2
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
( нарушением интеллекта). Предназначена для обучающихся 6 класса вариант 1.
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы являются следующие документы:
•
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)";
•
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
•
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников»;
•
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
•
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и
дополнениями);
•
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в
общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
•
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также
детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
3
•
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим
до 1 января 2027 г.;
•
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г.
№ 20-Д;
•
Локальные акты образовательного учреждения.
Среди различных видов деятельности труд занимает особое место: он служит важным инструментом для
развития духовных, нравственных и физических качеств человека; является важным средством развития всех
способностей человека, выступает способом удовлетворения его потребностей, фактором социального прогресса.
В ходе изучения предмета «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» хорошо реализуются
межпредметные связи со следующими курсами: природоведение, основы социальной жизни, математика, чтение
и развитие речи.
Цель изучения предмета «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» - всестороннее
развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего
возраста в процессе формирования их трудовой культуры. В ходе изучения данного предмета в 6 классе
обучающиеся получают и развивают навыки профильной трудовой подготовки, у них формируются общественнополезные трудовые навыки и умения.
Задачи изучения предмета:
• развитие социально ценных качеств личности (трудолюбия, общественной активности, понимание ценности
чужого труда);
• расширение знаний о материальной культуре, как о продукте творческой предметно-преобразующей
деятельности человека;
• расширение знаний о материалах, их свойствах, технологиях использования;
• ознакомление с ролью человека-труженника и его местом на производстве;
4
• ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным
видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
• формирование навыков организации труда, рабочего места, планирования трудовой деятельности;
• совершенствование практических трудовых навыков и умений;
• коррекция и развитие познавательных психических процессов;
• коррекция и развитие сенсомоторных процессов в ходе формирования практических умений;
• развитие регулятивной функции (целеполагание, планирование, контроль и оценка действий, результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
• формирование информационной грамотности и умения работать с различными источниками информации;
Учебный предмет «Профильный труд» относится к предметной области «Технология» и является
обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 6 классе в
соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 204 часа в год (6 часов в
неделю).
Ориентирован на учебник Н.М.Карман, Е.А.Ковалева, Г.Г.Зак «Технология. Цветоводство и декоративное
садоводство» - Москва: Просвещение, 2021.-192 с.
Содержание программы.
Обучение профильному труду в 6 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (например, «Разбивка цветника»),
природоведение («Строение цветкового растения»), ручной труд («Изготовление тары для хранения крупных
партий семян»), русский язык (обогащение словарного запаса, развитие речи), история (история возникновения
комнатных растений и т.д.), чтение и развитие речи (поговорки, пословицы, стихи, произведения о труде,
профессиях и людях), география (родина растений, климат).
Содержание учебного предмета «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» в 6 классе
5
представлено следующими разделами:
Раздел 1. Однолетние и многолетние цветковые растения.
Раздел 2. Осенние работы в цветнике.
Раздел 3. Зелёные насаждения.
Раздел 4. Зимние работы в мастерской цветоводства.
Раздел 5. Комнатное цветоводство.
Раздел 6. Ранневесенние работы.
Раздел 7. Весенние работы в цветнике.
Формы организации учебных занятий – классно-урочная, групповая, индивидуальная.
Методы работы при реализации программы:
-Словесный (объяснение, беседа, рассказ, обсуждение, вводный и текущий инструктажи);
-Исследовательский, поисковый (индивидуальные сообщения, мини – проекты, индивидуальные и коллективные
проекты);
-Наглядный (картинный материал, натуральные образцы, гербарий, коллекции семян, презентации);
-Практический (практические, лабораторные работы, упражнения);
-Метод коллективного творчества (изготовление тематических плакатов, зарисовки, рисунки).
Формы работы:
Работа с определителями и справочной литературой;
Паспортизация растений;
Профилактический осмотр растений;
Уход за комнатными растениями;
Создание тематических папок и плакатов;
Индивидуальные сообщения учащихся;
Размещение растений в помещении и на клумбах;
Озеленение коридоров и классов школы;
Экскурсии;
Практические занятия по пересадке растений;
6
Практические занятия по размножению комнатных растений;
Выращивание молодых растений;
Проектная деятельность;
Лекции, беседы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
результат освоения АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Ведущее место в этой структуре принадлежит личностным результатам. Именно они способствуют овладению
комплексов социальных(жизненных) компетенций.
