Дерево»

Колво
часов
1 ч.

1 ч.

7 ч.

2 ч.

2 ч.

Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги.
Изделие «Паук»
Работа с
Деление круга на равные части способом складывания.
бумагой и
«Геометрическая фигура – раскладка».
картоном
Деление круга на равные части способом складывания.
«Складные часы».
Деление круга на равные части с помощью угольника и
линейки. Объемное елочное украшение.
Деление круга на равные части с помощью угольника и
линейки. Ёлочная игрушка «Солнышко».
Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение
деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрешка»
Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной
пополам. «Птица»
Складывание из бумаги.
Складывание из бумаги.
Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель
«Планер»
Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель
«Самолет»
Работа с
Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток»
нитками
Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток»
Связывание ниток в пучок. «Ежики»
Работа с
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц.
проволокой
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки зверей.
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки человечков.
Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага,
нитки).
Работа с
Изготовление открытой коробочки способом сгибания
бумагой и
бумаги.
картоном
Изготовление крышки для коробочки способом сгибания
бумаги.
Работа с
Что ты знаешь о древесине?
древесиной
Обработка древесины ручными инструментами.
Клеевое соединение деталей из древесины. «Аппликация из
карандашной стружки «Цветок»
Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое
соединение деталей из древесины.
Ремонт одежды Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.
Пришивание пуговиц с ушком.
Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами.
Аппликация с использованием пуговиц
Изготовление и пришивание вешалки.
Зашивание простого разрыва ткани.
КартонажноПереплет. Записная книжка-раскладушка с переплетной
переплетные
крышкой.
работы
Ручные
Ручные швейные работы.
швейные
работы

8 ч.

2 ч.
3 ч.

1 ч.

3 ч.

2 ч.

1 ч.
1 ч.

Способы и формы оценки образовательных результатов освоения учебного
предмета «Ручной труд» в 4-б классе
При оценке знаний и умений по трудовому обучению учитывается правильность приемов
работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование,
практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организация рабочего места).
 Самостоятельная ориентировка в задании.
 Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий.
 Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.
 Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы.
 Самостоятельное выполнение изделия, текущий контроль выполнения изделия.
 Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и
несложных изделий.
 Анализ своего изделия и изделия товарища.
 Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ,
правильное расположение деталей, соблюдение пропорций.
 Употребление в речи технических терминов.
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в
зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках
ручного труда;
- знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе
с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства,
правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного
труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и
свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными
материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
-выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий
и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; - знание видов
художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых
работ;

- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и
конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над
изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших
технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними
в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - установление
причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков
трудового обучения.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа: если обучающиеся верно выполняют
• от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт);
• от 51% до 65% заданий - «хорошо»;
• свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).
При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать
такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы
работы с различными материалами. Уметь с помощью учителя составлять план работы над
изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно. Давать
словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в
отдельных случаях — самостоятельно. Отвечать простыми предложениями, употребляя в речи
слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Технология. Ручной труд» 4 класс
№
п/п

Дата

Содержание,
(тема, раздел)

Колво
часов

Тип
урока

Коррекционная
направленность

1.

Инструктаж по
ТБ. Работа с
бумагой. «Что
ты знаешь о
бумаге?»

1

Урок
новых
знаний

Коррекция
мышления,
речи на основе
упражнения
«Составь
рассказ»

2

Работа с
бумагой.
Складывание
из
треугольников
.

1

Комб.
тип

Корригировать
устную речь,
память через
систему
вопросов.

3

Работа с
бумагой.

