7 кл. ОСЖ 24-25 уч.год.

Пояснительная записка
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:

1.

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательн ой
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на
дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г.
№ 61573), действующим до 1 января 2027 г.;

10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Программа предмета «Основы социальной жизни» разработана на основе:
 адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Екатеринбургская школа № 7».

с

легкой

умственной

отсталостью

Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида, Субчева В.П. 2021г., учебника «Основы социальной
жизни», 5-9 кл, Комарова С.В., Александрова Е.Л. Издательство М.: «Просвещение», 2023 г.
Рабочая программа отражает содержание обучения учебному предмету «Основы социальной жизни» с учетом особых
образовательных потребностей, обучающихся с интеллектуальными нарушениями и реализуется с учётом рекомендаций
психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Социальная адаптация через активное освоение и принятие целей, ценностей, норм, правил и способов поведения,
принятых в современном обществе, является универсальной основой для личностного и социального благополучия человека.
Обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) не в состоянии самостоятельно
выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно поддерживать существование в

социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели.
В рабочей программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные
особенности учащегося класса синтеллектуальными нарушениями и специфика усвоения им учебного материала.
Цель предмета - подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.
Задачи:
– расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
– развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
– формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего
хозяйства;
– коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его ксамостоятельной жизни.
Изучение предмета Основы социальной жизни обеспечивает работу:коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую; коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей, обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании,
планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические
упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические
работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные,
обобщающие уроки, практические работы.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса и предполагает реализацию
следующих коррекционных задач:
- создание условий для получения образования в соответствии с индивидуальными особенностями и особыми
образовательными потребностями;
- реализация дифференцированного подхода к изучению разных аспектов языка; использование специальных приемов
и средств, обеспечивающих
мотивацию и активизацию речевой деятельности;
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- коррекция нарушений устной речи и письменной речи;
-развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях;
- обеспечение ситуаций успеха с целью предупреждения негативного отношения к
учебе.

Общая характеристика учебного предмета «Основы социальной жизни»
Учебные занятия по Основам социальной жизни направлены на практическую подготовку учащихся к самостоятельной
жизни и труду, на формирование у них знаний умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня
общего развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников,
уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и
учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с
его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует
более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более легких тем к более
сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих классах.
Место учебного предмета «Основы социальной жизни» в учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет «Основы социальной жизни» относится к учебным предметам, обязательным
для изучения на ступени основного общего образования. На изучение предмета «Основы социальной жизни» в 7 классе
отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Личностные и предметные планируемые результаты освоения учебногопредмета «Основы социальной жизни»
Личностные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями,
необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущнонеобходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневнойжизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социальноговзаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
- формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
Предметные результаты
Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем
окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание
роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка,
сохранении иукреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада
семейных отношений.
Раздел 1 . Личная гигиена
Минимальный уровень:
-знать, соблюдать правила, виды личной гигиены;
-характеризовать индивидуальные предметы гигиены;
-понимать и различать вредные привычки от полезных
Достаточный уровень:

-знать название и назначение индивидуальных предметов и предметов общего пользования личной гигиены;
-выполнять санитарно-гигиенические требования пользования личными (индивидуальными) вещами,
-соблюдать полезные привычки для здоровья.
Освоит основные правила ухода за телом, руками. Правила сохранения здоровья, укрепление иммунитета.
Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний
Раздел 2. Одежда и обувь
Минимальный уровень:
-различать и использовать одежду и обувь в зависимости от назначения;
-называть правила пользования моющими средствами;
-рассказывать о последовательности и особенности утюжки одежды из различныхтканей;
-соблюдать правила ухода за одеждой и обувью в повседневной жизни.
Достаточный уровень:
-подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;
- знать особенности стирки цветного и белого белья;
-уметь самостоятельно выполнять ежедневный уход за одеждой:
-характеризовать предприятия по химической чистке одежды, виды оказываемыхими услуг.
Раздел 3.Жилище
Минимальный уровень:
-знать правила соблюдения чистоты в доме;
-виды и типы помещений
Достаточный уровень:
- знать название жилых комнат, и их назначение
-знать приемы создания уюта в доме. Раздел 4. Питание
Минимальный уровень:
-знать название отдельных продуктов питания;
-знать и уметь составлять меню завтрака, обеда, ужина
-знать основные блюда различных национальностей;
-знать значение продуктов питания для здорового образа жизни человека;
Достаточный уровень:
-знать состав продуктов питания и их значение для развития и правильной работыорганизма человека;
-приводить примеры блюд различных национальностей;
-знать и соблюдать режим питания;
-подбирать предметы для сервировки стола в зависимости от меню.
-знать о значении питания для здоровья человека;Раздел 5. Семья
Минимальный уровень:
-знать фамилию, имя, отчество членов семьи;
-правильно и определять, и называть степень родства членов семьи,
-знать правила поведения в семье
Достаточный уровень:
- знать возраст, дни рождения, профессию, место работы членов семьи;
-уметь определять степень родства членов семьи;

-знать и уметь выстраивать положительные взаимоотношения с членами семьи,
-выполнять домашние обязанности.Раздел 6. Транспорт

Минимальный уровень:
-знать типы транспорта, их различия;
-знать виды вокзалов
Достаточный уровень:
- знать различные варианты маршрутов и схем проезда
-соблюдать правила поведения на жд путях, в транспорте, на дороге.

Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни»
Программа «Основы социальной жизни» составлена с учетом возможностей, учащихся с умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний и умений и ориентирована на:
Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются социально - бытовые компетентности:
Раздел 1. Личная гигиена - повторение основ правил личной гигиены, пропаганда ЗОЖ,сохранение здоровья, иммунитет.
Вводный урок. Беседа о содержании и значении предмета «Основы социальной жизни».
Личная гигиена и здоровье Здоровье и красота Слагаемые
здоровья Вредные привычки
Раздел 2. Одежда и обувь – разнообразие материалов и видов обуви, ихпредназначение, разновидности и
история создания.
Материалы используемые для изготовления одежды Уход за одеждой
Выбор и покупка одежды История возникновения одежды
Национальная одежда
Раздел 3. Жилище – назначение жилых и нежилых помещений, соблюдение чистоты вдоме, приемы создание уюта
Виды жилья
Правила соблюдения чистоты помещений Условия жизни комнатных растений.
Ёмкости и инвентарь для комнатных растений Практическое повторение. Уход за комнатными
растениями Создание уюта в доме
Раздел 4. Питание - значение питания в жизни человека, состав и составление меню, разнообразие блюд.
Организация питания семьи Виды блюд
Составление меню школьникаЭтикет праздничного стола
Национальные блюда
Раздел 5. Семья – изучение правил поведения, обязанности в семье, понимание родственных отношений, повторение правил
культуры взаимоотношений в семье, на основе уважения, взаимопонимания и взаимной помощи.
Родственные отношения. Правила поведения в семье. Домашние
обязанности.
Экономика домашнего хозяйства

Раздел 6. Транспорт - правила безопасного поведения на жд путях, на дороге, видытранспорта.
Правила поведения на дороге, жд путях Правила поведения в городском
транспортеВиды транспорта
Виды вокзалов
Повторение пройденного материала

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся учебного
предмета «Основы социальной жизни»
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контро
льные
работы

1.2
1.3
1.4

Раздел 1. Личная гигиена
Беседа о содержании и значении
2
0
предмета «Основы социальной
жизни».
Личная гигиена и здоровье
2
0
Здоровье и красота
2
0
Слагаемые здоровья
2
0

1.5

Вредные привычки

1.1

2

0

Итого по разделу

Практ
ически
е
работ
ы
0

0
0
0

оформление рабочей
тетради; выполнение
заданий; слушание
рассказа учителя;
участие в беседе;
-ответы на вопросы
учителя.

0
0

2.2
2.3

10
0
Раздел 2. Одежда и обувь
Материалы используемые для
2
0
изготовления одежды
Уход за одеждой
2
0
Выбор и покупка одежды
2
0

2.4

История возникновения одежды

2

0

0

2.5

Национальная одежда

2

0

0

2.1

Основные виды
учебной деятельности

0
0
0

выполнение
практических
упражнений, участие в
беседе; ответы на
вопросы учителя;
работа с дидактическим
материалом; выполнение
записей в рабочей
тетради;

Итого по разделу

8
0
Раздел 3. Жилище

0

3.1

Виды жилья

3

0

0

3.2

Правила соблюдения чистоты
помещений
Условия жизни комнатных растений.

4

0

0

3

0

0

3.3

выполнение записей в
рабочей тетради;
выполнение
практических
упражнений

3.4

Ёмкости и инвентарь для комнатных
растений

2

0

0

3.5
3.6

Практическое повторение. Уход за
комнатными растениями
Создание уюта в доме
Итого по разделу

2

0

0

2
13

0
0

0
0

Раздел 4. Питание
2
0
2
0

0
0

4.1
4.2

Организация питания семьи
Виды блюд

4.3

Составление меню школьника

2

0

0

4.4

Этикет праздничного стола

2

0

0

4.5

Национальные блюда

2

0

0

10
Раздел 5. Семья
3
0
3
0
3
0

0
0
0

Итого по разделу
5.1
5.2
5.3

Родственные отношения.
Правила поведения в семье.
Домашние обязанности.

5.4

Экономика домашнего хозяйства
Итого по разделу

2
0
11
Раздел 6. Транспорт
Правила поведения на дороге, жд
3
0
путях

0

6.2

Правила поведения в городском
транспорте

2

0

0

6.3
6.4

Виды транспорта
Виды вокзалов

3
2

0
0

0
0

6.1

0

участие в беседе о ходе
выполнения
практической работы;
работа с дидактическим
материалом;
просмотр презентации,
видеофрагментов;
выполнение записей в
рабочей тетради
-работа с листом
оценивания,
выполнение
самооценки,
взаимооценки.

выполнение записей,
заданий в рабочей
тетради;
работа с дидактическим
материалом;
просмотр презентации;

участие в беседе;
работа с дидактическим
материалом; выполнение
записей в рабочей
тетради, выполнение
практических
упражнений

6.5

Повторение пройденного материала
Итого по разделу
Общее количество часов по
программе:

1
11

0

0

68

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса учебного предмета «Основы
социальной жизни»

Для обеспечения реализации содержания программы, развитию познавательной деятельности, выработке навыков
самостоятельности и сознательной дисциплины у учащихся используют специально оборудованный кабинет.
Технические средства Компьютер, мультимедийная презентация. Так же используются презентации, видеофрагменты,
таблицы, плакаты, дидактический и раздаточный материал по основным темам для формирования наиболее полных и
достоверных знаний. Наличие индивидуальных карточек с подробным наглядным пособием.


Наверх

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».