К ним относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению,истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, необходимыми в повседневной жизни;
6) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной
деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости
и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
7
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Оценивание личностных результатов производится на основании применения методов экспертной оценки, с
учетом мнения родителей. Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных для всех
членов комиссии единицах:
0 — нет фиксируемой динамики;
1 — минимальная динамика;
2 — удовлетворительная динамика;
3 — значительная динамика.
Основной формой работы членов экспертной комиссии является психолого-медико-педагогический
консилиум.
Предметные результаты:
Умение распознавать растения по фотографиям.
• Умение распознавать растение по словесному описанию.
• Формирование практических навыков по распознаванию пород деревьев и кустарников, навыков ухода за
кустарниками и деревьями в разные времена года.
• Формирование представлений о хвойных названиях деревьев и кустарников.
• Умение организовывать свою деятельность и рабочее место при выполнении практического задания.
• Умение выделять в тексте главное, анализировать, делать выводы.
• Формирование практических навыков по выразительному чтению.
• Формирование практических навыков по использованию справочной литературы в познавательных целях.
• Умение обобщать и анализировать свою деятельность.
• Умение составлять рассказ-описание о проделанной работе на уроке.
• Умение применять на практике первоначальные знания о растениях при выполнении учебного задания.
• Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства строения комнатного растения от
растений открытого грунта.
• Формирование представления о декоративно-лиственных и декоративно-цветущих растениях открытого и
закрытого грунта, их значении в жизни человека.
• Умение применять на практике первоначальные знания о растениях открытого грунта при выполнении
учебного задания.
8
• Умение выращивать и размножать некоторые виды растений.
• Умение собирать и хранить семена однолетних цветковых растений. Формирование практических навыков
по подготовке семян к хранению.
• Формирование представления о незимующих цветковых растениях открытого грунта, формируются
практические навыки по уходу за ними.
• Формирование представления о двулетних растениях.
• Умение работать по устной и письменной инструкции.
• Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.
• Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в практическом задании.
• Умение применять на практике знания по технике безопасности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности. Они представлены двумя уровнями : минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня обучающегося
по отдельным предметам не является препятствием к получению им образования по этому варианту программы.
Минимальный уровень
знать правила техники безопасности
Достаточный уровень
знать правила техники безопасности и соблюдать их
понимать значимость организации школьного
рабочего места, обеспечивающего внутреннюю
дисциплину
понимать значимость организации школьного
рабочего места, обеспечивающего внутреннюю
дисциплину и чёткое умение организовывать своё
рабочее место
знать названия некоторых материалов и
инструментов, необходимых для работы
производить самостоятельный отбор материала и
инструментов, необходимых для работы
иметь представления об основных свойствах
определять возможности различных материалов,
9
используемых материалов и уметь отобрать (с
помощью учителя) материалы и инструменты,
необходимые для работы
осуществлять их целенаправленный выбор (с
помощью учителя) в соответствии с физическими,
декоративно-художественными и конструктивными
свойствами в зависимости от задач предметнопрактической деятельности и экономно расходовать
материалы
иметь представления о устройстве инструментов и
правилах работы
знать устройство и доступные технологические
приемы работы инструментами
владеть базовыми умениями, лежащими в
основе наиболее распространенных технологических
процессов
уметь выполнять технологические операции
читать (с помощью учителя) технологическую карту,
используемую в процессе выполнения работы
составлять технологическую карту самостоятельно
планировать предстоящую практическую работу (с
помощью учителя)
планировать предстоящую практическую работу
самостоятельно
знание правил организации рабочего места и умение
его организовать (с помощью учителя)
в зависимости от характера выполняемой работы,
рационально располагать инструменты, материалы и
приспособления на опытном участке, сохранять
порядок на рабочем месте, применять на практике
знания по технике безопасности при работе с
садовыми инструментами и материалами
знание правил организации рабочего места и умение
самостоятельно его организовать в зависимости от
характера выполняемой работы, рационально
располагать инструменты, материалы и
приспособления на опытном участке, сохранять
порядок на рабочем месте, применять на практике
знания по технике безопасности при работе с
садовыми инструментами и материалами
10
полученные знания применяются на практике: в
коллективной и индивидуальной работе на школьном
участке и на территории школы (с помощью учителя)
полученные знания самостоятельно применяются на
практике: в коллективной и индивидуальной работе
на школьном участке и на территории школы
знание названий некоторых растений используемых
в озеленении, знание особенностей ухода за ними
знание видов растений, названий растений и их
характеристики, особенностей ухода за ними
умение подбирать растения в цветник по их
декоративным особенностям
умение осознанно подбирать растения в цветник по
их биологическим и декоративным особенностям, с
учетом выбранного места для цветник
умение оценивать свою работу (красиво, некрасиво,
аккуратно, правильно или нет, похоже на образец
данный учителем и т.д.)