1

Комб.
тип

Коррекция
памяти и

Содержание

Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и
приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма
бумаги; технологические операции с бумагой; виды
работы с бумагой). Совершенствование умения
дифференцировать и объединять в группы материалы,
инструменты
и
приспособления.
Проверка
организационных навыков учащихся (подготовка и
содержание в порядке рабочего места; правила
поведения на уроках труда; работа с
учебником и рабочей тетрадью).
Повторение видов работы с бумагой (складывание,
вырезание, аппликация, объемное конструирование).
Выявление знаний о подготовке рабочего места к
работе с бумагой. Формирование умения устанавливать
общую форму, особенности конструкции изделия и его
пространственные отношения). Совершенствование
знаний о геометрических фигурах «квадрат» и
«треугольник» и их признаках (стороны, углы).
Повторение
правил
разметки
бумаги.
Совершенствование навыков сгибания треугольника
пополам и соединения нижних углов с вершиной.
Закрепление навыков склеивания деталей и сборка
изделия с помощью клея. Развитие логического
мышления и внимания
в ходе складывания геометрических комбинаций на
фигуре – раскладке
Проверка знаний о складывании бумаги (название
этого
способа изготовления изделий –оригами).
Формирование

Методическое
обеспечение

Инструкцион ные
карты

Предметные
инструкцион
ные карты.

Предметные
инструкцион

Складывание
простых форм
из квадрата.
Фигурка
«Рыбка»

4

Работа с
бумагой.

развитие
связной устной
речи на основе
упражнения
«Перескажи».

1

Комб.
тип

Нахождение

Коррекция
логического
мышления на

на линейке

основе

длины,

упражнения

заданной в

«Выбери

миллиметрах.

картину»

Игра
«Геометрическ
ий
конструктор»:
«Силуэт
5

самолёта».
Работа с
тканью. Что

1

Комб.
тип

Коррекция
мыслительной

умения устанавливать общую форму, конструкцию
изделия и его пространственные отношения.
Совершенствование знаний о геометрических фигурах
«квадрат» и
«треугольник» и их признаках (сторон, углы). Обучение
складыванию базовой формы «треугольник» и на его
основе
-фигурки рыбки. Закрепление навыков чтения схем –
рисунков по условным обозначениям. Развитие умения
работать в соответствии с намеченным планом.
Развитие пространственной ориентировки.
Формирование представлений о миллиметрах как мере
длины. Обучение нахождению на линейке
нужного
количества миллиметров (20, 80) и перевода
их
в
сантиметры. Формирование умения чертить
отрезки
заданной в миллиметрах длины. Использование этих
умений
при разметке заготовки изделия. Обучение
изготовлению
игры «Геометрический конструктор» по плану в
учебнике.
Совершенствование точности движений при разрезании
заготовки на части. Формирование наглядно –
действенного
мышления, внимания, памяти в процессе
переворачивания
деталей геометрического конструктора с
изнаночной
стороны на лицевую. Развитие воссоздающего
воображения
в процессе сборки заданных силуэтов.
Проверка знаний о ткани (материалы, инструменты и
приспособления; изделия; виды ткани; свойства ткани;
цвет).

ные карты.

Образец
изделия.
Предметные
инструкцион
ные карты.

ты знаешь о
ткани?».

деятельности,
памяти на

Бумажная

основе

схема

дид.игры

полотняного
переплетения

"Найди и
выбери"

нитей.

6

Работа с
тканью. Виды
работы и
технологическ
ие операции
при работе с
нитками и
тканью.
Скручивание
ткани.
Игрушка
«Кукласкрутка».

1

Комб.
тип

Коррекция
мышления,
речи на основе
упражнения
«Расскажи»

Совершенствование
умения
дифференцировать
объединять в группы материалы,
инструменты и
приспособления. Формирование представлений о
плотности
переплетения нитей в ткани (редкое, частое
переплетение).
Сообщение сведений о процессе ткачества на примере
полотняного переплетения нитей (поперечные нитиуток,
продольные нити - основа). Знакомство с устройством
ткацкого станка на примере игрушечного станка.
Обучение
выполнению бумажной схемы переплетения нитей.
Совершенствование приёмов резания по длинной линии
и плетения бумажных полос крест – накрест. Развитие
понятий,
содержащих
пространственные
характеристики (вдоль, поперёк, крест-накрест).
Развитие дифференциации
пальцев, координации рук.
Проверка знаний о видах работы с тканью (ткачество,
плетение, вышивание, аппликация, шитьё,
роспись),
о
технологических операциях при работе с тканью
(разметка
деталей изделия и выкраивание их по линиям разметки,
соединение деталей изделия). Сообщение
сведений об
искусстве изготовления тряпичных кукол-скруток.
Обучение
приёму скручивания ткани. Формирование
умения
изготавливать куклу-скрутку по плану и
самостоятельно.
Развитие дифференциации пальцев, координации
памяти.

