Пояснительная записка Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательн ой программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. Программа предмета «Основы социальной жизни» разработана на основе: адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Екатеринбургская школа № 7». с легкой умственной отсталостью Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида, Субчева В.П. 2021г., учебника «Основы социальной жизни», 5-9 кл, Комарова С.В., Александрова Е.Л. Издательство М.: «Просвещение», 2023 г. Рабочая программа отражает содержание обучения учебному предмету «Основы социальной жизни» с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с интеллектуальными нарушениями и реализуется с учётом рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК). Социальная адаптация через активное освоение и принятие целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в современном обществе, является универсальной основой для личностного и социального благополучия человека. Обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. В рабочей программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося класса синтеллектуальными нарушениями и специфика усвоения им учебного материала. Цель предмета - подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме. Задачи: – расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; – развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. – формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; – коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его ксамостоятельной жизни. Изучение предмета Основы социальной жизни обеспечивает работу:коррекционно – обучающую; коррекционно – развивающую; коррекционно – воспитательную; воспитание положительных качеств личности; развитие способностей, обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы). Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса и предполагает реализацию следующих коррекционных задач: - создание условий для получения образования в соответствии с индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями; - реализация дифференцированного подхода к изучению разных аспектов языка; использование специальных приемов и средств, обеспечивающих мотивацию и активизацию речевой деятельности; - коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; - коррекция нарушений устной речи и письменной речи; -развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях; - обеспечение ситуаций успеха с целью предупреждения негативного отношения к учебе. Общая характеристика учебного предмета «Основы социальной жизни» Учебные занятия по Основам социальной жизни направлены на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся. Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих классах. Место учебного предмета «Основы социальной жизни» в учебном плане В соответствии с учебным планом предмет «Основы социальной жизни» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. На изучение предмета «Основы социальной жизни» в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Личностные и предметные планируемые результаты освоения учебногопредмета «Основы социальной жизни» Личностные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах. - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущнонеобходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневнойжизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социальноговзаимодействия; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - формирование готовности к самостоятельной жизни. - формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. Предметные результаты Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении иукреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений. Раздел 1 . Личная гигиена Минимальный уровень: -знать, соблюдать правила, виды личной гигиены; -характеризовать индивидуальные предметы гигиены; -понимать и различать вредные привычки от полезных Достаточный уровень: -знать название и назначение индивидуальных предметов и предметов общего пользования личной гигиены; -выполнять санитарно-гигиенические требования пользования личными (индивидуальными) вещами, -соблюдать полезные привычки для здоровья. Освоит основные правила ухода за телом, руками. Правила сохранения здоровья, укрепление иммунитета. Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний Раздел 2. Одежда и обувь Минимальный уровень: -различать и использовать одежду и обувь в зависимости от назначения; -называть правила пользования моющими средствами; -рассказывать о последовательности и особенности утюжки одежды из различныхтканей; -соблюдать правила ухода за одеждой и обувью в повседневной жизни. Достаточный уровень: -подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону; - знать особенности стирки цветного и белого белья; -уметь самостоятельно выполнять ежедневный уход за одеждой: -характеризовать предприятия по химической чистке одежды, виды оказываемыхими услуг. Раздел 3.Жилище Минимальный уровень: -знать правила соблюдения чистоты в доме; -виды и типы помещений Достаточный уровень: - знать название жилых комнат, и их назначение -знать приемы создания уюта в доме. Раздел 4. Питание Минимальный уровень: -знать название отдельных продуктов питания; -знать и уметь составлять меню завтрака, обеда, ужина -знать основные блюда различных национальностей; -знать значение продуктов питания для здорового образа жизни человека; Достаточный уровень: -знать состав продуктов питания и их значение для развития и правильной работыорганизма человека; -приводить примеры блюд различных национальностей; -знать и соблюдать режим питания; -подбирать предметы для сервировки стола в зависимости от меню. -знать о значении питания для здоровья человека;Раздел 5. Семья Минимальный уровень: -знать фамилию, имя, отчество членов семьи; -правильно и определять, и называть степень родства членов семьи, -знать правила поведения в семье Достаточный уровень: - знать возраст, дни рождения, профессию, место работы членов семьи; -уметь определять степень родства членов семьи; -знать и уметь выстраивать положительные взаимоотношения с членами семьи, -выполнять домашние обязанности.