умение оценивать свою работу, находить ошибки и
исправить их.
Предметные результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов
заданий, требующих верного решения:
• по способу предъявления — устные письменные, практические;
• по характеру выполнения — репродуктивные,продуктивные, творческие;
При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности
его развития. Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов, что даёт основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень
хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности, оценку письменных ответов целесообразно соотносить с
результатами,продемонстрированными учеником, с оценками типа:
• «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
• «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
11
«очень хорошо» (отлично) — свыше 65%.
Оценка устных ответов:
• Оценка 5 ставится, если ученик отвечает на вопросы правильно, развернутыми предложениями. Использует
незначительную помощь учителя.
• Оценка 4 ставится, если ученик допускает незначительные ошибки, неточности. Использует направляющую
помощь учителя.
• Оценка 3 ставится, если в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не
самостоятельное ( наводящие вопросы учителя), при ответе допускает ошибки
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не
являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в другой класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Критерии оценивания практических работ:
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты
наблюдения за процессом их труда, качеством выполнения и затратами рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если ученик:
• ориентируется в технологической карте;
• тщательно спланировал труд и рационально организовано рабочее место;
• правильно выполнял приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
• работа выполнялась с учетом установленных требований;
• полностью соблюдались правила техники безопасности;
• последовательно и аккуратно выполняет технологические операции;
• уверенно рассказывает о последовательности выполнения практического задания.
Отметка «4» ставится, если учеником:
• допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
• в основном правильно выполнялись приемы труда;
• работа выполнялась самостоятельно;
• норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%;
• работа выполнена с незначительными ошибками;
12
• неаккуратно выполняет технологическую операцию;
• полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
• допущены ошибки в планировании труда и организации рабочего места;
• отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
• была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
• норма времени не выполнена не более чем на 25%;
• работа выполнялась с нарушением пооперационной последовательности;
• не умеет пользоваться технологической картой;
• не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «2» не ставится.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою
страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно
эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к
людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач,
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно
13
действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями: дифференцированно воспринимать окружающий
мир, его временнопространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение,
анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Оценка сформированности БУД.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения
вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому
указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен
выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по
замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
14
Календарно-тематическое планирование в 6 классе.
( 6 часов в неделю, 34 недели, 204 часа в год)
1 четверть 9 недель - 54 часов
2 четверть 7 недель - 42 часов
3 четверть 10 недель - 60 часов
4 четверть 8 недель - 48 часов
Даты и темы контрольных работ:
Четверть
Дата
Дата
Название
Вид задания
I
Однолетние и многолетние
цветковые растения.
Тест.
II
Зеленые насаждения.
Тест.
III
Разнообразие цветковых растений.
Тест.
IV
Весенние работы в цветнике.
Тест.
№п.п
1
Тема
Введение.
Кол.ур.
1
Виды деятельности
Ориентировка в учебнике: знакомство с
учебником, его разделами, условными
обозначениями. Чтение вступительной
Домашнее
задание
15
статьи учебника. Знакомство с содержанием
обучения по трудовому профилю в 6 классе.
Оборудование мастерской цветоводства.
Знакомство с профессиями по выращиванию
цветов. Записывают в словарь определения –
садовник, цветовод.
2
Вводный инструктаж по технике
безопасности.
1
Первичный инструктаж по технике
безопасности с записью в журнале по т.б.
Изучение правил поведения и безопасной
работы в мастерской цветоводства, правил
личной гигиены. Изготавливают карточкисимволы по уходу за одеждой.
Определение видов специальной одежды.
3
Виды цветковых растений
выращиваемых в открытом грунте.