7

Работа с

1

тканью.
Отделка

Комб.

тип

Развитие

тактильного
восприятия на

изделий из

основе игры

ткани.

«Волшебный

Салфетка с

мешочек».

аппликацией.

8

Работа с

1

Экску

Коррекция

Формирование представлений о способах отделки
изделий
из ткани (вышивка, аппликация). Определение понятия
«аппликация». Закрепление знаний о видах ткани,
ткачестве.
Сообщение сведений о холсте как о ткани с
полотняным
переплетением нитей. Развитие умения
анализировать
изделие, выделяя его основные признаки и
детали.
Формирование умения работать в соответствии с
планом.
Обучение приёму обработки края салфетки
способом
выдёргивания нитей (бахрома). Развитие
пространственной
ориентировки на плоскости изделия в процессе
наклеивания
деталей
на
основу
(середина,
вертикальные
горизонтальные края).
Формирование умения анализировать объект и
разбираться в

9

10

11

бумагой и
картоном.
Разметка
округлых
деталей по
шаблонам.
Подвижное
соединение
деталей.
Игрушка с
подвижным
соединением
деталей
«Цыплёнок».
Работа с
бумагой и
картоном.
Вычерчивание
окружности с
помощью
циркуля.
Игрушка
«Летающий
диск»

Работа с
бумагой и
картоном.
Экономное
использование

рсия

памяти и
развитие
связной устной
речи на основе
упражнения
«Перескажи».

1

1

Комб.
тип

Корригировать
устную речь,
память через
систему
вопросов.

особенностях конструкции изделия. Закрепление знаний о
технологических операциях с бумагой (разметка детали по
шаблону, вырезание детали из заготовки, склеивание
деталей). Совершенствование приёмов разметки округлых
деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям
(овалов). Развитие точности, аккуратности при выполнении
действий. Развитие умения работать самостоятельно по
готовому плану.

Обучение умению определять особенности конструкции
изделия. Закрепление знаний о технологических операциях:
«разметка по шаблону», «вырезание по линиям разметки».
Ознакомление с циркулем как с чертежным инструментом
(устройство циркуля, правила подготовки циркуля к работе).
Формирование
знаний о геометрических
понятиях
«окружность»
и
«круг»,
«радиус» и
«диаметр».
Формирование умений вычерчивать окружность с помощью
циркуля. Обучение изготовлению игрушки «Летающий
диск» по плану. Развитие пространственной ориентировки,
точности и аккуратности при выполнении действий.
Развитие умения регулировать мышечное усилие
при работе с циркулем.
Развитие
умения
анализировать
конструкцию
многодетального изделия, выделять его основные признаки
и свойства. Закрепление знаний о циркуле и умения
вычерчивать окружность с помощью циркуля. Обучение
экономной разметке бумаги при вычерчивании нескольких

бумаги при
вычерчивании
нескольких
окружностей.
Игрушка из
бумажных кругов
«Попугай».

окружностей (5-6). Развитие умения работать в соответствии
с намеченным планом. Совершенствование качества работы
при вырезании и сгибании бумаги. Формирование умения
соблюдать точность при сборке изделия. Развитие умения
работать в коллективе.

12

Инструктаж по
ТБ. Работа с
бумагой и
картоном.
Разметка
геометрическо
го орнамента с
помощью
угольника.
Аппликация
«Коврик с
геометрически
м
орнаментом».

1

Комб.
тип

Развитие
логического
мышления,
памяти, речи
через
упражнения
«Ответь на
вопрос».

