растениеводство 6 класс 2021-2022уч.г.

Содержание

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей
его освоения обучающимися
Описание места учебного предмета в учебном плане
Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения
учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов
академических часов, отводимых на освоение каждой темы, а
также с определением основных видов учебной деятельности
Описание
материально-технического
обеспечения
образовательной деятельности

3
4
5
5
7
7

8

1. Пояснительная записка
Учебный предмет «Профильный труд (растениеводство)» относится к обязательной
предметной области «Технология» и является одним из базовых предметов в
общеобразовательных
организациях,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. Его изучение способствует целостному развитию личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
формирования трудовой культуры, закладывает основы технологического образования, которые
позволяют дать ему первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности,
создают условия для освоения технологии ручной обработки доступных материалов,
необходимых в повседневной жизни.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд (цветоводство и
декоративное садоводство)» для обучающихся 5-х классов разработана в соответствии с
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», (далее – ФГОС
УО) на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2), (далее – АООП), одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 № 4/15; Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 кл.: В 2 сб. /Под ред. В.В.
Воронковой. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Сб. 2.
Нормативно-правовыми основаниями рабочей программы разработки также являются:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
- Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 18.12.2020 № 61573);
- Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
(зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 03.07.2020 № 58824).
Общая цель изучения учебного предмета с учетом его специфики заключается во
развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым
нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации
и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь
обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной
жизни. всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 6-х классов в процессе формирования их трудовой культуры
путем создания дифференцированных, доступных условий для овладения обучающимися
элементарными знаниями данного с учетом физических возможностей и состояния здоровья.
Основными задачами при изучении данного учебного предмета являются:
2

- формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах;
- формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые
навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
- приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе;
- воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Совершенствование трудовых умений в процессе изучения данного профиля
осуществляется в процессе трудовой практики в соответствии с требованиями санитарных норм
и правил.
Отличительной особенностью рабочей программы является коррекционная и
практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции
познавательной и трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловлена своеобразием их общего и физического
развития, имеющихся психофизических функций.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его
освоения обучающимися
Формирование отношения к труду как к важнейшей жизненной ценности определяет
процесс становления личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). На этой основе трудовое обучение и воспитание призвано развивать у него
способность воспринимать и усваивать нравственные истины; формировать осознанное и
устойчивое положительное отношение к труду; более полное и глубокое понимание
мотивационно-потребностной стороны труда, его красоты.
Целью трудового обучения является подготовка детей и подростков с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с
различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по
изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями, семенами и т.д.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе
занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных
технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности,
развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение
к результатам своего труда. Обучающиеся знакомятся с различными материалами и
инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе
посильной трудовой деятельности. У обучающихся постепенно накапливается практический
опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки
самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые
инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат). С помощью учителя
(или самостоятельно) обучающиеся делают зарисовки растений с опорой на рисунок, схему,
инструкцию. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности,
которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени.
Уроки цветоводства и декоративного садоводства оказывают исключительно
положительное влияние на умственное, физическое, эмоциональное развитие обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их нравственное и эстетическое
воспитание. Обладая большими коррекционными возможностями, трудовая деятельность
помогает адекватному восприятию и эстетической оценке предметов окружающей
действительности, их изучению, систематизации знаний о предметах и явлениях; способствует
формированию и коррекции мыслительных операций, речи, мелкой моторики и т.д.
Необходимая часть рабочей программы - наличие в ней обязательных содержательных
линий:
- материалы, используемые в трудовой деятельности, их свойства, происхождение
(земляные смеси, семена растений, цветочные горшки, кадки, и др.);
3

- инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда (лопаты,
грабли, метлы, лейки, садовые ножницы, мерные инструменты (лента, шнур, маркер) и др.;
- технологии изготовления предмета труда: основные трудовые операции и действия
(полив, рыхление земли, пересадка, промывка цветочных горшков, обмолот, пикировка, сбор и
высаживание семян и др.);
- этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и
ограничения, инструкции по технике безопасности (правила проведения работ) и др.
Важная часть данных учебных занятий – формирование морально-этических норм
поведения, развитие чувства прекрасного, развитие умения видеть красивое во внешнем и
окружающем нас мире.
3. Описание места учебного предмета Профильный труд (растениеводство) в
учебном плане школы
Учебный план школы предусматривает изучение учебного предмета Профильный труд
(растениеводство) в 6б классе. На его изучение в 6б классе отводится 68 часов, по два часа в
неделю.
4. Планируемые результаты (ожидаемые личностные и возможные предметные)
освоения учебного предмета Профильный труд (растениеводство)
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к АООП (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического
развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам
освоения АООП (вариант 2) представляют собой описание ожидаемых личностных и
возможных предметных результатов образования данной категории обучающихся.
Основным ожидаемым личностным результатом освоения обучающимися АООП
(вариант 2) является развитие жизненной компетенции обучающихся, позволяющей достичь
максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими
возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через
индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного
опыта.
Ожидаемые личностные результаты включают сформированность мотивации к
обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества. Ожидаемые
личностные результаты освоения АООП заносятся в специальную индивидуальную
образовательную программу (далее – СИПР) с учетом индивидуальных возможностей и
специфических образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»);
2. социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и
совместной деятельности;
3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4. формирование уважительного отношения к окружающим;
5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4

9. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Возможные предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе
изучения учебного материала специфический опыт для данной предметной области,
деятельности по получению нового знания и его применению. Возможные предметные
результаты заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических
образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных
областей и конкретных учебных предметов. Обучающимся, для которых содержание предмета
базового уровня недоступно, в СИПР включается программа по предмету минимального
уровня.
Возможные предметные результаты должны отражать:
1) овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах;
овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные
трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия:
- интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами
трудовой деятельности (растениеводство);
- умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды
работ;
- умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы;
соблюдать необходимые правила техники безопасности;
- умение соблюдать технологические процессы (выращивание и уход за растениями);
- изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие;
- умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать
результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование
освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального
развития и помощи близким:
- потребность активно участвовать в совместной с другим деятельности, направленной на свое
жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:
- умение самостоятельно (или с помощью учителя) организовать свое рабочее место в
зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
- умение работать с доступными учебными принадлежностями (бумага, карандаши,
фломастеры, клей, ножницы);
- овладение отдельными трудовыми умениями: полива комнатных растений, рыхления почвы,
удаления сухих листьев, мытья горшков и поддонов;
- умение соблюдать технологические процессы (уход за растениями: пересадки растения, посев
семян);
- умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций: высаживание
рассады в грунт, полив, удаление сорняков, обрезка веток;
- умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты (лейка,
опрыскиватель, лопата, грабли и др.) с соблюдением необходимых правила техники
безопасности;
- изготовление изделий из бумаги (аппликации);
5

- применение трудовых навыков в процессе взаимодействия с учителем, сверстниками,
оказание помощи одноклассникам (при необходимости);
- соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ.
5. Содержание учебного предмета (6б класс)
Вводный инструктаж. Первичный инструктаж. Содержание обучения в предстоящем
учебном году. Организация учебной трудовой группы. Выращивание комнатных растений.
Определение необходимости полива комнатного растения (бегония). Определение количества
воды для полива бегонии. Полив бегонии. Рыхление почвы. Пересадка бегонии. Мытье бегонии.
Опрыскивание бегонии. Удаление сухих листьев с бегонии. Мытье горшков и поддонов.
Выращивание растений в открытом грунте. Перекапывание почвы. Рыхление почвы.
Внесение органических удобрений в почву. Приготовление компоста. Оформление грядки и
междурядья. Изготовление бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян
бархатца к посадке. Посев семян бархатца. Высаживание рассады бархатца в открытый грунт.
Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей. Срезание овощей.
Подготовка овощей к хранению (очищение от земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистка и
мытье садового инвентаря.
6. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы, а также с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся на уроке в 6б классе
№

1.