1
Чтение текста учебника. Ответы на
вопросы. Выполнение заданий. Делают
небольшие обобщения, выводы с помощью
учителя.
Называют цветковые растения,
растущие в школьном цветнике и
находят их на картинках.
4
Экскурсия на
пришкольный участок
1
Рассматривание и называние однолетних и
многолетних цветковых
растений в школьном цветнике
Работа с учебником, просмотр изображений
растений. Называют однолетние цветковые
растения, дают им характеристику, выбирают
5-6 Однолетние
цветочные растения.
2
Стр.5-7, чит.
Стр.7-10, чит.,
творческое
задание №1на
16
их на картинках среди других цветов,
зарисовывают цветок и раскрашивают.
Измеряют высоту стебля космеи, астры
и петунии с помощью линейки и заполняют
таблицу в тетради.
7-8 Семенное и вегетативное
размножение
2
9-10 Цветковые культуры, размножаемые 2
вегетативно
11-12 Зимующие и незимующие
многолетние растения
2
стр.10.
Чтение текста учебника, запись определений, Стр10-13, чит
опрос,словарная работа, просмотр
семян.Повторение способов
размножения цветковых растений.
Оформляют лист в альбоме
«способы размножения цветковых
растений» .
Определяют способ размножения
растения на картинке и на натуральных
образцах.
Чтение текста учебника, запись определений, Стр.13-15, чит
опрос, нахождения цветковых растений на
картинках и их называние,раскрашивание
картинок с цветами, выбор вегетативных
частей для размножения, решение задачи на
стр.15.
знакомство с видами
Стр.16-18, чит
многолетних цветковых
растений: зимующие и
незимующие. Определение сходства и
различий. Примеры растений.
Многолетние цветковые растения, дающие
семена, но размножаемые
17
вегетативно. Определяют по картинкам и дают
названия многолетникам.
Дают полные ответы на поставленные
вопросы. Делают аккуратные записи в
тетради. Характеризуют растения данного
вида. Распределяют картинки
многолетников по видам.
Записывают в словарь определения
– многолетние цветковые растения,
зимующие многолетники, незимующие
многолетники. В альбоме выполняют
зарисовку
многолетника и краткую
характеристику.
13
Зимующие и незимующие
многолетние растения
14-16 Размножение зимующего
многолетнего цветкового
растения
1
3
Выход на участок с целью определения
количества зимующих и незимующих
многолетников, запись в тетрадь.
Чтение учебника, определение инвентаря для Стр.19-21, чит.
выполнения работы, составление алгоритма,
правила безопасной работы, Общее
представление о строении многолетнего
цветкового растения.
Повторение способов размножения
зимующего многолетнего цветкового
растения. Выявление причины
деления многолетнего растения. Называют и
зарисовывают строение
многолетнего цветкового растения.
18
Просматривают презентацию.
Составляют рассказ о строении
цветкового растения по памяти.
17-18 Размножение пионов
2
19-20 Деление и пересадка пионов
2
21-23 Практическая работа
«Размножение пиона»
3
24,
25,
26,
27
Разновидность семян
4
Чтение текста учебника, просмотр
Стр.22-23, чит
презентации, зарисовка(раскрашивание
пиона), записывают в тетради Виды
размножения пионов.
Сроки деления и пересадки пионов.
Чтение текста учебника, составление
Стр.23-24, чит
алгоритма работы, запись в тетрадь.
Составляют и записывают в тетрадь
правила подготовки пиона к делению и
пересадке.
Составляют план предстоящей работы.
Практическая деятельность обучающихся.
Подготовка почвы и посадочной ямы.
Посадка деленок. Уплотнение почвы и полив.
Находят необходимую информацию
Стр.29-32, чит
в учебнике.
Рассматривание семян, соотнесение семян и
растений, заполнение сравнительной таблицы
«Семена однолетников»
Делают аккуратные записи и зарисовки
в тетради.
Изготавливают аппликацию из
пластилина «Строение семени»
Оформляют коллекцию «Виды семян»
19
28,
29,
30.
Признаки созревания семян
3
31,
32,
33
Способы сбора семян однолетников
3
34
Инвентарь для уборки семян
однолетников
1
35
36
37
38
39
Практическая работа «Сбор семян
цветочных
растений»
5
40
41
42
Осенний уход за зимующими
многолетниками
3
Чтение текста учебников, просмотр семян,
Стр.35-37, чит
сопоставление семян по спелости,составление
таблицы «Спелость семян», ответы на
вопросы.