13

Работа с
бумагой и
картоном.
Разметка
прямоугольни
ка с помощью
угольника.
Закладка для
книг из
зигзагообразных

1

Комб.
тип

Коррекция
мышления на
основе
упражнения
«Выбери»

Расширение представлений об изделиях декоративноприкладного искусства (коврах). Закрепление понятия
«геометрический орнамент» и знаний о пространственном
размещении его элементов (в прямоугольнике и квадрате).
Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение
знаний
о
видах
бумаги
(бархатная
бумага).
Совершенствование умений анализировать объект, выделяя
его признаки, свойства и детали. Усвоение геометрического
понятия «прямой угол». Обучение вычерчиванию прямого
угла с помощью линейки и угольника. Развитие умения
использовать приобретённый навык при разметке деталей
изделия. Развитие умения работать в соответствии с
намеченным
планом.
Развитие
пространственной
ориентировки при составлении геометрического орнамента.
Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при
выполнении действий.
Расширение представлений о функциональном назначении
изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда.
Обучение умению размечать прямоугольник с помощью
чертёжных инструментов (угольника). Закрепление умения
размечать
детали
изделия
под
прямым
углом.
Совершенствовать умение резать по коротким линиям и
использовать
соответствующий
приём
вырезания
ножницами из бумаги. Развитие умения работать в
соответствии с намеченным планом. Совершенствование
навыка контролирования выполняемых операций (сравнение

Предметные
инструкцион
ные карты.

Предметные
инструкцион
ные карты.

полос.

14

15

Работа с
бумагой и
картоном.
Разметка
наклонных
линий с
помощью
угольника.
Закладка для
книг со
«свободным
плетением».
Работа с
металлом.
«Что надо
знать о
металле».
Сминание,
сжимание,
скручивание
алюминиевой
фольги.
Изделие
«Дерево»,
«Паук»

1

Комб.
тип

Коррекция
мыслительной
деятельности,
памяти на
основе
дидактической
игры "Найди и
выбери"

1

Комб.
тип

Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».

со схемой для контроля в рабочей тетради). Обучение
переплетению деталей из бумажных зигзагообразных полос.
Развитие точности и координации движений обеих рук.
Закрепление знаний о применении закладок. Закрепление
знаний о геометрических понятиях «прямой угол», «острый
угол», «тупой угол». Обучение вычерчиванию острого угла с
помощью угольника. Развитие умения использовать этот
способ разметки при изготовлении изделия. Развитие умения
работать в соответствии с намеченным планом. Обучение
«свободному плетению» из бумаги. Развитие внимания,
наблюдательности, аккуратности при выполнении действий.
Развитие точности, координации движений правой и левой
рук и дифференциации движений пальцев в процессе
плетения.
Расширение представлений о функциональном назначении
изделий из металла. Формирование представлений о видах,
свойствах, цвете, технологической ручной обработке
металлов и об используемых при этом инструментах.
Развитие умения сгибать, разрывать и разрезать по линии
сгиба
алюминиевую
фольгу.
Обучение
приёмам
формообразования (сминания, сжимания и скручивания)
изделий алюминиевой фольги. Развитие умения работать в
соответствии с намеченным планом. Развитие умения
распределять мышечное усилие при сминании, сжимании и
скручивании фольги. Развитие точности, координации
движений правой и левой рук и дифференциации движений
пальцев в процессе обработки алюминиевой фольги.

16

17

18

Работа с
бумагой и
картоном.
Деление круга
на равные
части
способом
складывания.
Геометрическа
я фигура –
раскладка
«Складные
часы»
Работа с
бумагой и
картоном.
Деление круга
на равные
части с
помощью
угольника и
линейки.
Объемное
елочное
украшение,
елочная
игрушка
«Солнышко»
Работа с
бумагой и
картоном.
Тиражировани
е элементов.
Точечное
клеевое
соединение
деталей.
Растягивающа

1

Комб.
тип

Коррекция
мышления,
речи, внимании
на основе
упражнения
«Читай по
ролям».

Совершенствование знаний о геометрической фигуре
Предметные
«круг». Повторение правил вычерчивания окружности с инструкцион
применением циркуля. Закрепление знаний о чертежных ные карты.
инструментах
т
правилах
работы
с
циркулем.
Совершенствование умения резать по кругу. Обучение
делению круга на равные части способом сгибания.
Закрепление навыков склеивания деталей и сборки изделия с
помощью клея. Развитие логического мышления, внимания в
ходе составления геометрических комбинаций на фигуре –
раскладке. Закрепление умения определять время по часам.