2.

Раздел, тема

Вводный инструктаж. Первичный инструктаж
Содержание обучения в предстоящем учебном году.
Организация учебной трудовой группы
Выращивание комнатных растений. Определение
необходимости полива комнатного растения (бегония)

Кол
ичес
тво
часо
в
3

3

3

11.
12.
13.
14.

Определение количества воды для полива бегонии.
Полив бегонии
Рыхление почвы
Пересадка бегонии
Мытье бегонии
Опрыскивание бегонии
Удаление сухих листьев с бегонии
Мытье горшков и поддонов
Выращивание растений в открытом грунте.
Перекапывание почвы
Рыхление почвы
Внесение органических удобрений в почву
Приготовление компоста
Оформление грядки и междурядья

15.
16.

Изготовление бороздки (лунки) на грядке
Выкапывание ямы

2
2

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2

Основные виды
учебной деятельности
обучающихся на уроке
Правила
безопасной
работы в кабинете.
Озвучивание правил по
технике безопасности
значения труда
Знакомство с лейками
для полива
Ознакомление с
бегонией. Планирование
последовательности
действий при поливе,
мытье листьев,
опрыскивании.
Организация рабочего
места с помощью
учителя
Просмотр
картинок,
демонстрационных
материалов,
видеофильма, рыхление
почвы
с
помощью
учителя
Рассмотрение приемов
пересадки и полива,
6

Подготовка семян бархатца к посадке
Высаживание рассады бархатца в открытый грунт
Полив растений
Удаление сорняков
Обрезка веток
Выкапывание овощей
Срезание овощей
Подготовка овощей к хранению (очищение от земли,
обрезка ботвы, просушивание)
25.
Чистка и мытье садового инвентаря
26.
Уход за комнатными растениями
27.
Добавление почвы в горшки с растениями, уплотнение
28.
Уход за дорожками и площадками на школьном дворе
Всего: 68 часов
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

обрезки веток,
выкапывания и срезания
овощей

Рассмотрение приемов
пересадки
и
полива
комнатного
растения.
Подбор
цветочного
горшка,
уход
за
дорожками
и
площадками
на
школьном
дворе
с
помощью учителя

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
С учетом того, что подготовка обучающихся к трудовой деятельности в рамках учебного
предмета начинается с формирования у обучающихся элементарных действий с материалами и
предметами, для обучения необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам
материалы, игрушки и прочее. Для осуществления элементарной трудовой деятельности
обучающихся требуются: сырье (ткань, бумага), заготовки (горшки из керамики и пластика и
др.), материал (семена растений, рассада, комнатные растения, почвенные смеси), инструменты
(лейка, лопата, опрыскиватель, садовые ножницы и др.), наглядный учебно-дидактический
материал (схемы, таблицы, рисунки, фото и др.), комплекты демонстрационных и раздаточного
материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; картинки, фото
с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и
оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы,
иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, презентации и др.; наборы
инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты и др.); расходные материалы для
труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), фломастеры, маркеры, краски (акварель,
гуашь, акриловые), линейки и различные мерки, бумага разных размеров и др.
Учебно-методические пособия:
1. Д.Б. Кудрявец Как вырастить цветы /Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. – М.: Просвещение,
1993.
2. Д-р Д.Г. Хессайон Всё о комнатных растениях, перевод с английского, научный
консультант В.Р. Филин / О. Романова, перевод – М.: Кладезь, 1996.
3. Н.М. Карман, Е.А. Ковалева, Г.Г. Зак Технология. Цветоводство и декоративное
садоводство. 5 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразоват. программы / Н.М. Карман, Е.А.Ковалева, Г.Г. Зак М.: Просвещение, 2019.
4. Ильина Е.Я., Стерлигова Е.И. Комнатные растения и их использование в интерьере. –
Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1991. – 208 с.
5. Программы для 5 – 9-х классов специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, гуманитарный издательский центр М.: Владос, 2013,
программа Цветоводство и декоративное садоводство, 5 – 9-е классы, Е.А. Ковалева

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».