чтение текста учебника, запись в тетрадь
Стр.37-39, чит
определений,составляют памятку сбора семян
цветковых растений самостоятельно.
Определяют способ сбора семян у
разных однолетников по изображению
Работа с учебником, просмотр инвентаря,
определение частей инвентаря, составление
правил безопасной работы
Повторение технологической карты,
определение инструментов для выполнения
работ, повторение ТБ. Учатся определять
растения для сбора семян.
Срезка подсохших плодов с частью стебля.
Размещение плодов в картонные коробки и
установка их на просушивание.
Стр.40-42, чит
Повторение изученного по многолетникам,
определение частей растения, определение
растений по фото, Составляют
последовательность
правил ухода за зимующими
многолетниками осенью.
Делают аккуратные записи в тетради.
Стр.47-49
Стр.47-51, чит.
20
Называют этапы ухода за зимующими
многолетниками осенью.
43
44
Практическая работа «Осенний уход 2
за зимующими многолетниками»
Работа на участке.
45
Контрольная работа «Однолетние и
многолетние цветковые растения»
1
Тест.
46
Анализ контрольной работы.
1
Выполнение заданий, работа над ошибками.
47
48
Практическая работа «Осенний уход 2
за зимующими многолетниками»
Уход за зимующими многолетниками.
Уход за незимующими многолетниками.
Уход за однолетниками. Расчистка дорожек
вокруг школы.
49
50
Растения для зелёных насаждений
2
Чтение текста учебника, выполнение заданий Стр.52-54, чит
на дифференциацию деревья-кустарники,
зарисовка дерева и кустарника, просмотр
картинок, фото с изображением сирени,
чубушника, каштана, платана.
51
52
Размещение зелёных насаждений
2
Чтение текста учебника, просмотр
презентации, составление сравнительной
таблицы «Парки, скверы, бульвары, сады».
53
Практическое повторение изученного 2
Работа на участке.
Стр.55-57, чит,
проект(рисунок
) «Парк моей
мечты»
.
21
54
55
Итого за I четверть 54 часа
Техника безопасности при работе в
мастерской садоводства и
цветоводства.
2
повторение инструктажа по Тб, план работы
на четверть.
56
57
Осенний уход за декоративными
кустарниками
2
работа с учебником, просмотр презентации,
Изучают виды ухода за кустарниками.
Рассматривают на картинках, как
выглядят кустарники летом и осенью.
Определяют и записывают правила
осеннего ухода за кустарниками.
Делают записи в тетради.
Определяют на картинках кустарник в
разное время года
58
59
Обрезка сломанных ветвей
кустарников
2
60
Инструменты для обрезки
кустарников
1
61,
62
Практическая работа
(подготовительная работа)
«Срезка веток на почку»
2
Работа с учебником, зарисовка способов
Стр.60-62, чит
обрезки в тетрадь, составление правил
обрезки, определение инвентаря.
Работа с учебником, осмотр секатора,
Стр63-64, чит.
называние его частей, составление правил
безопасной работы с секатором.
Составление алгоритма работы, нарезание
Стр.65-67, чит.
веток в классе, отработка навыка пользования
секатором.
63,
64,
Практическая работа «Осенний уход 3
за декоративными кустарниками»
Повторение алгоритма работы, выполнение
необходимого вида работы на
Стр.58-59, чит.
22
65,
67
68
Экскурсия в парк или сквер
2
69
70
Зимние работы в парках и скверах
3
71
72
73,
74,
75,
76
77
78
Экскурсия в магазин товаров для
2
сада
Практическая работа «Виды работ в 4
зимнем саду»
79,
80,
81,
Практическая работа «Чертёж
пакетика для хранения
семян»
Изготовление пакетика для семян по 2
чертежу
4
участке(Вырезка сухих ветвей и
обрезка сломанных.
Удаление срезанных веток.
Сгребание опавших листьев.
Вскапывание почвы вокруг кустов
Наблюдают за растениями парка или
сквера, называют увиденные растения
и записывают их названия в тетрадь.
Выполняют зарисовку парка или
сквера в альбомы.