1

Расширение представлений о функциональном назначении
изделий
из
бумаги.
Совершенствование
умений
анализировать объект, выделять его признаки, свойства и
детали. Проверка знаний о геометрической угольника и
линейки фигуре «круг». Повторение правил вычерчивания
окружности с применением циркуля или по шаблону.
Совершенствование умения резать по короткой прямой и по
кругу. Обучение делению круга на равные части с помощью
угольника и линейки. Использование данного приема при
разметке деталей изделия. Развитие умения работать в
соответствии с намеченным планом. Закрепление навыка
склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея.
Развитие зрительно –двигательной координации.

1

Расширение представлений о функциональном назначении
изделий из бумаги. Обучение определению особенностей
конструкции
изделия
(растягивающееся
туловище
матрешки).
Обучение способу
тиражирования
для
получения большого количества одинаковых деталей.
Закрепление умения размечать заготовки с помощью
линейки. Совершенствование умения вырезать по кругу.
Закрепление умения делить круг на равные части с помощью
угольника. Обучение склеиванию деталей изделия с
использованием приема «точечного склеивания». Развитие

19

яся игрушка
«Матрешка».
Работа с
бумагой и
картоном.
Вырезание
симметричных
деталей из
бумаги,
сложенной
пополам.
«Птица».

1

20

Инструктаж по
ТБ. Работа с
нитками.
Связывание
ниток в пучок.
Аппликация
«Цветок из
ниток»

1

21

Работа с
нитками.

1

Комб.
тип

Комб.
тип

Развитие
памяти,
внимания на
основе игры
«Кто быстрее».

Корригировать
устную речь,

внимания, пространственной ориентировки, аккуратности
при выполнении действий.
Расширение представлений о функциональном назначении
изделий из бумаги. Обучение умению определять
особенности конструкции изделия. Совершенствование
приёмов разметки деталей изделия по шаблону. Отработка
приёма «надрез по короткой линии». Развитие умения
вырезать симметричные детали из бумаги, сложенной
пополам. Развитие аккуратности при выполнении действий.
Контроль за правильностью выполнения трудовых действий.
Расширение представлений об изделиях декоративно –
прикладного искусства (аппликация с использованием
изделий из ниток). Проверка знаний об аппликации.
Закрепление
и
расширение
знаний
о
видах
(хлопчатобумажные, шерстяные), свойствах ниток (рвутся,
режутся ножницами, сматываются), видах работы с нитками
(наматываются на картон, связывание в пучок, шитье,
вышивание,
вязание).
Совершенствование
умения
анализировать аппликацию, выделяя в ней детали и их
пространственное соотношение. Развитие умения работать в
соответствии с намеченным планом. Развитие внимания,
точности, координации
движений правой и левой рук и дифференциации движений
пальцев в процессе наматывания ниток на картонную
основу.
Проверка знаний о приёме работы с нитками. Обучение
обматыванию нитками картонных колец с применением

Сматывание
ниток в пучок.
«Помпон из
ниток»

память через
систему
вопросов.

22

Работа с
проволокой.
Изгибание
проволоки.
Декоративные
фигурки птиц,
зверей и
человечков.

1

Комб.
тип

Коррекция
мыслительной
деятельности,
памяти на
основе
дидактической
игры "Найди и
выбери"

23

Работа с
проволокой.
Сборка
изделия из
разных
материалов
(проволока,
бумага,
нитки).
«Муха»
Работа с
бумагой и
картоном.
Изготовление
открытой
коробочки
способом

1

Комб.
тип

Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».

1

Комб.
тип

Коррекция
памяти и
развитие
связной устной
речи на основе
упражнения
«Перескажи».