Раздел 6. Транспорт Минимальный уровень: -знать типы транспорта, их различия; -знать виды вокзалов Достаточный уровень: - знать различные варианты маршрутов и схем проезда -соблюдать правила поведения на жд путях, в транспорте, на дороге. Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» Программа «Основы социальной жизни» составлена с учетом возможностей, учащихся с умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний и умений и ориентирована на: Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются социально - бытовые компетентности: Раздел 1. Личная гигиена - повторение основ правил личной гигиены, пропаганда ЗОЖ,сохранение здоровья, иммунитет. Вводный урок. Беседа о содержании и значении предмета «Основы социальной жизни». Личная гигиена и здоровье Здоровье и красота Слагаемые здоровья Вредные привычки Раздел 2. Одежда и обувь – разнообразие материалов и видов обуви, ихпредназначение, разновидности и история создания. Материалы используемые для изготовления одежды Уход за одеждой Выбор и покупка одежды История возникновения одежды Национальная одежда Раздел 3. Жилище – назначение жилых и нежилых помещений, соблюдение чистоты вдоме, приемы создание уюта Виды жилья Правила соблюдения чистоты помещений Условия жизни комнатных растений. Ёмкости и инвентарь для комнатных растений Практическое повторение. Уход за комнатными растениями Создание уюта в доме Раздел 4. Питание - значение питания в жизни человека, состав и составление меню, разнообразие блюд. Организация питания семьи Виды блюд Составление меню школьникаЭтикет праздничного стола Национальные блюда Раздел 5. Семья – изучение правил поведения, обязанности в семье, понимание родственных отношений, повторение правил культуры взаимоотношений в семье, на основе уважения, взаимопонимания и взаимной помощи. Родственные отношения. Правила поведения в семье. Домашние обязанности. Экономика домашнего хозяйства Раздел 6. Транспорт - правила безопасного поведения на жд путях, на дороге, видытранспорта. Правила поведения на дороге, жд путях Правила поведения в городском транспортеВиды транспорта Виды вокзалов Повторение пройденного материала Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся учебного предмета «Основы социальной жизни» № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контро льные работы 1.2 1.3 1.4 Раздел 1. Личная гигиена Беседа о содержании и значении 2 0 предмета «Основы социальной жизни». Личная гигиена и здоровье 2 0 Здоровье и красота 2 0 Слагаемые здоровья 2 0 1.5 Вредные привычки 1.1 2 0 Итого по разделу Практ ически е работ ы 0 0 0 0 оформление рабочей тетради; выполнение заданий; слушание рассказа учителя; участие в беседе; -ответы на вопросы учителя. 0 0 2.2 2.3 10 0 Раздел 2. Одежда и обувь Материалы используемые для 2 0 изготовления одежды Уход за одеждой 2 0 Выбор и покупка одежды 2 0 2.4 История возникновения одежды 2 0 0 2.5 Национальная одежда 2 0 0 2.1 Основные виды учебной деятельности 0 0 0 выполнение практических упражнений, участие в беседе; ответы на вопросы учителя; работа с дидактическим материалом; выполнение записей в рабочей тетради; Итого по разделу 8 0 Раздел 3. Жилище 0 3.1 Виды жилья 3 0 0 3.2 Правила соблюдения чистоты помещений Условия жизни комнатных растений. 4 0 0 3 0 0 3.3 выполнение записей в рабочей тетради; выполнение практических упражнений 3.4 Ёмкости и инвентарь для комнатных растений 2 0 0 3.5 3.6 Практическое повторение. Уход за комнатными растениями Создание уюта в доме Итого по разделу 2 0 0 2 13 0 0 0 0 Раздел 4. Питание 2 0 2 0 0 0 4.1 4.2 Организация питания семьи Виды блюд 4.3 Составление меню школьника 2 0 0 4.4 Этикет праздничного стола 2 0 0 4.5 Национальные блюда 2 0 0 10 Раздел 5. Семья 3 0 3 0 3 0 0 0 0 Итого по разделу 5.1 5.2 5.3 Родственные отношения. Правила поведения в семье. Домашние обязанности. 5.4 Экономика домашнего хозяйства Итого по разделу 2 0 11 Раздел 6. Транспорт Правила поведения на дороге, жд 3 0 путях 0 6.2 Правила поведения в городском транспорте 2 0 0 6.3 6.4 Виды транспорта Виды вокзалов 3 2 0 0 0 0 6.1 0 участие в беседе о ходе выполнения практической работы; работа с дидактическим материалом; просмотр презентации, видеофрагментов; выполнение записей в рабочей тетради -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. выполнение записей, заданий в рабочей тетради; работа с дидактическим материалом; просмотр презентации; участие в беседе; работа с дидактическим материалом; выполнение записей в рабочей тетради, выполнение практических упражнений 6.5 Повторение пройденного материала Итого по разделу Общее количество часов по программе: 1 11 0 0 68 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса учебного предмета «Основы социальной жизни» Для обеспечения реализации содержания программы, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины у учащихся используют специально оборудованный кабинет. Технические средства Компьютер, мультимедийная презентация. Так же используются презентации, видеофрагменты, таблицы, плакаты, дидактический и раздаточный материал по основным темам для формирования наиболее полных и достоверных знаний. Наличие индивидуальных карточек с подробным наглядным пособием.