Работа с учебником, просмотр презентации,
Стр.71-72, чит
составление рассказа об обязанностях
рабочего-озеленителя, запись словарных слов,
составление алгоритма действий, определение
инвентаря.
Нахождение инвентаря, изученного на уроке,
фиксирование цен.
Повторение алгоритма работы, повторение тб,
выполнение необходимых работ на участке
Работа с учебником, определение
инструментов, определение назначения
пакетиков для семян, составление алгоритма
работы.
Изготовление чертежа пакетика.
Вырезание развёртки ножницами.
Склеивание пакетика.
Стр.75-76, чит
23
82
Наклеивание картинки с
изображением однолетника.
83,
84
Обмолот, очистка и расфасовка семян 2
85,
86,
87
Практическая работа «Обмолот,
сортировка и
расфасовка семян»
3
88
Почва
1
Работа с учебником, просмотр образцов
почвы, Рассуждают и учатся давать
определение.
Записывают в словарь определение-почва,
плодородие, удобрения.
Изучают свойства почвы – плодородие.
Дают полные ответы на поставленные
вопросы.
Стр.86-87, чит
89
90
Состав почвы
2
Стр.86-89, чит.
91
Контрольная работа «Зеленые
1
насаждения».
Проведение опыта «Отделение частиц1
Работа с учебником, просмотр презентации,
Изучают с помощью опытов
компоненты, входящие в состав
почвы.
Находят необходимую информацию
в справочной литературе.
Составляют схему состава почвы.
тест
Демонстрация опытов
Стр.88-89, чит
92
Работа с учебником, запись словарных слов, Стр.79-81, чит
изучение правил и последовательности
действий.
Разбор, очистка, сортировка и фасовка семян в
бумажные пакеты и
тканевые мешочки
24
песка от частиц
глины в почве»
93
Перегной почвы
94
Песчаные и глинистые почвы
95
96
Свойства песчаных и глинистых почв 2
1
Работа с учебником, проведение опытов по
обнаружению перегноя в почве,
конспектирование, опрос.
Работа с учебником,конспектирование,
выполнениезаданий.
Работа с учебником, составление таблицы
«Свойства песчанных и глинистых почв»
Изучают с помощью опытов свойства
песчаных и глинистых почв.
Выполняют п/р в установленной
последовательности.
Дают самооценку своей работы на уроке.
Учатся составлять отчёт о проделанной
работе самостоятельно. Знакомство с
народными промыслами
Стр.89-91, чит
Стр.91-92, чит.
Стр.93-95
Итого за II четверть 48 часов
97
Повторение изученного.
1
98
99
Уход за комнатными растениями в
зимнее время
2
Выполнение заданий на изученные ранее
темы, проверка знаний тб при работе с
инвентарем.
Работа с учебником, Просматривают
презентацию.
Делают записи в тетради.
Заполняют таблицу «Виды работ с
комнатными растениями мастерской».
Выбор инвентаря для проведения работ.
Стр.96-97,чит
25
100101
Практическая работа «Определение
вида ухода за комнатными
растениями»
2
Выполнение практической работы
самостоятельно.
102,
103
Пеларгония:характеристика и
особенности выращивания.
2
104,
105,
106
Практическая работа «Размножение
пеларгонии
стеблевыми черенками
3
Знакомятся с комнатным растением
Стр.99-101, чит
пеларгонией.
Просматривают презентацию.
Работают с информацией в
учебнике.
Составляют рассказ о 3 видах пеларгонии.
Раскрашивание картинки.
Работа с технологической картой, выполнение Стр.105-107,
практической работы.
чит.
107,
108,
109
Практическая работа «Уход за
комнатными
растениями»
3
Самостоятельное выполнение работы.
Составление отчета о проделанной работе.
110,
111,
112
Практическая работа «Посадка
стеблевого черенка
в горшок»
3
113
114
Разнообразие цветковых растений
2
115,
116,
117
Надземная и подземная части
цветкового растения
3
Работа с технологической картой, выбор
инвентаря, выполнение практического
задания. Составление отчета о проделанной
работе.
Работа с учебником, просмотр
презентации,запись словарных слов,
заполнение таблицы.
Работа с учебником,
зарисовка(раскрашивание) частей растения,
называние и показывание частей растения на
комнатных цветах, заполнение схемы
Стр.107-109,
чит
Стр.110111,чит.