24

иглы с широким ушком. Развитие умения работать в
соответствии с намеченным планом. Развитие внимания,
точности, координации движений правой и левой рук и
дифференциации движений пальцев в процессе наматывания
ниток на картонную основу в виде кольца.
Закрепление и расширение знаний о видах проволоки
(медная, алюминиевая.Стальная).Её
свойства (гнётся,
режется кусачками, сматывается), приёмов её сгибания (в
кольцо, волной, в спираль, под прямым и острым углом).
Совершенствование умений анализировать объект и
действовать в соответствии с намеченным планом работы.
Развитие воображения, внимания, точности, координации
движений правой и левой рук, регуляции мышечного
усилия.
Формирование умения использовать различные материалы
при изготовлении одного изделия. Проверка знаний о
проволоке, нитках, бумаге. Определение сходства и
различий
между
этими
материалами
(по
длине,
пластическим свойствам). Совершенствование умений
анализировать объект и действовать в соответствии с
намеченным планом работы. Развитие воображения,
внимания, точности, координации движений правой и левой
рук, регуляции мышечного усилия, ритмичности движений.

Предметные
инструкцион
ные карты.

Предметные
инструкцион
ные карты.

Расширение представлений о функциональном назначении
Предметные
изделий из бумаги (коробочки). Определение названия вида
инструкцион
искусства, в котором изделия складываются из бумаги
ные карты.
(оригами). Закрепление знаний о приёмах сгибания бумаги
(сгибание с угла на угол, сгибание пополам и др.).
Закрепление
умения
складывать
базовую
форму
«треугольник» и обучение складыванию на её основе

сгибания
бумаги.
«Открытая
коробочка»
«Коробочка»

25

Работа с
древесиной.
«Что ты
знаешь о
древесине?»
Образцы и
изображения
инструментов,
материалов,
приспособлен
ий
Экскурсия в
школьную
столярную
мастерскую

1

26

Работа с
древесиной.
Обработка
древесины
ручными
инструментам
и. Клеевое
соединение
деталей из

1

Комб.
тип

Способствоват
ь коррекции
мышления,
через
упражнение
«Пословицы».

коробочки (1). Обучение складыванию базовой формы
«блин» и складыванию на её основе коробочки (2).
Совершенствование умений действовать в соответствии с
намеченным планом работы. Развитие внимания, памяти,
пространственной ориентировки, зрительно-двигательной
координации, точности, плавности и координации движений
правой и левой рук.
Расширение представлений о функциональном назначении
изделий из древесины. Выявление знаний о материалах,
инструментах и приспособлениях и умений объединять их в
соответствующие группы (заполнение таблицы в рабочей
тетради «Что относится к материалам, инструментам и
приспособлениям»). Сообщение сведений о заготовке
древесины. Формирование представлений о рабочих
профессиях лесоруба, сплавщика, машиниста, шофёра,
плотника, столяра. Развитие умения определять свойства
древесины (цвет, текстура). Проверка умения находить
различия
в
понятиях
«древесина»
и
«дерево».
Совершенствование изобразительно-графических навыков
при рисовании текстуры древесины по образцам в рабочей
тетради. Посещение школьной столярной мастерской с
целью
ознакомления
с натуральными
древесными
материалами.
Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах и
ручной обработке различными видами резцов (ножи,
стамески, рубанки). Ознакомление с приемами получения
древесной стружки в процессе заточки карандаша с
применением точилки. Сообщение сведений о применении
карандашной стружки и технологии клеевой обработки
деталей из карандашной стружки. Развитие умения работать
в коллективе. Развитие воображения, внимания, точности,
координации движений правой и левой рук, регуляции

27

28

29

древесины.
Аппликация из
карандашной
стружки
«Цветок».
Пришивание
пуговиц с
четырьмя
сквозными
отверстиями.
Пришивание
пуговиц с
ушком.

Пришивание
пуговиц.
Отделка
изделий
пуговицами.
Аппликация с
использование
м пуговиц
Изготовление
и пришивание
вешалки.
Зашивание
простого
разрыва ткани

мышечного усилия.

1

Комб.
тип

1

Комб.
тип

1

Комб.
тип

Коррекция
памяти и
развитие
связной устной
речи на основе
упражнения
«Перескажи».