Стр.112-113,
чит.
26
117,
118,
119
Строение подземной части цветкового
растения
3
120,
121
122
Стебли цветковых растений
3
123
Практическая работа
«Определение
растений с
прямостоячими,
вьющимися,
цепляющимися и
стелющимися
стеблями».
1
124
125,
126
Строение листьев цветковых
растений
3
«Функции органов растения», опрос.
Работа с учебником, просмотр презентации,
Стр.114-116,
рассматривание корней на картинках и в
чит.
натуральном виде, зарисовка различных
корневых систем, опрос, выполнение заданий.
Работа с учебником, Просматривают
Стр.117-121,
презентацию.
чит.
Делают аккуратные записи в тетради.
Называют и показывают на таблице и
натуральном образце части растения.
Определяют вид стебля на картинках,
гербариях и натуральных комнатных
растениях.
Оформляют в альбоме таблицу с
зарисовками «Виды стеблей по форме».
Называют функции стебля.
Работа с комнатными растениями кабинета,
заполнение таблицы.
Работа с учебником, Просматривают
презентацию.
Изучают строение листа, виды листьев,
назначение.
Стр.122-126,
чит
27
127
Практическая работа
«Определение
растений с простыми и
сложными листьями»
1
128,
129,
130
Строение цветка
3
131
Образование плода
1
132
133
Соцветия
3
Делают аккуратные записи в тетради.
Выполняют рисунки в альбоме.
Называют и показывают на таблице и
натуральном образце части растения.
Определяют вид листьев на картинках и
гербариях. Заполнение таблицы
«Разнообразие листьев».
Рассматривают и самостоятельно
описывают лист предложенного растения по
плану.
Работа с учебником, просмотр презентации,
Стр.127-128,
зарисовка строения цветка,Находят
чит.
отличительные признаки
цветка петунии и космеи, анализируют.
Изучают строение цветка на макете
и на рисунке. Распознают растение по
фотографиям и составляют рассказ о строении
цветка.
Читают текст учебника и учатся
Стр.129, чит
выделять главное, записывают в тетрадь.
Зарисовывают в альбоме насекомыхопылителей. Рассматривают таблицу «Сочные
и сухие плоды» и составляют устный
рассказ с показом картинок.
Работа с учебником, заполнение таблицы,
просмотр фото различных соцветий,
Стр.131-133,
чит
28
134
135
Самостоятельная работа
«определение вида соцветия».
1
136
137,
138
139
140
Виды цветников
3
Подбор однолетников для
выращивания в цветнике
2
141,
142,
143
144,
145
146
Петуния:характеристика,
особенности выращивания.
3
Выращивание рассады петунии
3
147
148
Зимующие многолетники из группы 2
лилейных
Определяют растения с одиночными
цветками и соцветиями по картинкам и
натуральным комнатным растениям.
Распознают растения по картинкам.
Заполнение таблицы, просмотр фото растений
с различными соцветиями.
Работа с учебником, просмотр презентации,
заполнение таблицы,определение вида
цветника по фото.
Работа с учебником, повторение изученного,
Повторяют, какие виды однолетников
выращивают на Урале.
Характеризуют растения данного вида.
Выполняют творческое задание с опорой
на изученный материал.
Подбирают картинки цветочных растений,
которые могут сочетаться по цвету.
Выполняют коллаж в парах (с соседом по
парте).
Работа с учебником, просмотр презентации,
картинок, семян петунии,заполнение таблицы,
раскрашивание, узнавание на картинках.
Работа с учебником,составление
технологической карты.
Работа с учебником, просмотр презентации,
просмотр изображение лилейных, зарисовка
луковицы,рассматривание луковиц тюльпана,
Стр.134-136,
чит., рисунок
«Мой цветник»
Стр.136-137,
чит.
Стр.138-139,
чит
Стр.140-141,
чит
Стр.144-146,
чит
29
раскрашивание картинки тюльпана, лилии,
определение этих растений по изображению.
Просмотр презентации, работа с
учебником,составление рассказа, узнавание
лилий среди других цветов.
тест
149
Лилия тигровая
1
150
Контрольная работа «Разнообразие
цветковых растений»
Ранневесенний уход за зимующими
многолетниками
1
1
Работа с учебником, просмотр презентации,
составление алгоритма работы.
Стр.148-151,
чит
152
153
Мульчирующий слой
2
Просматривают презентацию.
Определяют назначение мульчирующего
слоя.
Знакомятся с материалами для мульчи и
их функциями.
Дают полные ответы на поставленные
вопросы.
Делать аккуратные записи в тетради,
заполняют таблицу «Материалы для
мульчи и их функции» с приклеиванием
картинок.
Соотносят понятие с его определением.
151-153, чит
154
155
156
Практическая работа «Посев семян
петунии на снег»
Практическая работа «Ранневесенний
уход за
зимующими многолетниками»
Итого за III четверть 60 часов
151
2
1
Работа с технологической картой, посев
семян.
Работа на участке.
Стр.147
30
157
158
159
Практическая работа «Пикировка
петунии и уход за
саженцами»
3
Повторение изученного, инструктаж,
выполнение практической работы.
160
Подготовка цветника к весеннелетнему периоду
1
Стр160-161,
чит
161
Инвентарь для работы в цветнике.
Правила безопасной
работы садовым инвентарём
1
Работа с учебником, Составляют памятку и
записывают в тетрадь «Виды работ при
подготовке
цветника к весенне-летнему сезону».
Дают полные ответы на поставленные
вопросы.
Делают аккуратные записи в тетради.
Учатся подбирать растения для цветника,
используя информацию о сроках
цветения
Работа с учебником, выполнение заданий,
инструктаж, составление памятки.
162
Планирование размещения рабатки в 1
цветнике
Работа с учебником, Формулируют и
записывают в тетрадь
правила планирования рабатки.
Выполняют творческое задание с опорой
на изученный материал «План цветника».
Анализируют творческие работы
одноклассников и делают выводы.
Стр165-166,
чит
163
164
Выбор однолетников для посева в
цветнике
Работа с учебником, просмотр презентации,
Изучают виды однолетних цветковых
Стр.168-170,
чит
2
Стр162-163,
чит
31
165
166
Подготовка почвы в цветнике
2
167
168
Посев семян однолетних цветочных
растений в цветник
2
169
170
171
Посев семян космеи в открытый
2
грунт.
Высадка рассады петунии в открытый2
растений, выращиваемых посевом семян в
грунт: космея, алиссум, дельфиниум.,
заполнение таблицы,
раскрашивание(зарисовка) растений,
выполнение заданий, составление рассказа о
выбранном растении.
Работа с учебником, выбор инвентаря, тб с
инвентарем,Вспоминают о технологии
вскапывания почвы в цветнике.
Рассказывают о технологии вскапывания
почвы, с показом правильной рабочей
позы.
Зарисовывают в тетради инвентарь для
подготовки почвы к посеву семян.
Дают полные ответы на поставленные
вопросы
Работа с учебником, Изучают технологию
посева семян в цветник.
Определяют, какие биологические
особенности нужно учитывать при посеве
семян.
Составляют технологическую карту и
зарисовывают её в альбом.
Определяют зависимость расстояния
между растениями в рядке от размеров
растения.
Работа с учебником, составление
технологической карты.
Работа с учебником, составление
Стр170-171,
чит
Стр.176-177,
чит.
Стр.177-180,
чит.
Стр.180-181,
32
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
грунт.
Уход за посевами однолетников
технологической карты.
Работа с учебником, составление
технологической карты, выбор инвентаря
Работа с технологической картой, работа на
участке.
2
Практическая работа «Размещение
рабатки в
цветнике»
Практическая работа «Вскапывание
почвы на рабатке».
3
4
Практическая работа на участке.
Практическая работа «Рыхление и
выравнивание почвы на рабатке»
3
Практическая работа на участке.
Практическая работа «Посев семян
космеи на рабатку»
3
Практическая работа на участке.
Практическая работа «Высадка
рассады петунии в вазон»
3
Практическая работа «Высадка
рассады однолетников в цветник»
3
Контрольная работа «Весенние
работы в цветнике»
195 Практическая работа «Уход за
196 цветником»
197
198
199
1
Тест
6
Работа на участке.
чит
Стр.186-187,
чит.
33
200
201 Практическое повторение.
202
203
204
Итого за IV четверть 48 часов
4
Выполнение необходимых видов работ в
цветнике, составление отчета о проделанной
работе.