Формирование представлений о различных операциях по
ремонту одежды (пришить пуговицу, вешалку, рукав, зашить
распоровшееся по шву или разорвавшееся изделие и т.п.).
Закрепление знаний о пуговицах (с двумя или четырьмя
сквозными отверстиями, с ушком). Обучение технологии
пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.
Повторение правил работы иглой. Закрепление умения
отрезать нитку нужной длины (30 см), завязывать узелок на
конце нитки. Закрепление умения работать по намеченному
плану. Развитие внимания, точности, координации движений
правой и левой рук, ритмичности движений, зрительно –
двигательной
координации,
пространственной
ориентировки.
Закрепление знаний о пуговицах. Расширение представлений
Коррекция
о форме пуговиц и применении пуговиц для украшения
мышления,
речи, внимании одежды. Сообщение сведений о применении пуговиц в
на основе
аппликации. Обучение изготовлению аппликации с
пуговицами. Развитие воображения, внимания, точности,
упражнения
«Читай по
координации движений пальцев, ритмичности совершаемых
движений.
ролям».
Коррекция
вербальной
памяти на
основе
упражнений
«Назови словопредмет»

Предметные
инструкцион
ные карты.

Предметные
инструкцион
ные карты.

Формирование представлений о различных операциях при
Предметные
ремонте одежды (изготовление и пришивание вешалки,
инструкцион
зашивание простого разрыва ткани). Расширение знаний о
ные карты.
назначении вешалки. Повторение правил работы иглой.
Закрепление умений отрезать нитку нужной длины,
завязывать узелок на конце нитки. Закрепление знаний о
строчке прямого и косого стежков и применение их при
изготовлении и пришивании вешалки. Совершенствование
умения работать по намеченному плану. Развитие умений

30

31

3233

Картонажнопереплетные
работы.
Переплет.
Записная
книжкараскладушк
ас
переплетно
й
крышкой,
«Блокнот».

1

Ручн
ые
швей
ные
работ
ы.
Оборудова
ние
швейной
мастерской.
Соединени
е

1

Комб.
тип

2

Комб.

Расширение представлений об изделиях из ткани (предметы

тип

быта). Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве
различных изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы,
завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей
изделия по лекалу, отделка деталей изделия вышивкой,

деталей из
ткани
строчкой
петлеобразн
ог

Комб.
тип

изготовит лекало вешалки из бумаги, разметить и выкроить
деталь из ткани, сшить вешалку и пришить ее к ткани.
Развитие внимания, точности, координации движений
правой и левой рук, ритмичности движений, зрительно –
двигательной
координации,
пространственной
ориентировки.
Коррекция
Расширение представление о картонажно–переплетных Предметные
памяти,
изделиях (картонажные изделия, изделия в переплете).
инструкцион
внимания через Развитие умения объединять в соответствующие группы
ные карты.
разгадывание измерительные, режущие, колючие и вспомогательные
кроссворда.
инструменты, используемые в картонажно–переплетных
работах. Обучение изготовлению записной книжки с
переплетной крышкой. Формирование представлений о

Коррекция
диалогической
и
монологическо
й форм устной
речи на основе
чтения по
ролям.

записных книжках, их назначении, форме, размере,
конструкции (переплетная крышка, блок). Закрепление
умения работать по намеченному плану. Обучение
промазыванию клеем технической ткани и изнаночной
стороны. Развитие внимания, точности, координации
движений правой и левой рук.
Ознакомление с условиями работы в швейной мастерской.
Сообщение сведений о профессиях швеи (портнихи),
наладчика швейного оборудования, портного по ремонту
одежды, утюжильщика и др.

Предметны
е
инструкцио
н
ные
карты.

о стежка.
Подушечк
а
для игл.

соединение
деталей
строчной
прямого
стежка).
Совершенствование умений самостоятельно анализировать
изделие и действовать в соответствии с намеченным планом
работы. Закрепление умения вышивать строчкой прямого
стежка. Обучение приему соединения деталей из ткани


Наверх

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».